Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

«Не верю!»

Дмитрий Бжезинский,
шеф-редактор Finversia

Или как потерять 400 млн рублей.

В прошлом году в России был зафиксирован рекордный случай мошенничества в отношении банковского клиента: после звонка из «службы безопасности банка» женщина лишилась 400 млн рублей. Об этом случае рассказал Сергей Велигодский, начальник управления противодействия кибермошенничеству Сбера, подчеркнув, что пострадавшая не являлась их клиенткой.

События развивались по уже стандартной схеме: звонок от мошенников, представившихся сотрудниками банками, в котором держала деньги 54-летняя женщина, сообщение о том, что «деньги надо спасать от преступников», уговоры снять всю сумму и перевести на указанные счета. Схема сработала на ура: женщина не только перевела мошенникам 14 млн рублей, но и зачем-то сообщила о том, что в другом банке на её счетах находится еще 380 млн рублей.

После этого ей поступил звонок уже «из ФСБ» и социальные инженеры «развели» жертву по полной программе. В течение месяца женщина снимала эти деньги со счетов и отправляла мошенникам.

То есть схему «раскрутили» по стандартным скриптам злоумышленников, и не было бы тут темы для отдельной реплики, если бы не сумма похищенного, поражающая воображение. Судите сами. Буквально на днях Frank RG обнародовал данные исследования, согласно которым число банковских клиентов-долларовых миллионеров в России составляет около 41 тыс. человек. Это те люди, которые держат в банках финансовые средства, превышающие $1 млн. Нетрудно подсчитать, что жертва упомянутого мошенничества, с финансовыми активами, превышавшими $5,4 млн (по сегодняшнему курсу порядка 73 рублей за доллар), входит в это число.

В банках не просто дорожат подобными клиентами, всех их знают наперечет и в лицо. Обслуживаются эти сверхсостоятельные люди в специальных подразделениях и по отдельным программам private banking, недоступным «рядовым» клиентам. Невозможно предположить, чтобы персональный менеджер (и вряд ли только один), положенный подобному VIP-клиенту по штату, за весь месяц, пока длилась афера, не забил тревогу.

Да, мошенники, маскирующиеся под «силовиков», предупреждают свою жертву, что той запрещено разглашать детали «операции» даже сотрудникам банка. Но не заметить резкое изменение в финансовом поведении клиента они не могли, точно также, как были обязаны заранее проинформировать руководство о случившемся. Банк лишается одного из немногочисленных топовых клиентов, а руководство не в курсе и ничего не предпринимает для того, чтобы его удержать? Уже молчу о том, что подобные крупные операции неизбежно попадают под действие пресловутого «антиотмывочного» законодательства. «Не верю!», - воскликнул бы в подобной ситуации Константин Станиславский.

Попробуйте, ради эксперимента, сменить своего мобильного оператора или интернет-провайдера. На вас тут же обрушится шквал звонков от прежних поставщиков услуг, с вопросами о причинах перехода и предложениями более выгодных тарифов. А ведь здесь речь идет о сущих копейках по сравнению с 400 млн рублей.

Но оставим в покое сотрудников банка, в конце концов они вполне могли оказаться причастными к произошедшему (оценочное суждение). А родственники потерпевшей? Коллеги, друзья, знакомые… Не живет же человек в полном вакууме, даже в наше «коронавирусное» время. Если верить представителю Сбера, то женщина не просто переводила деньги по безналу, но предварительно снимала их со счетов. Для этого необходимо, как минимум, добраться до отделения банка, перед этим заказав там крупные суммы наличных. Неужели такое поведение не насторожило родных? Или чуть ли не ежедневные походы в банк – норма для этой женщины? Надо очень постараться, чтобы не заметить происходящего.

Так что, как не поверни, ситуация выглядит, как минимум, «мутной». Нам явно чего-то не договаривают. Впрочем, остается еще один вариант: история эта могла быть от начала до конца выдумана. Просто для того, чтобы таким образом привлечь внимание людей к вопросам финансовой безопасности. Своего рода шоковая терапия или прививка от мошенничества.

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все оценки »
+11 -0
2275
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

ЦБ удивил рынок, сохранив ключевую ставку на уровне 21% ЦБ удивил рынок, сохранив ключевую ставку на уровне 21% Регулятор увидел признаки охлаждения отдельных секторов экономики и снижение кредитной активности банков. Егор Сусин: Банк России позитивно удивил Егор Сусин: Банк России позитивно удивил Рациональная пауза. Евгений Коган: Трансформация МТС и новые перспективы Евгений Коган: Трансформация МТС и новые перспективы Что задумало руководство компании?

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)