При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Можно по-разному оценивать реакцию властей и общества на свалившуюся беду в виде Covid-19, но, с любой точки зрения, экономические меры государства в поддержку как предприятий, так и людей — поистине беспрецедентны.
Оставлю на совести всяких умников призывы завалить страну «вертолётными» деньгами — если умники хорошо подумают, то сами поймут всю глупость подобных лозунгов. Есть нормальный, проверенный алгоритм политики властей в стрессовых ситуациях: помогать тем, кому помощь требуется. Строго говоря, всем — всё равно не получится. И потому, что «у кого суп не густ, а у кого жемчуг мелок», и потому ещё, что элементарно не хватит никаких резервов.
Опять же, не стану критиковать президента и правительство ни за «жадность», ни за «разбазаривание средств ФНБ» — ни того, ни другого не наблюдаю. Есть ситуация, и есть попытки выйти из неё относительно малой кровью. Выплаты на детей вообще, по-моему, обсуждению не подлежат: пусть деньги и небольшие (правда, это по столичным меркам), но лучше такие, чем «большое спасибо». С помощью предпринимателям, так же, как и с дополнительной оплатой медиков, работающих на Covid-19, дело обстоит сложнее. На уровне президентских указов всё выглядит отлично. Более того, и деньги уже спущены. А потом выясняется, что доплаты медикам реализованы они едва ли не на половину, портал госуслуг никак не выдерживает наплыва заявлений от родителей — висит и падает, а обещанные кредиты банки зажимают под любым удобным предлогом.
У этого модного нынче явления есть вполне тривиальные корни. Собственно, чего говорить про какие-то там эксцессы, если существует понятие «безответственность». То есть такая практика, когда никто не отвечает за последствия того или иного решения.
Для подобных ситуаций есть специальный термин — «эксцесс исполнителя». И не надо думать, будто это — один из феноменов коронакризиса. Ничуть не бывало. Просто кризис беспощадно обнажил многолетнюю проблему исполнительской дисциплины на всех уровнях. То, что в «мирное время» мы называли бюрократией и волокитой, обратилось в пору всемирного стресса в тот самый эксцесс, а точнее — в многочисленные эксцессы исполнителей.
Вроде бы не время нынче философствовать на эту тему — нам бы выйти с терпимыми потерями из горячего периода, разбираться потом будем. А вот тут есть у меня сомнения. «Спустить на тормозах» — это уже прямо-таки национальная забава. Не будем уж вспоминать Сердюкова с Васильевой, возьмём относительно свежую ситуацию. Вы помните аргументацию, на основании которой нас всех (не больных, здоровых) посадили в самоизоляцию? Да, именно, чтобы не перегружать клиническую базу — коек в стране, и в её столице, в частности, маловато. И ни слова о том, чьими распоряжениями в рамках «оптимизации» (не к ночи будь помянута) были закрыты десятки вполне благополучных больниц, где в худшем случае требовался даже не капитальный, а просто текущий ремонт. Хуже того, известны случаи, когда и ремонт делали, а клинику всё равно закрывали. В Москве, кстати сказать, под шумок оптимизации прикрыли две инфекционных больницы, помимо всех прочих. А теперь ударными темпами строим «под вирус» госпитали, сильно смахивающие на холерные бараки прошлого, разве что стройматериалы поновее.
Вот мне интересно, кто-то у нас деньги считает? Сколько «сэкономили» на сокращении числа коек и сколько теперь приходится тратить на то, чтобы как-то его возместить? Я уже про такие мелочи, как удобство для людей (больных, ибо здоровые по клиникам и поликлиникам не шастают), вынужденных теперь как-то добираться до некоей базовой поликлиники, чтобы попасть к не самому экзотическому специалисту. Потому как в его родной поликлинике теперь в основном «врачи общего профиля», в лучшем случае — рентген и процедурный кабинет, чтобы сдать анализы. Кто вообще придумывал эту медицинскую реформу? Хотя, чего я вопросы задаю — все её инициаторы и реализаторы известны поимённо — правда, они уже на других должностях, но не менее ответственных и вполне руководящих.
На уровне президентских указов всё выглядит отлично. Более того, и деньги уже спущены. А потом выясняется, что доплаты медикам реализованы они едва ли не на половину, портал госуслуг никак не выдерживает наплыва заявлений от родителей — висит и падает, а обещанные кредиты банки зажимают под любым удобным предлогом.
