При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Тут китайцы опять отличились – приняли «закон о чистых тарелках». То есть теперь, если заказал в ресторане лишнего – всё равно должен съесть всё до крошечки, хоть лопни. Или плати штраф – за жадность.
Казалось бы, прокормить полтора миллиарда граждан с хорошим аппетитом – само по себе проблематично. Однако эту проблему в Китае решили – частично своими силами, плюс импортируя продовольствие в огромных количествах. Но когда накормили народ, выяснилось, что каждый день в помойки сытые граждане отправляют 18 миллионов тонн недоеденных продуктов. Это они наших помоек не видали…
Собственно, я не о проблеме бытовых отходов. Даже несмотря на то, что, похоже, планета скоро в них захлебнётся – редкие удачи в борьбе с мусором остроты ситуации отнюдь не снижают. Воевать с ним сингапурскими методами не везде получается – попробуйте-ка отследить мусорных хулиганов где-то в тайге, да просто в подмосковном лесу. И следить некому – лесники куда-то подевались, видно за ненадобностью?
Несмотря на то, что, похоже, планета скоро в них захлебнётся – редкие удачи в борьбе с мусором остроты ситуации отнюдь не снижают.
Однако мусорное изобилие – лишь верхушка айсберга, ибо корни уходят куда глубже. И даже не в общество потребления, которое нынче все мы представляем. Помнится, было время, когда потребительство подвергалось общественному осуждению – про него и политики нехорошо говорили, и книжки рассказывали. Но мы, уставшие от советского дефицита, воспринимали это как попытку сгладить нехватку колбасы, джинсов и дамских сапожек. Наверное, где-то так оно и было, но вот Аркадия и Бориса Стругацких, опубликовавших ещё в 1965-м «Хищные вещи века», заподозрить в пропагандистских намерениях сложно, не тот случай. Так же, как и француза Жоржа Перека, в том же году написавшего свои «Вещи». И страны разные, и авторы, и жанр, но книги об одном – как безмерная любовь к вещам выносит человеку мозги. Кстати, не самое свежее мнение – скажем, в христианстве этот грех относится к числу серьёзных и зовётся мшелоимством – слово-то какое вкусное.
К сожалению, сдвинувшаяся психология человечества – тоже не причина, а следствие. Человек, знаете ли, слаб, и если ему изо дня в день талдычить о том, сколь счастлив он будет, купив какую-нибудь бесполезную хрень, он, в конце концов, сломается и купит. Вы только посмотрите – этой самой хренью завалены магазины, и кто-то ведь получает с её продажи прибыль.
Ну ладно, оставим в покое бессмысленные мелочи и обратимся к так называемым товарам длительного спроса. Длительный, это сколько лет? Пять, десять, двадцать? Да ничего подобного. Хорошим тоном считается менять автомобиль каждые три – максимум четыре года. Иначе вы лох и нищеброд. Следовательно, домашний холодильник нужно обновлять через год-два? Это если он у вас столько прослужит без поломок… Только вот заводу куда выгоднее, если он сломается сразу по истечении гарантийного срока, на то и рассчитано.
Сдвинувшаяся психология человечества – тоже не причина, а следствие. Человек, знаете ли, слаб, и если ему изо дня в день талдычить о том, сколь счастлив он будет, купив какую-нибудь бесполезную хрень, он, в конце концов, сломается и купит.
Как всегда, углублюсь в недавнюю историю, когда партия и правительство объявили поход за высоким качеством продукции. Даже знак, помнится, специальный придумали. Впрочем, и без всякого такого знака холодильник «ЗИЛ» пахал в нашей семье около полусотни лет, и поменяли мы его исключительно из-за устаревшей внешности. А ещё есть у меня капиталистическая швейная машинка «Pfaff», которой уже 150 лет, и она всё ещё в абсолютно рабочем состоянии. Хотя внешний товарный вид, конечно, утратила.
Беда в том, что подобное качество сегодня никому не нужно. То есть потребитель, наверное, не отказался бы от надёжной бытовой техники или даже костюма, которому не то, чтобы сносу нет, но вида он не теряет даже после химчистки. Но кто ж такое позволит, если вся мировая экономическая система настроена на вал и беспрестанное «обновление»? Кавычки не случайны, ибо всем известно, что новизна смарфтона, планшета и телевизора заключается чаще всего в добавлении какой-то ненужной функции, за что производитель накидывает сверху некую сумму, а радостные потребители выстраиваются в очередь за новинкой и охотно выкладывают за неё две месячные зарплаты.
