При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как известно, президент – гарант конституции. В России он гарант всего на свете. Достаточно посмотреть любую пресс-конференцию или «прямую линию», где к главе государства обращаются с просьбами, например, ускорить починку крыши. Говорят, патернализм это. Ну, может, и так.
Однако, каким бы работоспособным и отзывчивым ни был президент, а все проблемы удержать в голове и ему не под силу. А тем более – их решить. В помощь ему – так называемая команда. Предполагается, что команда единомышленников. Там большая компания: и министры, и помощники, и советники, и депутаты с сенаторами. Каждый – на своём посту, но, если что не получается, претензии к гаранту: почему не досмотрел? Хотя, быть может, вопрос должен бы звучать иначе – почему доверился тем, кто дело провалил? Но всё чаще рядовые граждане спрашивают друг друга о том, по какой такой причине проваливших дело чиновников не то, что не наказывают, а даже двигают по карьере – если и не по вертикали (впрочем, и так бывает), но уж точно по горизонтали.
Ломать – не строить
Самая неутихающая тема для общественных дискуссий – реформа системы образования. Вроде бы давно убрали с должности министра Андрея Фурсенко, прославившегося тем, что главной задачей нашего образования он провозгласил не что-нибудь, а выращивание «квалифицированного потребителя». Наверное, Аристотель с Песталоцци и Ломоносов с Ушинским не одну сотню раз в своих гробах перевернулись, но кто же сейчас вспоминает старичьё? Убрать-то реформатора убрали (правда, недалеко, в помощники перевели), но дело его живёт и побеждает. Имеем теперь систему, выращивающую тучу безграмотных дебилов, зато успешно маскируем бедствие несколькими сотнями талантливых ребят, собранных в специальные центры для одарённых и побеждающих в международных олимпиадах. Впрочем, если послушают всезнающего новатора Германа Грефа, то скоро уберут, например, физматшколы – как вредный пережиток советской образовательной системы, по его мнению. Пока они держатся, но известно же, что побеждает тот, кто ближе к начальству. А Греф ближе, нежели какие-то представители фундаментальных наук. Так что окончательный развал образования при таких советчиках – дело недолгого времени.
В прошлом году, когда на весь свет обрушилась пандемия, некоторое время вспоминали создателя советской же системы здравоохранения – как ни странно, с благодарностью. И ругали нынешних реформаторов, уполовинивших число больниц, коек и врачей – якобы с целью оптимизации. Потом вспоминать перестали, а начали ударными темпами строить «холерные бараки» нового образца. Хотя вроде бы логичнее было бы отремонтировать закрытые, но пока ещё сохранные клиники. Если из них ещё не растащили оборудование. Те же бравые строители Сергея Шойгу смогли бы за считанные недели привести здания в порядок. Но, наверное, кому-то времянки строить выгоднее, как и устраивать ковидные отделения в выставочных павильонах.
А где, кстати, пребывают ныне медицинские реформаторы? Не волнуйтесь, они в полном шоколаде. Главный начальник оптимизации Татьяна Голикова – вице-премьер и глава оперативного штаба по борьбе с коронавирусом. Экс-министр здравоохранения Вероника Скворцова тоже при деле – руководит федеральным медико-биологическим агентством. И обе прекрасные блондинки регулярно вещают с телеэкранов, убеждая граждан срочно вакцинироваться. Надо полагать, по окончании пандемии (а она когда-то да кончится) их ждут очередные награды, поощрения и признательность высокого начальства.
Что любопытно, сама Голикова как раз год назад оценила результат усилий доблестной команды реформаторов: «Оптимизация медицины была проведена ужасно». Вообще-то после такой самооценки в приличном обществе принято просить об отставке и уходить из руководящей сферы. Но только не у нас. Это же не советская номенклатура, где министра могли «сослать» в председатели колхоза или заводские директора. Нет, наша российская номенклатура – ужас какая демократичная и лояльная.
Если приводить примеры из конкретной экономики, то самый показательный – реформа РАО ЕЭС, крупнейшей энергокомпании мира. Для чего-то (хотя котёнку ясно, для чего) понадобилось её раздробить на кучку (воспользуюсь формулировкой из Википедии, уж извините за такую вольность) «естественно-монопольных, а также приватизированных генерирующих и сбытовых компаний». То есть от одной монополии ушли к нескольким, а самые дешёвые тарифы на электроэнергию (как для производства, так и для частных лиц) остались лишь в ностальгических воспоминаниях.
