При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Итак, к 7 ноября, дню Революции, она действительно свершилась. Победа в США Дональда Трампа и республиканцев в Конгрессе определила вероятные перспективы на финансовых рынках. Каковы они теперь для доллара и что влияет на него?
«Революционный держите шаг», –
Писал в восторге когда-то Блок.
Инфляционный приходит MAG,
Держись, Китай, евроблок, налог…
Лозунг Трампа – «Сделаем Америку снова великой», Make America Great Again, MAGA. Ждём этого «мага», его «магические» действия.
Для доллара неутомимый «волшебник» обещал ослабление, чтобы повысить конкурентоспособность американских товаров. Но вот в чём парадокс. Меры неистовой защиты внутреннего рынка и стимулирования своего бизнеса могут принести обратный эффект для «зелёного». Делать его более дорогим. Каким образом? Давайте по порядку.
1. Анонсирован резкий подъём таможенных тарифов на импорт, прежде всего из Китая и ЕС. Из Поднебесной – до 60% с нынешних 12%. Из остальных стран – до 20%. Сравните: сейчас средние ввозные пошлины – лишь 2%, по официальным данным. Это способно сильно ограничить поступление товаров извне. Но тогда для американцев меньше надо продавать свои кровные доллары, чтобы покупать утки по-пекински и Volkswagen из Вольфсбурга. Предложение долларов внутри страны сократится. Это фактор роста их цены, то есть курса.
2. Уменьшение поступления импортной продукции снизит наполнение рынка. Это ведёт к повышению цен на нём – и на ввозные, и на «отечественные» товары. Здесь весомый фактор «инфляции продавцов», то есть издержек.
3. Обещаны налоговые послабления. Срезать корпоративный налог с 21% до 15% для производств в США. Продлить налоговые льготы. А также сократить ряд налогов на физлиц. Конечно, надо радоваться, стимулируется внутренний рынок. Но ведь есть и эффект нагнетания «инфляции покупателей», то есть спроса.
4. Сжатие налогов снизит поступления в бюджет. Это увеличит его дефицит на $3 трлн за 10 лет, как считает журнал Economist. Здесь также простор для разгула роста цен.
5. Масштабная депортация нелегальных мигрантов сократит предложение дешёвой рабочей силы и повысит зарплаты и затраты бизнеса.
6. В результате мер данной политики инфляция к 2026 году способна подняться до рубежей между 6% и 9,3%, по оценке Института мировой экономики Петерсона в Вашингтоне. А ведь это выше страшного пикового уровня 9,1% в июле 2022 года.
Итак, инфляция может стать вновь жуткой проблемой для ФРС, с таким трудом обуздавшей её до 2,4% к ноябрю 2024 года. Это способно вынудить регулятор притормозить снижение ставки. То есть опять-таки поддержать доходность и курс доллара. Недаром на своём заседании 7 ноября Федрезерв был осторожен. Хотя и предсказуемо уменьшил ставку с 5% до 4,75%, но не говорил чётко о грядущих её сокращениях. И убрал из заявления прежнюю фразу о том, что инфляция уверенно снижается и идёт к цели 2%.
Чуткий рынок отреагировал понимающе. Ожидание ухода ставки с 4,75% до 4,5% в декабре упало до 66% с 81% за неделю, согласно фьючерсам.
И тут – драматичная коллизия у главы ФРС Джерома Пауэлла. Ведь Трамп очень просил его не снижать процент до выборов, чтобы демократы не представили это как своё достижение. Но Пауэлл всё же сильно и не совсем обоснованно срезал в сентябре ставку сразу на 0,5 проц. пункта, вопреки Трампу.
По той же аналогии с революцией 1917 года мне это напоминает известный демарш Григория Зиновьева и Льва Каменева перед восстанием. Они «пошли против линии партии», открыто опубликовав несогласие с решением о нём. Владимир Ленин счёл это предательством и, уже став во главе страны, писал: «Октябрьский эпизод Зиновьева и Каменева, конечно, не являлся случайностью».
Так вот, будет ли Трамп, уже тоже глава государства, вспоминать «сентябрьский эпизод» Пауэлла? Ведь теперь ситуация противоположная. Сейчас новому президенту, в отличие от сентября, нужно, чтобы ставка именно снижалась. Для его политики стимулирования производства и для сокращения процентов по обслуживанию госдолга. И Трамп может пока не обращать внимание на инфляцию. Ведь он только в начале своего срока.
Но Пауэлл-то ответственен за рост цен. И сейчас он заинтересован в относительно высокой ставке, чтобы противодействовать грядущей «трампфляции». Так что роли поменялись с точностью до наоборот. Очень вероятно противостояние Трампа и Пауэлла. При всей юридической независимости Федрезерва, у президента есть некие рычаги воздействия. Так что Пауэлл по аналогии с прозвищем уходящих в отставку политиков может стать «хромой уткой», со слабым весом. Вернее, с учётом действия антикитайских пошлин, «хромой пекинской уткой»… Но однако, несгибаемый Пауэлл уже наперёд заявил 7 ноября, что не уйдёт со своего поста.
Таким образом, если все эти перипетии станут реальностью, доллар скорее ждёт некоторое укрепление.
Тем более, что по другую сторону от него – экономики Европы, Китая, у которых и без того не лучшие времена. А если по их экспорту в Штаты будет нанесён удар пошлинами Трампа, нужно тем более стимулировать хозяйство и удешевлять экспорт. Как? Конечно, смягчением денежной политики, снижением ставок, ослаблением валют. По отношению к ним «зелёный» получит преимущество.
Подобные соображения на «революционной» неделе с выборами и заседанием ФРС привели к укреплению доллара. Оправдался мой технический прогноз на Finversia 4 ноября: «Коррекционные уровни поддержки для индекса доллара USDX – 103,2-103,4 п.п. ... А при пробое вверх уровней 104,6 п. можно ждать штурм 104,9-105 п.»
USDХ действительно опускался к минимуму недели на 103,3 п. и затем поднимался до 105,3 п., а новую неделю открывает на 104,93 п.
Теперь сложился текущий диапазон 103,9-105,3 п. Движение по восходящему тренду будет стремиться от его нижней границы к верхней, а при её пробое – к летним максимумам 105,8 п.
На наступившей неделе – новые отголоски приведённых выше факторов. Инфляция в США по ИПЦ в октябре, как предполагается, остановила снижение на уровне 2,4%. Посмотрим в среду, 13 ноября. И ещё теперь «шар» и на стороне других валют. Во вторник – данные по рынку труда Великобритании, с прогнозом о подъёме безработицы до 4,1% с 4,0%. В четверг может выясниться, что и в Австралии она повысилась к 4,2% с 4,1%. А в еврозоне рост ВВП не изменился, оставшись в 3 квартале на уровне предыдущей оценки 0,9% г/г. В Японии же, по данным на 15 ноября, ожидается даже падение квартального роста ВВП до 0,2% с 0,7%.
Похоже, всё начинается для усиления доллара к другим валютам. Как пелось в советской песне: «Есть у Революции начало, Нет у Революции конца!»…
обсуждение