В старые советские времена была такая практика: «бросить на прорыв» — и отправляли, скажем, инженера с завода начальником МТС, партаппаратчика — председателем колхоза или заместителем директора завода. Товарища Бывалова из «Волги-Волги» помните? Тоже «брошенный». Ну, в кинокомедии вред от него шутейный, а в жизни всё много серьёзнее. Поскольку человек не на своём месте — это катастрофа. Сначала для отдельно взятого предприятия, потом для структуры, а в конечном счёте и для государства в целом.
Есть ещё одно волшебное слово — компетентность. Попросту говоря, соображает кто-то в своём деле, или оно для него — явно «не своё». Как-то на одном из совещаний президент пошутил в том смысле, что мы, мол, теперь все тут вирусологи. Горькая вообще-то шутка. Ибо никак не нужно мэру города или министру изображать из себя вирусолога — и не получится, и для дела вредно. Впрочем, вирусологи и прочие эпидемиологи тоже в своём лагере раскололись. Одно время их пользовали во всяческих шоу в хвост и гриву, отчего публика впадала в когнитивный диссонанс: то ли носить маски, то ли нет, то ли скоро пандемическое «плато», то ли еще пару лет проведём на карантине — специалисты никак не могли между собой договориться. Да и сейчас не могут.
И ладно бы только вирусологи. Но вот в социальных сетях завязалась дискуссия по поводу 12 мая — то ли выходим на работу, то ли по-прежнему сидим дома? Вроде бы Путин сказал: ослабляем режим, а Собянин с Воробьёвым его, наоборот, ужесточили. Уж не знаю, как каждый для себя эту проблему решил, но что-то здесь представляется не совсем логичным. А логичным было бы, наверное, выявлять и изолировать больных, а здоровым всё-таки вернуть право на работу и гигиенические прогулки в парках и скверах (да-да, больше двух не собираться, а при виде встреченного гуляющего натяните маску получше).
Справедливости ради надо сказать, что проблема — отнюдь не национальная. Никто в мире так её и не решил. Никакие ВОЗ, научные институты и патологоанатомы не поняли до конца ни природу вируса, ни методы борьбы с ним. Не повторилась бы ситуация с ВИЧ — сколько лет уже идут изыскания, а надёжных методов лечения так и нет. Что это, бессилие современной науки или всё те же эксцессы исполнителей?
Вот мне интересно, кто-то у нас деньги считает? Сколько «сэкономили» на сокращении числа коек и сколько теперь приходится тратить на то, чтобы как-то его возместить?
Вообще-то у этого модного нынче явления есть вполне тривиальные корни. Собственно, чего говорить про какие-то там эксцессы, если существует понятие «безответственность». То есть такая практика, когда никто не отвечает за последствия того или иного решения. Причём, прошу заметить, по поводу пожара, аварии с жертвами или, скажем, недоплаты налогов заводится уголовное дело. За оптимизацию же здравоохранения слегка пожурили и отправили на другие должности. Или даже никуда не отправили. И не пожурили. Как там будет с недошедшими до медиков деньгами или в повисшим порталом госуслуг, пока тоже неясно.
Я это не к тому, что надо бы всех судить и сажать — проехали, было уже. Но как-то надо было бы сделать так, чтобы всерьёз проколовшийся руководитель либо срочно исправлял ошибки, «не жалея живота своего», либо отвечал должностью. Причём не переводить его куда-то с повышением, но на время (а может, и навсегда) отстранять от масштабных дел. Понимаю, людей с управленческим опытом всегда не хватает, и не оставляет искушение «попробовать» штрафника на новой должности, авось, там себя оправдает. Опять же, бережём людей. А то, что на совести такого штрафника судьбы, а порой и жизни тысяч людей «не при должности», а просто — обычных граждан, не смущает? К сожалению, «эксцессы исполнителя» на более или менее руководящих постах обходятся стране крайне дорого.
…Порой мне кажется, что коронакризис ниспослан нам (всем, не только россиянам) как предостережение и шанс выйти-таки на верный путь. Он не только наглядно показывает все слабые места и недоработки, но даёт возможность исправить многие ошибки. Было бы странно прогулять урок, оплаченный столь дорогой ценой.
обсуждение