Неудивительно, что для разрушения единой энергосистемы призвали Анатолия Чубайса, маэстро ваучерной приватизации, по сути, заложившего основы российского олигархата. Честно говоря, трудно подобрать в номенклатуре новой России персонаж, вызывающий поистине общенародную ненависть. Тем не менее, порушив ЕЭС, сей славный деятель получил в своё распоряжение государственную корпорацию нанотехнологий, со временем преобразованную в АО «Роснано». Для широкой публики осталось загадкой, чем там занимались, зато у всех на памяти ролик, где глава «Роснано» на корпоративе в честь надвигающегося 2016 года к восторгу подвыпившего зала заявляет: «У нас очень много денег. Просто совсем много…». Теперь вот, говорят, обанкротилась компания.
О том, почему Владимир Путин в декабре 2020 года убрал своего земляка Чубайса с поста президента «Роснано», кроме досужих догадок, ничего не сказано. Зато много говорили о возможных перспективах: то ли пошлют работать в ООН, то ли дадут поруководить Арктикой, то ли вообще отправят на пенсию (возраст вполне позволяет). Не тут-то было! Всплыл Анатолий Борисович в ответственной должности представителя президента по связям с международными организациями. Теперь, говорят, будет главным по переходу к «зелёной» экономике. Так что не расслабляйтесь, всё ещё впереди.
Таксист как рупор общественного мнения
Для кого-то, может быть, лидеры общественного мнения – Даня Милохин или Мария Шукшина, а вот лично для меня выразителями этого самого мнения уже давно стали таксисты. Они, как губка, впитывают в себя разговоры пассажиров и на этом основании формируют собственную позицию. Принимать её или пропускать мимо ушей – это уж ваше дело. Плюс – наличие чувства юмора.
Но, если говорить всерьёз, цепляет одна особенность этих таксистских суждений – их любимое выражение: «все нам врут». Имеются в виду средства массовой информации и власти всех уровней. Время от времени накал недоверия ослабевает, но в последние полтора-два года он просто зашкаливает. Мне, как журналисту с полувековым стажем, слышать это обидно, но приходится согласиться. Да, врут. Или недоговаривают. Или манипулируют.
Возьмите хоть ту же образовательную реформу. Нас убеждали, что, мол, введение ЕГЭ позволит юным талантам из провинции без блата и взяток поступать в столичные вузы. На самом же деле коррупция просто переместилась на местный уровень. Манипуляции с результатами тестов общеизвестны – кого-то удаётся поймать за руку, но чаще всего все повязаны так, что и концов не найти. В итоге в университеты и академии (у нас теперь только так, институт – это мелковато) поступают «стобалльники», пишущие корову через ять и не знающие таблицы умножения. Скоро, уже совсем скоро мы достигнем уровня США, где, по сведениям из американских источников, около 43 миллионов человек практически не умеют читать и писать… Иными словами, результаты усилий реформаторов у всех на виду, и как после этого верить их победным реляциям? Как воспринимать «плюсы» дистанционного образования, если ваш собственный отпрыск деградирует на глазах?
Ещё хуже с медициной. Хотя вообще-то этот вопрос тесно связан с предыдущим – об образовании. Доктор, консультирующийся с интернетом по поводу диагноза, уже не экзотика. Даже если это врач общей практики, считающийся более продвинутым, нежели обычный участковый. А ведь все они – дипломированные медики, учившиеся шесть лет. Правда, годичную интернатуру упразднили ещё в 2017-м, а ординатура как бы и вовсе не обязательна. Зато есть процедура аккредитации. А в соответствии с письмом Минздрава от 20 июля 2017 года отныне право практиковать получает любой выпускник медвуза сразу же после его окончания.
Откуда такой либерализм? Ответить можно одним словом – протокол. Это раньше врачевание считалось искусством (читайте Гиппократа, Пирогова и Боткина) и требовало жизни для его постижения. Теперь доктор «лечит» вас по протоколу – если там написано, что при температуре надо давать какой-нибудь «фуфломицин», а давление снижает такой-то препарат, он его и назначит. И чихать ему на последствия – протокол не предполагает индивидуального подхода. И где на него время взять, если приём ограничен 15 минутами?
