При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Социологи спросили россиян об инвестиционных инструментах.
ВЦИОМ провел опрос россиян, чтобы выяснить наиболее популярные у них инструменты для инвестиций. Выяснилось, что 50% опрошенных считают самым лучшим способом вложения средств приобретение недвижимости или земельного участка (еще 17% респондентов), при этом каждый десятый хотел бы проинвестировать в покупку автомобиля…
Понятно, что речь не идет о приобретении раритетного, коллекционного автомобиля, как альтернативной инвестиции, которая через несколько лет принесет инвестиционный доход. Вряд ли люди рассчитывают и приобрести автомобиль для того, чтобы с его помощью зарабатывать – инвестировать в основные средства производства, так сказать. Нет, просто лучшим способом вложения крупной суммы большинство людей считает покупку чего-то осязаемого, дорогостоящего.
Конечно, сам вопрос социологов был с подвохом. Точнее, его интерпретация. Дело в том, что спрашивали россиян о том, во что бы они вложили крупную сумму, окажись она у них на руках. Согласитесь, что «вложили» совсем не равно «инвестировали», при том, что уже в результатах исследования прямо говорится о «предметах инвестиций». Тем не менее, среди предложенных респондентам ответов были и акции с облигациями (которые почему-то объединили в один ответ), и золото, и валюта, и банковский депозит.
Но россияне выбрали недвижимость. Кстати, сам опрос проводился совместно с госкорпорацией «ДОМ.РФ», так что понятна направленность этой социологии. Однако сразу 67% респондентов отметили, что приобрести жильё они предполагали бы для собственного проживания. Только 28% хотели бы сдавать его в аренду, что с определенными оговорками можно признать инвестиционным поведением. Да и в принципе рассматривают варианты инвестиций, если считать таковыми покупку, например, валюты или золота, не более 10-11% россиян.
Здесь можно пуститься в пространные рассуждения о том, что нашим людям не свойственно задумываться о будущем, формировать накопления, добиваться того, чтобы их деньги работали. Но для того, чтобы прийти к этому поведенческому механизму, необходимо сначала удовлетворить базовые потребности. Собственное жильё как раз и является такой потребностью. По крайней мере, в представлении большинства россиян. Как и личный автомобиль, который, в понимании многих, ассоциируется с большей свободой и является неким мерилом успешности человека.
Да, мы постоянно слышим о том, что новые поколения выбирают шеринговую экономику, то есть, упрощенно, пользование имуществом, а не владение им. Но большой вопрос в том, что именно подталкивает молодежь к такому поведению: нежелание обременять себя собственностью или же банальное отсутствие финансовых возможностей для этого.
Вот и предпочитают люди, оказавшись перед таким мысленным выбором, вовсе не получение пассивного дохода, который могли бы принести инвестиции, а решение пресловутого «квартирного вопроса». Тем более, что доход этот возникнет когда-то в будущем, а квартиру/машину можно купить прямо сегодня.
Поэтому основная ценность этого опроса ВЦИОМ заключается как раз в том, что он наглядно показывает, что большинству наших сограждан совсем не до инвестиций. Что наблюдаемая сберегательная модель потребления вызвана не тем, что у людей есть, что сберегать, а просто нечего тратить. Поэтому и основные желания – не сохранить и преумножить, а приобрести необходимое.
В общем, всё, как в том анекдоте:
- Если бы у вас было много денег, чтобы вы с ними сделали?
- Раздал бы долги.
- А с остальными?
- С какими остальными?
Вот такие у нас с вами «инвестиционные предпочтения».
обсуждение