При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Пока в Штатах продолжается выборная дискотека, обильно приправленная шалостями BLM, Европа переживает поистине трагические дни. И, возможно, главный драматизм ситуации заключается в том, что никто не понимает, как из неё выходить.
Когда сто лет назад Освальд Шпенглер написал свой знаменитый двухтомник «Закат Европы», о нём спорили, его критиковали, но никому, пожалуй, и в голову не приходило, что когда-то прогноз учёного оправдается. А он таки оправдывается – прямо на глазах изумлённых современников.
Охотников выносить фатальный диагноз больной Европе хватает, тем более что едва ли не каждый день она подкидывает всё новые поводы. Перечислять нет нужды – СМИ работают на полную мощность, к тому же их подпитывают всяческие ньюсмейкеры: президенты, премьеры и министры. Едва ли не первопричиной всех бед, которые накрыли Европу, считают поток беженцев, хлынувший в неё. Только ведь это – не причина, а следствие, точнее – одно из следствий.
А о причинах в начале прошлого века как раз писал Шпенглер, считавший, что уже к тому времени Европа перешла из периода развития (который он обозначил как «культура») в стадию увядания, по его терминологии – «цивилизацию». Если смотреть с этой точки зрения, то привычный нам комплимент «цивилизованные страны» выглядит более чем сомнительным… Ну, не стану вас больше утомлять философскими воззрениями автора «Заката Европы», давайте лучше попробуем разобраться: что же такое происходит в ЕС, почему и что из этого получится?
Вы, конечно, помните, что о «Соединённых Штатах Европы» писали ещё, так сказать, основоположники – как об идее утопической и нереальной. Ан нет! Соединились, создали общую валюту и обросли бюрократическими структурами. Как большие. А потом, уверовав в успех проекта, ринулись расширяться, вовлекая в свою орбиту прежде всего тех, что выпали из былой социалистической системы. Радовались недолго, ибо новые еврочлены потребовали не только равных прав, но и хорошего финансирования – как, например, для Польши, которую ЕС кормил весьма сытно. Выяснилось, однако, что местные экономики Евросоюзу только мешают, а без них и без привычного рынка мелким странам просто не выжить. Само собой, люди поехали за счастьем (точнее, за деньгами) в сытую старую Европу. Однако старая истина: не путайте туризм с эмиграцией – имеет под собой могучие основания. И никому здесь не нужны инженеры, учителя или юристы, а вот сантехников и сиделок, как всегда, не хватает. Обидно, но факт. Хотя к этой смене профессии европейские неофиты скоро привыкли – а куда денешься?
Тут в ЕС стало совсем хорошо: все при деле, почти у всех есть какая-никакая, а работа, и никакой тебе идеологической угрозы – коммунизм победили. Более того, представители бывших народных демократий в одночасье стали ярыми адептами капитализма. И приверженцами «новых ценностей», которые обрушились на европейских филистеров в количестве невозбраняемом, так что большинство из них застыло в шоке.
В общем, произошло примерно то же, что случилось со строителями Вавилонской башни, решившими во время оно «сделать себе имя». Древних нахалов создатель разделил на разноязычные народы, а нынешним послал беженцев – чтобы жизнь слишком сладкой не казалась. Европейцы не поняли – открыли объятия и вовсю принялись интегрировать в свою затухающую культуру арабов, африканцев, сирийцев и прочих. А они почему-то интегрироваться не захотели. И работать – тоже, хотя на них и рассчитывали, как на дополнительную и недорогую силу. Но гости предпочли жить на пособие, поскольку по их меркам оно – почти богатство.
А потом начались неприятности. Приезжие поняли, что у них на новом месте сплошные права (ибо о каких-то обязанностях гостеприимные хозяева напоминать постеснялись), и можно делать всё, чего хочется: хватать девушек в мини за любые места, взрывать петарды, танцевать на мостовой, а если уж совсем расслабиться – можно и магазины пограбить.
Открывая в приступе альтруизма границы, европейцы как-то не заметили, что к ним стали прибывать не измождённые женщины с выводком детишек, а крепкие молодые люди с дорогими смартфонами и неплохими деньгами «на первый случай». Зачем приезжают? А всё за тем же – за сытой жизнью в цивилизованной стране. В их-то странах те же европейцы за компанию с американцами, насаждая демократию, сделали жизнь не то, что бедной, а часто невыносимой. Вот ребята и решили: раз сломали нашу жизнь, теперь кормите-поите.
Можно, конечно, возмущаться такой позицией. Или посочувствовать – и гостям, и хозяевам. Но самым разумным было бы трезво оценить ситуацию и искать способы совместной жизни. А вот этого и не сумели, бросаясь из крайности в крайность. То решили запретить рождественские ёлки (якобы из уважения к иноверцам), то стали демонстрировать школьникам (в том числе и мусульманам) карикатуры на пророка. Реакция на такую открытую провокацию оказалась предсказуемой.
В шахматах положение, в которое попали сегодня европейские власти, называется цугцвангом – когда любой ход ухудшает позицию. Хотя, наверное, ввести некое подобие цензуры, дабы исключить оскорбление святынь в прессе, было бы разумным. Но что же тогда с пресловутой свободой слова? И вообще со всеми остальными свободами: от гей-парадов до демонстраций, перерастающих в погромы? Значит, идти на поводу у всяких фундаменталистов? Так толерантность же – приходится терпеть.
Немножко ностальгии… Помните, как в начале 1990-х мы воспринимали европейские станы, куда нам наконец-то открылись границы? Чистые, спокойные, самодостаточные. И как нам хотелось, чтобы у нас когда-нибудь стало «как в Европе»? Теперь не хочется, совсем. Потому что там стало плохо и грязно. Хвалёные европейские традиции как-то размылись, вирусный локдаун в этом году прикрыл даже предрождественские адвенты. Ну, предположим, пандемия рано или поздно закончится, но вернётся ли спокойствие? Что-то не похоже. Наверное, старая Европа действительно вступила в пору угасания, от этого грустно и как-то безысходно.
Кстати, Освальд Шпенглер, набрасывая перспективы развития человечества, возлагал надежды на «русско-сибирскую» культуру. Правда, когда-то её сбил с курса западник Пётр I, тем не менее, по Шпенглеру, «Россия есть обещание грядущей культуры». Что ж, сказано сильно, но вот потянем ли? У нас ведь свои проблемы – экономика, страсть к идиотским реформам, опять же, если не беженцы, так гастарбайтеры. Надо полагать, ничего подобного Шпенглер век назад не предвидел. Но, возможно, предполагал, что мы наконец сумеем учиться на чужих, а не на собственных ошибках. Правда, и на своих пока получается с пятого на десятое.
…Что до Европы, остаётся надеяться, что её долгий закат продлится ещё лет сто, хотя события последнего десятилетия иллюзий, честно говоря, не оставляют. Короче, привет от Шпенглера!
обсуждение