Самое время сделать вывод типа «мир сошёл с ума». Ну, не без того, конечно, но мне почему-то всё чаще приходят на ум классики экономических теорий, а вслед за ними – всякие социалисты-утописты и научные фантасты. Завидки берут, честно говоря – так у них, понимаешь, всё стройно и разумно. За прибылью никто не гонится, между тем, мир обеспечен необходимым и даже не без некоторой роскоши. Правда, здравого механизма достижения такой благости никто не предложил, а попытка выстроить новый мир, снеся предыдущий до основанья, известно, чем закончилась. Увы, лучше от капиталистического ренессанса никому не стало, а ценность колбасного фактора оказалась весьма условной. Зато корпоративная жадность уже не знает удержу – персоны из списка Forbes меряются миллиардами, как будто бы их количество (и персон, и миллиардов) хоть что-нибудь значит для человеческой цивилизации. Хотя – кое-что значит. Например, дальнейшее замусоривание небольшой планеты, а в скором времени, видимо, и всего околоземного пространства. Если нынешний кумир Илон Маск с компанией до Марса доберутся – станут вывозить мусор туда, не иначе. А куда, скажите на милость, девать весь тот хлам, который гонят тысячи конвейеров, заворачивая его на выходе в пенопласт, картон и пластик? Хлам, жизненный цикл которого рассчитан в лучшем случае на пять лет – плевочек в исторической ретроспективе.
Как хотите, но что-то надо делать с этой экономической системой. Хотелось бы без революций, но, боюсь, без неприятностей не обойдётся – извращённая экономика влечёт за собой извращённость привычек и сознания, тут основоположники были правы, о чём спорить? Значит, в какой-то момент у кого-то где-то лопнет терпение (или обострятся амбиции), и грянет очередной «бессмысленный и беспощадный» – вряд ли русский, мы это уже проходили, но какая, в конце концов, разница?
Как хотите, но что-то надо делать с этой экономической системой. Хотелось бы без революций, но, боюсь, без неприятностей не обойдётся – извращённая экономика влечёт за собой извращённость привычек и сознания, тут основоположники были правы, о чём спорить? Значит, в какой-то момент у кого-то где-то лопнет терпение (или обострятся амбиции), и грянет очередной «бессмысленный и беспощадный» – вряд ли русский, мы это уже проходили, но какая, в конце концов, разница?
Не так давно я на все корки ругала «Великую перезагрузку» Клауса Шваба, а теперь вот думаю: может, не всё я у него поняла? Чего-то такое он писал про равенство и экономику пользователей. Только как-то не верится, будто главный давосский начальник заботится о ком-то, помимо транснациональных корпораций, которым согласно его логике и должно принадлежать будущее. То есть сейчас ещё в список Forbes пробиться можно, а завтра он станет фиксированным, и выскочкам места не найдётся, будь ты хоть Марк Цукерберг, хоть Билл Гейтс. Вас тут не стояло, пожалуйте в низы.
На самом деле всемирный локдаун выпихнул наружу все болезненные проблемы, которые сопровождают хвалёный капитализм с его «благосостоянием для всех». Не получается для всех. Пока «золотой миллиард» бесится с жиру в тисках постмодернизма и толерантности, остальные живут весьма скромно (не говоря уже о тех, кто за чертой бедности или близко к ней – таковых полмира). Как ни взывает ВОЗ, никто не торопится эти бедные полмира снабдить вакциной, да и вообще, по-моему, никто, кроме России, не стремится хоть как-то им помочь. Когда прибыль важнее всего (а она на первом месте в уставе коммерческого предприятия, любого), до страданий ли африканских детей? Исключения, конечно, есть, но они лишь подчёркивают правило, когда каждый за себя.
На самом деле всемирный локдаун выпихнул наружу все болезненные проблемы, которые сопровождают хвалёный капитализм с его «благосостоянием для всех». Не получается для всех.
Нынешние экономические войны выглядели бы смехотворными, если бы не рождали кучу бессмысленных проблем. Скажем, «недемократический» российский газ или вину Китая за деиндустриализацию США. Можно подумать, будто не сами американцы стремились размещать заказы в странах с дешёвой рабочей силой… Сила со временем подорожала, а попутно китайцы много чему научились у своих контрагентов. Но – в отличие от других, считавшихся когда-то социалистическими стран – сумел сохранить самостоятельность. Во всяком случае пока сумел. Время покажет, удастся ли ему справиться с тем, что и на него нахлынуло, как на всех остальных (не считая того самого голодного полмира).
Есть такая поговорка у православных: пост-то мы пережили, справиться бы с разговеньем. Мало кто предполагал, что самые неразрешимые проблемы возникнут тогда, когда придёт пора сытости – хотя умные философы о них предупреждали. Но кто слушает философов?
обсуждение