При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Даже из лояльности врать не стану – новое-старое правительство особого доверия у меня не вызывает. За малыми исключениями. То есть, наверное, каждый сам по себе персонаж имеет и заслуги, и перспективы, но именно сам по себе. Команды что-то не видать. Хотя, может, рано? Вот, говорят, к осени финансово-экономический блок должен представить то ли программу, то ли план, то ли просто методику извлечения денег, нужных для пресловутого прорыва.
Конечно, я смотрела «Прямую линию» – никогда не пропускаю. Хороший формат, он позволяет увидеть срез проблем, которые в нормальном рабочем порядке не решаются. Честно говоря, сперва даже оторопь берёт, когда слышишь очередной вопрос гражданина России, который, ну совершенно ясно, должен быть решён на самом что ни на есть низовом уровне. А с этим вопросом – к президенту… Потому что все предшествующие уровни уже пройдены без видимого результата.
Нынешняя «Прямая линия» была похожа на некое селекторное совещание, благо, по конференц-связи в неё были включены губернаторы и члены правительства. Надо полагать, и те, и другие к мероприятию готовились загодя, и пас от президента принимали (во всяком случае, по видимости) во всеоружии. На все вопросы у них уже были ответы. Это лишило акцию привычной драматургии и, полагаю, разочаровало тех, кто ждал «показательной порки» больших и мелких начальников.
Но, в конце концов, Бог с ней, с драматургией. Главное, чтобы вопросы решались. И наверняка те, кто не поленился позвонить или написать президенту о своих заботах, какую-то помощь рано или поздно получат. И контроль за этим будет – «зелёные папки» пока памятны. Так что с поркой пока не всё ясно, может, и будет – в рабочем порядке.
Однако, на самом деле, многие ждали от «Прямой линии» ответа на главный вопрос: куда идём? Что будем строить, и на какие деньги? Вроде 17 триллионов уже просчитаны, но остаются восемь дополнительных триллионов, которые нужно «изыскать».
«В общем и целом понятно, откуда их можно взять, – ответил на этот вопрос президент. Это, прежде всего, рост самой экономики, и это главный источник поступления дополнительных ресурсов, это более эффективное использование имеющихся ресурсов, это настройка в некотором смысле наших макроэкономических планов и, конечно, настройка налоговой политики».
Прошу прощения за пространную цитату, но она очень важна. Обратите внимание на последовательность «источников»: первый – рост экономики, последний – настройка налоговой политики. Как известно, план роста правительство обещает предоставить к осени, зато налоговыми и сходными новациями уже готово поделиться. Например, повысить налог на добавленную стоимость с 18% до 20%, а 10-процентную льготу на книги, учебники, детские товары и лекарства – и вовсе ликвидировать (говорят, первоначально предлагали НДС вообще довести до 22%, но одумались). Таким путём денежные власти предполагают выручить четверть недостающей суммы – 2 триллиона рублей.
Ещё два триллиона ожидают получить от повышения пенсионного возраста, причём в прессу просочился самый жёсткий вариант: для мужчин на пять, а для женщин – аж на восемь лет. Скорее всего, утечка продуманная – наверняка разразится скандал, любители поговорить затеют дискуссию, и под шумок, можно протащить, предположим, вариант «пять и пять», или ещё какой-нибудь.
Пафос этого предложения понятен: пенсионный фонд мелеет, размер пенсий всё ещё оскорбительно мал, а пенсионеров всё больше. Кстати, почему их больше, никто не размышлял? Много вы в наше суровое время видели людей, которые в день Х бегут в отдел кадров писать заявление об уходе «на пенсию по старости»? Уверяю вас, сущие единицы. А вот в отделение пенсионного фонда идут, стараясь не опоздать даже на неделю. Отсюда и рост пенсионной армии.
Казалось бы, логика в решениях властей и есть, но логика несколько ущербная. За работающих пенсионеров, между прочим, работодатель аккуратно платит ежемесячные взносы, так что они-то уж точно на шее у государства не сидят. Но почему-то именно их, поставщиков средств в пенсионный фонд, лишили даже той копеечной компенсации, которую получают те, кому уже не по силам подрабатывать к своей нищенской пенсии.
Вообще аргументы радетелей повысить пенсионный возраст умиляют. Герман Греф просто-таки возмущён тем, что на пенсию выпроваживают цветущих 55-летних женщин, которые ещё рожать способны. Так не выпроваживайте, Герман Оскарович и прочие большие начальники корпораций, частных и государственных! Пусть себе работают на благо родной страны, вы будете отчислять за них взносы в ПФ, а они – откладывать на свой счёт заслуженную пенсию. Заслуженную, понимаете?
