При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Пока оптимисты обсуждают идею введения в России безусловного дохода, реалисты верстают бюджет.
И, само собой, ищут, откуда бы ещё выжать дополнительные доходы.
Собственно, чего искать-то. Самые верные доходы неизменно выжимаются из населения. Тут важно завернуть горькую конфетку в правильный фантик. Например, поднять акцизы на табак в полном соответствии с ужесточением антитабачного законодательства. Нужды нет, что никакие запреты не способны отучить людей от «пагубной привычки» – как свидетельствует статистика, в России продолжают курить около четверти населения, то есть больше 30 миллионов человек. Среди них и такие известные и уважаемые личности, как, например, министр иностранных дел Сергей Лавров и знаменитый актёр Михаил Боярский. Но мы их, конечно, любим не только за это. И вообще разговор не о вреде курения – пусть на эту тему законодатели рассуждают, им больше делать нечего, да, похоже, и IQ наших депутатов и сенаторов дальше банальностей их не пускает.
Разговор о другой пагубной привычке, встающей на пути каждого российского кабинета министров с регулярностью пресловутых граблей. Во что бы то ни стало свести расходы с доходами, даже если для этого понадобится очередное повышение налогов и акцизов. И даже если оно, это повышение, в очередной раз затормозит экономический рост. Впрочем, его и так нет, тогда какой смысл стараться?
Самые верные доходы неизменно выжимаются из населения. Тут важно завернуть горькую конфетку в правильный фантик.
Такое впечатление, что для наших финансовых и экономических властей есть два ночных и дневных кошмара – инфляция и дефицит бюджета. Ну, инфляцию худо-бедно держим (ползучее повышение цен на импортные товары из-за ослабления рубля – видимо, не в счёт, там как-то по-другому считают). А вот бюджет должен быть если не профицитным, как в последние, докризисные годы, то хотя бы по нулям. Иначе – просто катастрофа.
Поэтому принимается решение: повысить плату за пользование природными ресурсами и поднять табачные акцизы выше инфляции.
Не стану высказывать свои доморощенные соображения на сей счёт, лучше процитирую сопредседателя Партии Роста, профессора Высшей школы экономики Евгения Когана: «…Рост налогового давления на бизнес – это последнее, что необходимо, ведь повышение ставок – всегда дополнительный фактор, который депрессивно влияет на экономическое развитие. Сегодня нам надо определиться, что у нас во главе угла: либо сокращение дефицита бюджета (баланс доходов и расходов), либо экономический рост. Большинство стран нормально живут в условиях дефицита бюджета и, собственно, не пытаются по этому поводу ничего особенного делать, покрывая недостающую часть за счёт заимствований. Мы же почему-то жертвуем экономическим ростом за счёт наполнения казны. Полагаю, в данных условиях повышение налогов для компенсации выпадающих доходов в период коронавируса – неправильная политика. Гораздо лучше сегодня или иметь дефицит, или сокращать расходы, но только в одной сфере – в урезании трат чиновников. Это единственная статья, которую можно и нужно трогать».
Ну, что там с тратами на чиновников, судить не берусь, ибо с подробностями не знакома. Зато из кризиса в кризис наблюдаю «пагубную привычку» властей поднимать налоги и взносы (это такой налоговый эвфемизм). Так, помнится, лишили части льгот малый бизнес, вновь нагрузив его социальным налогом (пардон, взносом). Так ни с того ни с сего задрали НДС. Так произвели «налоговый манёвр», побуждающий экономить на добыче энергоносителей и наращивать их экспорт. Это при том, что, например, газификация в стране – ниже всякой критики. Владимир Путин даже специально поручил Алексею Миллеру плотно заняться этой проблемой. Слава Богу, спохватились.
Разговор о другой пагубной привычке, встающей на пути каждого российского кабинета министров с регулярностью пресловутых граблей. Во что бы то ни стало свести расходы с доходами, даже если для этого понадобится очередное повышение налогов и акцизов. И даже если оно, это повышение, в очередной раз затормозит экономический рост.
