При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О театре абсурда, который нас ждёт.
Говорят, что настоящему художнику должно быть присуще чувство меры: надо знать, в какой момент перестать дорабатывать произведение искусства, доводить его до идеала, остановиться. Ведь идеал недостижим в принципе, а дальнейшие попытки улучшить законченное произведение могут дать совсем обратный эффект.
Абсолютно то же самое происходит и в других сферах нашей жизни. Здравые, на первый взгляд, идеи, которые начинают «полировать до блеска», вместо того, чтобы засверкать новыми красками, превращаются в нечто неудобоваримое. Смотришь на результат, и никак не можешь понять, как же так вышло?
На традиционном экономическом форуме в Давосе, который проходит в эти дни, было немало интересного. Но лично для меня (уверен, что не только) откровением стало интервью Давида Соломона, главы инвестиционного банка Goldman Sachs. Вот его цитата: «C 1 июля мы не будем выводить компанию на биржу, если в ее совете директоров не будет хотя бы одного относящегося к меньшинствам человека, с упором на женщин. К 2021 году мы будем требовать, чтобы таких людей в совете было двое».
Если кто не оценил масштаба происходящего, поясню: когда компания собирается выходить на IPO (впервые размещать свои ценные бумаги на бирже), она обращается для проведения этой сложной процедуры к инвестиционным банкам, которые и организуют весь процесс. А Goldman Sachs – один из крупнейших инвестбанков мира, который принимает участие едва ли не во всех значимых IPO. Например, именно Goldman Sachs был соорганизатором размещения таких компаний, как Facebook или Tesla Motors. Да и российский Яндекс выводил на биржу именно он.
Так вот, теперь, по словам Давида Соломона, банк будет отказывать в своих услугах тем компаниям, в советах директоров которых не окажется женщин или представителей сексуальных меньшинств. Причем, если в этом году Goldman Sachs согласен на одного подобного члена (как бы это ни прозвучало) совета директоров, то со следующего года их должно быть как минимум двое.
Впрочем, действует Goldman Sachs исходя из принципов корпоративной культуры, принятых в США. Так, в совете директоров самого инвестбанка состоит 11 человек, в том числе четыре женщины. А в прошлом году последняя из американских компаний, входящих в S&P 500 до того представленная исключительно мужским составом в совете директоров назначила туда женщину.
Но последние заявления, сделанные в банке – это как раз та идея, которую отполировали до абсурда. Равенство полов (гендеров), рас и так далее, проще говоря – толерантность – очень здравая идея. Не стоит обращать внимание на цвет кожи, пол или сексуальные предпочтения кандидата при его приеме на работу. С этим вряд ли можно поспорить (хотя передам большой привет Герману Стерлигову, благо его магазин как раз напротив нашей редакции и «содомитов» он не только не возьмет на работу, но даже не пустит на порог.) Однако требовать – именно требовать – чтобы компания в приказном порядке вводила в совет директоров женщин, «нетрадиционалов» или «людей с небелым цветом кожи» – точно такое же нарушение принципов толерантности, вам не кажется?
Кстати, Goldman Sachs и сам прекрасно это понимает. Потому что его новые требования касаются лишь американских и европейских компаний, а вот азиатский бизнес от подобных условий избавлен. Пока с трудом приживаются идеи о равноправии всех и вся в Азии, а терять клиентов ой как не хочется. Ничего личного, бизнес есть бизнес.
Но вот что любопытно, раз банк ввел новое условие, значит, он собирается как-то контролировать его исполнение. И если с женщинами и «небелыми» людьми всё довольно просто, их наличие более-менее легко определить, то как быть с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации? Goldman Sachs призывает всех скрытых геев в советах директоров крупнейших (а кто же еще выходит на IPO?) компаний сделать каминг-аут, во всеуслышание заявив о своих сексуальных предпочтениях? Или, может быть, корпорации должны будут ввести квоты на обязательное участие геев в руководящие (поймите правильно) органы? А можно будет после проведения IPO уволить «нетрадиционала» из совета директоров?
Глупо было бы предполагать, что один из самых значимых игроков на инвестиционном рынке не проанализировал возможные риски и последствия своего заявления. Более того, Goldman Sachs собирается еще и заработать на нём, расширив список своих услуг для клиентов. По словам Давида Соломона, банк не обязательно будет отказываться от клиентов, которые не удовлетворяют новому требованию. Нет, просто он предложит им свою помощь в поиске соответствующих кандидатов в совет директоров. Очень изящно: создать собственными руками проблему и тут же решить её за вознаграждение. Казалось бы, причем тут геи?
обсуждение