В результате подобных новаций уважающие себя и своё дело врачи подались в платные клиники, где протокол как бы и есть (а как же, это положено по закону), но доктор несёт ответственность за пациента. В официальной, страховой медицине ответственности нет никакой, разве что родственники умершего по причине неправильного лечения больного добьются чего-нибудь через суд.
Если уж заговорила о медицине, выскажу своё мнение и о том, почему многие не хотят прививаться от «короны». Да, всё от того же недоверия. Когда вам сначала говорят, что вакцина на 98% предохранит вас от заражения, а потом – что не предохранит, но спасёт от смерти, вы поневоле начинаете сомневаться. Может быть, не надо было с порога так высоко задирать планку? Может, стоило бы взвешивать свои слова и не предоставлять эфир кому попало? Возможно, Анна Попова и хороший специалист по гигиене и всему, чем занимаются санэпидстанции, но ведь не вирусолог. И с какой стати вирусологические заключения выдаёт московский мэр, бывший специалист по металлорежущим станкам? Не говорю уже о дебильной антиковидной рекламе и приглашении в морг, которое выдала противникам вакцинации группа врачей, вроде бы представителей гуманной профессии. Друзья мои, а вы не забыли о понятии ятрогении? Непосвящённым разъясню: термин этот означает согласно Большой медицинской энциклопедии «отрицательное воздействие врача на больного, когда вместо терапевтического эффекта у больного создаются представления, усугубляющие его болезненное состояние, или образуется психологический комплекс новой болезни». Ну да, в протоколах об этом ни слова…
Точно так же подогревают недоверие административные меры и угрозы сделать вакцинацию безусловно обязательной (хотя кое-где уже и сделали). У нас всё-таки не Китай, строем ходить не приучены. Русского человека ломать через колено нельзя – опасно.
Коротка ли «скамейка запасных»?
Признаться, я отношу себя к породе социальных романтиков. То есть, знаете ли, верю в прогресс человечества. Вопреки всему, что происходит. Всё-то мне кажется, что люди наконец начнут уважать себя, а значит, и тех, кто рядом. И даже тех, кто от тебя зависит. Боюсь, никакие синяки и шишки от оптимизма меня не излечат. И даже сознание того, что «жить в эту пору прекрасную уж не придётся».
Теперь о том, что этот мой оптимизм поддерживает. За немалую свою жизнь я встретила множество хороших, талантливых, работящих людей. И лишь десяток-другой подлецов и подонков, счёт – явно не в их пользу. К сожалению, немало встретилось и равнодушных, есть такие – с пустыми глазами. Почему-то особенно много подобных персонажей среди чиновников разного уровня. Чем-то их не тем кормят, что ли?
Очень обнадёжила меня в своё время программа «Лидеры России». Главным образом потому, что с некоторыми из её участников была знакома и могла оценить масштаб личности и то самое неравнодушие, которого так не хватает у аппаратчиков. Увы, те, за кого я болела, не вышли даже в полуфинал, видать, не проявили себя. А уж 300 назначений за три года, при том, что регистрацию прошли 660 тысяч человек, и вовсе повергли в уныние. Это – никакой не социальный лифт, а что-то вроде лотереи, не более того. Посмотрела списки победителей и расстроилась: как ни обидно, ярких личностей нет.
Когда оценивают кадровую политику президента, часто говорят о короткой «скамейке запасных». Да и реально – новых лиц во властных структурах появляется крайне мало, в основном какие-то рокировочки, где явно проштрафившиеся начальники передвигаются на другие должности и порой с повышением (вспомните непотопляемого полиглота Виталия Мутко – он и сейчас на хлебном посту). Или что, оскудела российская земля талантами? Да никогда не поверю, даже несмотря на разрушительные реформы. Значит, просто не ищут. С другой стороны, зачем искать-то – а вдруг подсидят?
При таком подходе никакой «скамейки запасных» не предвидится. Да и не нужна она. Если система образования, профориентации, оценки результатов (ох, только не надо про KPI) и карьерного продвижения выстроена правильно, люди вырастают естественным образом. И тогда в президентскую команду приходят люди, способные как предлагать решения и давать советы, так и (что ещё важнее) отвечать за них.
Может быть, кто-то их них дорастёт и до многотрудного президентского поста. Чтобы накануне 2024 или 2030 года не пришлось подбирать кандидата из команды КВН.
обсуждение