Вот никак не возьму в толк: почему, когда в других странах во время кризисов вводят «количественное смягчение», у нас ровно наоборот – идёт ужесточение денежно-кредитной политики. Ну, справедливости ради надо отметить: в нынешний кризис ЦБ как раз пошёл по смягчающему пути. Хотя в ходе последней пресс-конференции его глава Эльвира Набиуллина дала понять, что расслабляться не стоит.
Вообще-то мысли о грядущих неприятных сюрпризах приходили ещё весной, когда правительство и Банк России щедро раздавали деньги и льготы. Потому как ведь за всё надо платить. То есть надо понимать, что с 2021 года начинается период возвращения долгов населения правительству? Не рановато ли? Ни бизнес, ни народ в целом пока ещё не очухались от ковидного кошмара. Собственно, пандемия продолжается, даже есть некоторый рост заражённых. Те, кто потерял работу, вряд ли устроились на новую – некуда. В Москве первые этажи зияют пустыми витринами, многие мелкие предприятия приказали долго жить. В такой ситуации надо бы действовать очень аккуратно, если хотите, бережно, с оглядкой на явно просевший уровень жизни населения.
Между тем, планируемые правительством меры – отнюдь не точечные. Каждая из них лишь начинает цепочку проблем. Повышение платы за природные ресурсы неминуемо, через несколько шагов, ведут к удорожанию ГСМ. Дальше продолжать надо? Так что не удивляйтесь, когда таксисты поднимут цены за проезд, а в очередной платёжке за ЖКУ «почему-то» вырастет стоимость отопления.
Понимаю, что попытка вступиться за курильщиков может вызвать праведный гнев адептов здорового образа жизни. «Да какие они люди!» – снова цитирую бывшего депутата, а ныне сенатора. Вы очень удивитесь, сенатор, они – люди, числом больше тридцати миллионов равноправных вам граждан. Ну, давайте заставим их платить на 20 рублей больше за пачку сигарет (по оценкам, так скажется повышение акциза). Думаете, они бросят курить? Да, знаете, не бросят. А ваша цель другая – чтобы им, курильщикам, хуже было. Небольшой же вклад в бюджет – это так, семечки… Вы, видимо считаете, будто таможня сумеет пресечь контрабанду? Частично – сумеет. Но возобладает продажа всякого контрафактного табачного барахла, неизвестно из какого мусора сделанного. Судя по всему, аналогичная война с алкоголем ничему не научила – никто же не считает тех, кто отравился или даже погиб, купив фальсифицированный коньяк (не для того, чтобы напиться – это же не дешёвая водка).
Планируемые правительством меры – отнюдь не точечные. Каждая из них лишь начинает цепочку проблем. Повышение платы за природные ресурсы неминуемо, через несколько шагов, ведут к удорожанию ГСМ. Дальше продолжать надо? Так что не удивляйтесь, когда таксисты поднимут цены за проезд, а в очередной платёжке за ЖКУ «почему-то» вырастет стоимость отопления.
Понимаю, что тут же возникает вопрос: а откуда тогда брать дополнительные деньги? Ну, хотя бы занимать, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Занимать продуманно, не залезая в долги по уши. Да этого и не требуется, если к тому же правильно считать расходы. Есть статьи, пересмотру не подлежащие: социальные нужды, пенсии, школы, дороги и так далее. Есть сомнительные – скажем, ежегодная и тотальная перекладка плитки на столичных тротуарах. Есть вообще необязательные, типа замены служебных автомобилей на более престижные или мебели на более дорогую. В каждом отдельном случае – это пара-тройка миллионов, итоговая же сумма исчисляется миллиардами. Скажете, мелочусь? Вот отсюда и наши беды, не привыкли мы «по зёрнышку клевать». Между тем, любой правильный предприниматель скажет вам, что счёт начинается с рублей, а выливается в миллионы.
Высказаться я высказалась, только, боюсь, даже если все аналогично мыслящие профессора и даже академики напишут в правительство своё мнение, их не услышат. А Госдума, как всегда, проголосует «за», почти единодушно. Ведь не думаете же вы, будто депутаты изучают проект бюджета? Ну, разве что профильный комитет пролистает… Так что в нашем случае проект – значит, бюджет. Смиритесь.
обсуждение