При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Минфин готовится отменить налоговый вычет по индивидуальным инвестиционным счетам.
Когда Михаил Ханов подробно рассказал о том, как получить максимально возможный безрисковый доход по индивидуальному инвестиционному счету (ИИС), включая возврат НДФЛ, единственный вопрос, который у меня возник – как скоро финансовые власти прикроют эту лавочку? Тем более, что Михаил дал пошаговую инструкцию о том, как «выжать из государства все льготы до капли».
Действительно, существующее законодательство в этой области делает ИИС очень привлекательным инструментом, в первую очередь, благодаря налоговым льготам. Счет по типу «А» дает возможность за три года вернуть из государственной казны до 156 тысяч рублей уплаченного налога на доходы физлиц. Причем, это не обязательно должен быть НДФЛ с зарплаты – под вычет попадают любые официальные доходы (сдача недвижимости в аренду, инвестиционные доходы и так далее). А с учетом инвестирования средств на ИИС, например, в ОФЗ, общая доходность за трехлетний срок может составить около 250 тысяч рублей (при условии ежегодного инвестирования 400 тысяч рублей).
Розничные инвесторы распробовали этот инструмент: в прошлом году, по данным НАУФОР, на ИИС было размещено более 80 млрд рублей. Общая сумма вложений в этот инструмент к концу 2018 года превысила 120 млрд рублей. А по данным Московской Биржи к маю этого года число таких счетов превысило 800 тысяч. Неплохой показатель, если учесть, что один инвестор может открыть только один ИИС.
Но на днях сбылись мои опасения относительно чрезмерной щедрости государства: выяснилось, что Минфин не в восторге от этого инструмента. Об этом прямым текстом заявил замглавы ведомства Алексей Моисеев, выступая на конференции НАУФОР. «ИИС, особенно первого типа, — это инструмент, который нам никогда не нравился. Потому что это некий кредит на получение дохода, который еще не получен... ИИС первого типа был инструментом для стартапа, для того, чтобы привлечь людей в этот инструмент. Надо из него потихонечку выходить. Я думаю, дискуссия началась, мы, конечно, ничего не будем делать шашкой, запрещать задним числом, завтра и тому подобное, но дискуссия по тому, как инструмент сокращать, — она в течение года пройдет, и к какому-то решению мы придем», — сказал он.
Здесь, кажется, надо разбираться по пунктам.
Первое: ИИС никогда не нравился Минфину. Довольно смелое заявление, если учесть, что все последние годы нам старательно внушают мысль, что России необходим рост числа частных инвесторов, а ИИС оказался именно тем механизмом, который этот рост обеспечивает. Или Минфину нужны какие-то другие инвесторы, которым не требуется популяризация вложений на фондовом рынке со стороны государства? Но этот класс инвесторов еще нужно воспитать или создать. Четыре года с момента появления ИИС в отечественной практике – явно недостаточный для этого срок.
Второе: налоговые льготы ИИС – это кредит от государства гражданам. Согласен с формулировкой, но не очень понимаю недовольство Минфина. А, например, приобретение гражданами ОФЗ – это не прямое кредитование людьми государства? Или этот механизм может и должен быть только односторонним? В конце концов существуют льготные (субсидируемые государством) кредиты для различных социальных групп. Например, «семейная» ипотека. А многодетных семей в России всяко больше, чем инвесторов, использующих ИИС. При этом льготная ипотека призвана поддержать не только конкретных людей, но и строительную, и смежные отрасли. А фондовый рынок уже достиг такого расцвета, что помощь ему не требуется?
Третье: ИИС по типу «А» был задуман для привлечения людей в этот инструмент, и свою роль выполнил. Да, если бы не одно но: поправьте, если ошибаюсь, но в момент его введения в практику никто не говорил, что это – временная мера. Вспомните, несколько лет назад существовала государственная программа софинансирования пенсий – когда человек добровольно отчислял определенную сумму в накопительную систему, а казна этот взнос удваивала. Этим успело воспользоваться немало людей, но программа изначально имела запланированный срок действия, по истечении которого была свернута. В случае же с ИИС, Минфин просто посчитал, что свою задачу налоговые льготы выполнили – число инвесторов увеличилось. В общем, побаловались, и хватит. Нам, конечно, не впервой наблюдать, как власть в одностороннем порядке меняет правила игры на рынке (взять хотя бы ту же пенсионную систему), но каждый новый случай только усиливает пессимизм.
Да, но как же быть с налоговым вычетом по ИИС типа «Б»? По мнению Алексея Моисеева, постепенный отход от ИИС первого типа должен сопровождаться улучшением условий по ИИС второго типа. Собственно, всё. Чиновник не смог уточнить, какие послабления в случае отказа от типа «А» будут даны тем инвесторам, кто выбирает ИИС с налоговым вычетом с полученного дохода. Почему не смог? Потому что это еще не обсуждалось. Как обычно это и случается, сначала что-то запретим (или предложим запретить), а потом подумаем.
Немного успокаивает в этой ситуации отношение к ИИС главы Банка России Эльвиры Набиуллиной. Выступая на той же конференции НАУФОР, она подчеркнула, что отказываться от ИИС с налоговым вычетом типа «А» не стоит. «Мы видим, что для отрасли работа с ИИСами первого типа более интересна, они обеспечивают, как говорят, экономику проекта, большую маржинальность. Надо, чтобы и они остались привлекательными для индустрии. Но мы бы хотели, чтобы и ИИСы второго типа были интересными. Это действительно более долгосрочная бизнес-модель», — отметила она.
Этот подход – когда один из инструментов пытаются сделать более популярным за счет его улучшения, а не ухудшения «конкурентов», представляется не просто правильным, но – единственно верным.
обсуждение