При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Что бы ни говорили скептики и телененавистники, а смотреть телевизор полезно. Узнаёшь много интересного и удивительного. Например, что российские граждане и гражданки спят и видят, как бы это им попозже выйти на пенсию. Лучше всего – лет эдак в 80. Поэтому все как один приветствуют пенсионную реформу, с которой новое-старое правительство уж очень поспешает.
В развернувшемся вокруг пенсионной реформы пиаре «белые нитки», которыми он шит, так и бросаются в глаза. Взять хотя бы то, как выбрано само по себе время обсуждения – на фоне всемирного футбольного праздника, где и сборная России показала себя весьма достойно, честь ей и хвала. Понятно, что в бурное и нервное «боление» (то за своих, то за бразильцев, французов и иже с ними) пенсионные опасения не вписываются. Впрочем, похмелье рано или поздно наступит – вполне вероятно. А может, властям удастся этот риф и проскочить, что тоже – highly likely.
Вспоминается старая шутка насчёт того, что хорошее дело пиарить не станут. Но в данном случае аргументы правительства убедительны. В самом деле, число пенсионеров вскоре, как говорят, сравняется с количеством работающих, и тогда пенсионного кризиса не миновать – это во-первых. Во-вторых, стоит согласиться с тем, что критерии молодости, зрелости и старости с прошлого века сильно поменялись. Вон, в Штатах даже в президенты выбрали, по нашим прежним меркам, законченного пенсионера, а он шустрит себе не хуже молодого… Да что заокеанские примеры – у нас полно людей вполне пенсионного возраста, которые иным молодым сто очков вперёд дадут. Сейчас им готовы обеспечить условный почёт, но никак не дорогу. А они – что называется, «на ходу»
Однако это уже совсем другая история. Яростный пиар работоспособных пожилых людей никак не учитывает жизненных реалий. Вот приводят пример дамы, которую за два года до пенсии в целях омоложения коллектива вычистили из крупной компании (запомним этот факт). Дама – экономист с большим опытом – не сдалась и открыла на дому мастерскую по пошиву постельного белья (это попроще, чем шить, например, одежду, призналась героиня). Ей вроде даже деньгами помогли от государства – в кредит или безвозвратно, авторы сюжета умалчивают. Точно также за кадром остались всякие мелочи по поводу того, кто обеспечивает сбыт «самострока», и есть ли потенциал для развития этого предприятия – хотя бы на ближайшие лет пять. И уж, разумеется, никому и в голову не приходит, что опытного экономиста можно было бы использовать по прямой специальности. Если бы кто-то взял бы пятидесятитрёхлетнюю женщину на работу. Но, судя по всему, на бирже труда вакансий для этого возраста нет. И, вполне вероятно, не будет и после реформы. Скорее всего – highly likely – крупные и прочие компании продолжат процесс омоложения. А иначе куда девать вузовских выпускников, которые и сейчас порой месяцами ищут работу по специальности?
Не забудем и ещё об одном национальном проекте – цифровизации экономики. Котёнку ясно, что повсеместное внедрение IT в первую очередь автоматизирует рутинные процессы, а следовательно, «высвобождает» работников. Если без эвфемизмов – то выбрасывает значительную их часть за порог компании. Пока об этой проблеме всерьёз никто не задумывается, всё на уровне highly likely, а в русском эквиваленте – авось кривая вывезет.
Вообще неподготовленность пенсионной реформы удивляет. Ведь сколько лет уже на всех уровнях мусолят и демографический срез пенсионной проблемы, и возможности альтернативных государственному пенсионных фондов, и проблемы занятости. Кстати, что там насчёт 25 миллионов рабочих мест, которые должны были быть созданы в соответствии с прошлыми майскими указами президента? Как бы сейчас эти рабочие места пригодились! Но, похоже, и в прошлом президентском цикле в ходу была формула «highly likely», в данном случае – авось пронесёт. И пронесло ведь: практически всё правительство, за малым исключением, если и не осталось на своих прежних местах, то даже перешло на более ответственные.
Конечно, легко быть «диванным стратегом» и критиковать власти за всё на свете. Не сложнее, чем насмехаться над английским правительством, которое прочно ввело в международный лексикон это самое highly likely. Но британские проблемы далеко, а наши – вот они, налицо, и касаются каждого из нас. Оставим в покое депутатов и министров, которым пенсия в 13 и даже в 20 тысяч никак не грозит. Но 40 миллионов россиян, живущих фактически (не опираться же на посчитанный неизвестно кем «прожиточный минимум») за чертой бедности – это многовато, согласитесь. И не надо приводить в пример страны, где пенсии вообще не платят – в конце концов, в каждой избушке свои тараканы. Точно так же не стоит удивляться повсеместной ностальгии по «советским временам». Люди уже поняли разницу между наличием колбасы ста пятидесяти сортов и гарантированной спокойной старостью. В том числе, кстати, и молодые.
С этой точки зрения объявленная пенсионная реформа, конечно же, необходима – если в бюджет ПФР не будут поступать взносы за работающих граждан, откуда его наполнять? Снова из бюджета федерального? К слову сказать, экономия на повышении пенсионного возраста получается не Бог весть какая: в 2020 году вливания из федерального бюджета уменьшатся всего на 9,3 миллиарда рублей, зато в 2021 – уже на 156,3 миллиарда. С другой стороны обещанная индексация пенсий обойдётся Пенсионному фонду в 69 дополнительных (про сравнению с заложенными в его трёхлетний бюджет) миллиардов рублей, а в 2020 – уже в 74 миллиарда.
Мой коллега Владислав Лейбов несколько дней назад высказал на нашем портале свои мысли по части пенсионной реформы, отсылаю вас к его колонке и не стану повторять то, с чем «на берегу» согласна, и оспаривать то, в чём сомневаюсь. Но всё-таки хочу внести в обсуждение социально-экономической проблемы немного «человеческого фактора».
Прежде всего, конечно, волнует вопрос занятости женщин и мужчин старше 55 и 60 лет соответственно. Если не будет в законодательном порядке запрещена дискриминация по возрасту (в государственных или частных компаниях), мы – highly likely – останемся в нынешней ситуации, когда человеку старше 40-45 лет, как говорится, «ничего не светит» в смысле трудоустройства.
Если и переходить всерьёз к цифровой экономике, то стоит позаботиться прежде всего о всеобщей компьютерной грамотности (вот уж где возраст не помеха, как показывает практика) и столь же всеобщем доступе к Интернету, независимо от удалённости от столицы или крупных областных центров. Помимо всего прочего, это даст возможность развития удалённой работе, что выгодно работодателю и удобно работнику.
Абсолютно логично примыкает к пенсионной реформе и состояние здравоохранения, которое нынче людьми прежнего пенсионного возраста откровенно тяготится, и нет никаких гарантий, что более «взрослые» работающие попадут в ту же категорию нежеланных пациентов. Между тем, такие простые вещи, как качественная и быстрая дипансеризация, помогут сохранить «рабочую силу» в работоспособном состоянии. Хотя, конечно, могут и удлинить период «дожития», что Пенсионному фонду как раз совсем невыгодно.
Ну, и остаётся надеяться, что хотя бы сейчас, в процессе проведения реформы (раз уж не успели загодя) специально обученные люди в правительстве и Пенсионном фонде всё-таки просчитают её плюсы, минусы и риски. Принцип highly likely здесь не проходит.
обсуждение