Но большие начальники ведут совсем другую кадровую политику и рапортуют о неуклонном омоложении своего штата. Маленькие начальники тоже не слишком рады ветеранам и стараются избавиться от них задолго до дня Х. Не знаю, может, на самоваре хотят сэкономить (была в советское время такая традиция – пенсионерам самовары дарили, как намёк на свободную дачную жизнь). Да что начальники…
Так что надо ещё посчитать, не съедят ли как минимум половину ожидаемого дохода пособия по безработице, пенсии по инвалидности (уже сейчас заметен интерес к этой пенсионной форме) и прочие расходы «на бедность».
Третий источник особых сомнений не вызывает, он отработан ещё в советское время: государственный заём. Правда, вряд ли ОФЗ будут покупать рядовые граждане (это вам не сталинская пора, тогда, собственно, выбора не было), да и корпоративные заёмщики после 1998 года стали весьма осмотрительными. Но будем надеяться на лучшее.
Наконец, ещё триллион рублей хотят получить за счёт очередного налогового манёвра в нефтегазовой отрасли. Если принять во внимание, что предыдущий манёвр вылился в скачкообразный рост топлива на внутреннем рынке…
Как видите, в предполагаемых мерах нет даже намёка на получение дополнительных средств за счёт «роста самой экономики». Всё – в конечном счёте, из личного кошелька россиянина. И в этом, собственно, нет ничего удивительного. Ведь не зря же кто-то назвал нынешний кабинет «правительством бухгалтеров». Бухгалтер мыслит просто – в рамках дебета и кредита. Креативные подходы – это не на его зарплату, здесь уже нужны экономисты и финансовые директора, способные предвидеть последствия (в том числе и отдалённые) принятых решений и выискивать нестандартные ходы. Способные на смелый и продуманный прогноз.
А что мы имеем в смысле прогноза? Полтора процента ВВП? Ну, хорошо, учитывая конъюнктуру, наши записные авгуры могут отважиться даже на 2,5% (благо, за неверный прогноз у нас и метеорологов не наказывают) – никак, впрочем, не аргументируя смену позиции. Между тем, задача стоит просто нахальная – выйти на пятое место среди экономик мира. Речь идёт, уж извините за повтор, именно о прорыве, никак не меньше. Наверное, такой прорыв можно совершить, только собрав все силы: финансовые, научные, производственные – в единый кулак. Пока же вместо кулака получается растопырка. То есть на словах все «за», все готовы. Но к реальным делам пока подступаются не очень. Или совсем не с той стороны. Я очень хочу ошибиться, но в первом приближении новый кабинет – это совсем не «правительство прорыва».
В который раз задаюсь вопросом: что, в стране, которая родила Кондратьева, Леонтьева, Чаянова, Канторовича, внезапно начисто перевелись экономисты? Ничуть не бывало… Есть они, работают, думают, да, спорят между собой. Но там не болото, а живая жизнь, которую надо бы почаще вытаскивать на страницы прессы и в эфир, чтобы эти споры из академических стали бы вполне конкретными. Но у нас, говорят, даже Маркса из учебной программы изъяли. В Гарварде не ленятся, изучают, а у нас – нет. Что уж говорить о современных экономистах?
Мне казалось, что в пылу предвыборной борьбы всё-таки заметят единственную выверенную, продуманную и просчитанную экономическую программу кандидатов в президенты – «Стратегию роста», сформированную в Столыпинском клубе. Ну да, заметили – чтобы всё переврать в изложении и поиздеваться вдоволь. Наверное, она не безупречна, но как основа для среднесрочного плана пока – на мой взгляд – не имеет конкурентов. Всё там есть: и про источники средств, и про налоги, и про пенсии. Честно говоря, закралась крамольная мысль: может, заинтересованные лица её просто не прочли? Так, пробежали наскоро «по диагонали», ухватились за какие-то тезисы, с коими не согласны – и на том конец.
…Будем ждать осени. Это недолго, особенно если учесть, что многие начальники блюдут традицию летних отпусков, а пресловутый мундиаль на месяц ставит страну на уши. Но отдыхать и расслабляться им, в общем-то, некогда. Если новый майский указ будут выполнять в том же темпе, что и прошлые, шестилетней давности, и теми же способами, больше напоминающими тихий саботаж, никакое пятое место нам не грозит. А жаль… Хорошая была бы национальная идея.
обсуждение