При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Или как банк, живущий только в Сети, настроил против себя главных ее обитателей.
В то время, как всё профессиональное сообщество с разным настроением следило за развитием ситуации вокруг банков «Открытие» и Бинбанк, в Сети, точнее, в российской части ЮТуба разгорался конфликт вокруг «Тинькофф банка» и его основателя Олега Тинькова. Бизнесмен ухитрился поссориться с целым рядом наиболее популярных видеоблогеров (влогеров).
Немного хронологии событий, для тех, кто не совсем в курсе конфликта. В начале августа Алексей Псковитин и Михаил Печерский, авторы ютуб-канала «Немагия» (с полутора миллионами подписчиков) выложили ролик, посвященный Олегу Тинькову, в котором резко критиковали как самого бизнесмена, так и «Тинькофф банк». На сегодняшний момент у видео более 7,6 млн. просмотров.
В конце августа от Олега Тинькова и «Тинькофф банка» последовало два иска к влогерам. Банк требовал опровергнуть несколько фраз, содержащихся в ролике и взыскать с авторов 500 тыс. рублей. Бизнесмен же просил защитить его честь, достоинство и деловую репутацию, удалить оскорбительные сведения и также взыскать 500 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.
12 сентября у Алексея Псковитина прошли обыски. Как стало известно, следственные действия проводились в рамках уголовного дела по заявлению Олега Тинькова по делу о клевете. 19 сентября Алексей Псковитин был вызван на допрос в Москву в качестве свидетеля. Уже на допросе ему сообщили, что он является подозреваемым.
22 сентября Немагия выпустила очередной ролик, в котором продемонстрировала кадры со встречи с директором юридического департамента «Тинькофф банка» Валерией Павлюковой, которая сообщила, что Олег Тиньков готов отозвать все иски, если влогеры извинятся. В противном случае им пообещали возможные новые проблемы из-за других их роликов, в которых содержатся «экстремизм» и «оскорбление чувств верующих».
26 сентября Олег Тиньков и «Тинькофф банк» подали заявления об отказе по всем искам, инициированным против «Немагии». Сам бизнесмен заявил, что «ставит на этом точку», вот только адвокат «Немагии» сообщил СМИ, что если отозвать гражданский иск довольно просто (их рассмотрение отменяется автоматически), то с заявлением в полицию о клевете так не получится, поскольку теперь это зависит от следователя. Тем более, что для окончания уголовного разбирательства и примирения сторон требуется, чтобы обвиняемый признал свою вину, чего Алексей Псковитин делать не обирается.
Теперь, по существу. Ролик у ребят получился, скажу мягко, спорный. Да, переход на личности – их основная «фишка», и метание копий (ну, пусть это будут именно копья) в самого Олега Тинькова не удивило, но меня, например, смутило появление в ролике фотографий жены бизнесмена, с обсуждением ее внешних данных. И хотя сам Олег Тиньков изначально утверждал, что судится из-за клеветы на него и его банк, реальным поводом стало именно влезание в его частную жизнь. «Ребята из Немагии перешли грань: они тронули святое - мою семью, они оскорбили мою жену. Любой нормальный мужчина при таком раскладе будет защищать свою семью: в драке или через суд, кто как считает правильным. Я за цивилизованные способы, поэтому я пошел в суд», - заявил бизнесмен 22 сентября. Авторов видео не спасло даже чистосердечное признание в том, что видео носит исключительно пародийный характер и снято в юмористических целях: «Мы два дебила и клоуна, что с нас взять…», - предупреждают Алексей и Михаил в начале ролика.
Хотелось бы отметить, что обыски в квартире влогера (и даже в квартире его бабушки), конфискация компьютерной техники, как и дальнейший его вызов на допрос из Кемерово в Москву, вряд ли укладываются в понятие «цивилизованные способы» решения проблем. Согласитесь, гражданские иски о клевете, с требованием удаления злосчастного ролика и извинений и инициируемые для этих же целей уголовные дела против авторов видео – это две большие разницы.
Но если отбросить всю эту шелуху и «чернуху», которой требуют если не законы жанра, то, как минимум, именно этого ютуб-канала, должен признать, что «Немагия» проделали довольно кропотливую работу. Аккуратно собрали все факты, которые излагал в своих интервью и постах в соцсетях Олег Тиньков, заказали себе карту «Тинькофф банка», помучали вопросами (под запись) колл-центр банка, выявили тех влогеров, которые явно или скрыто продвигают бренд… Вот только слишком увлеклись образом «плохого» банкира, эдакого «жирного кота», ставя ему в вину то, что его банк зарабатывает – о, ужас – на кредитных картах.
Однако эти слова пришлись по душе многим из тех, кто просмотрел ролик, а реплики Олега Тинькова, которыми он характеризовал «продажных блогеров, которые маму родную продадут», мгновенно разлетелись по ютубу. Топовые влогеры немедленно включились в кампанию против Олега Тинькова. Ролики, на которых их авторы разрезают карты «Тинькофф банка» суммарно имеют десятки миллионов просмотров.
И вот, на волне всего это, как принято выражаться, хайпа, Олег Тиньков агрессивно (и по словам, и по действиям) начал атаку на «Немагию». Стоит ли удивляться тому, что российский ютуб принял сторону именно последних. «Эффект Стрейзанд» сработал моментально. Видеоролики, посвященные этой ситуации, стали появляться ежечасно. О конфликте заговорили даже федеральные СМИ.
Вряд ли очевидно срежиссированное «прощение», которое у Тинькова прямо во время проведения интервью как бы «выпросил» для «Немагии» другой популярный влогер (ютуб-канал «Дневник хача») будет положительно воспринято ютуб-сообществом. Для справки: это видео при 2 миллионах просмотров набрало 85 тыс. лайков, а вот дизлайков – уже 138 тыс.
Почему бизнесмен решил отозвать иски? На мой взгляд, причиной всему репутационные потери. Давайте не будем забывать, что хотя «Тинькофф банк» и открыл несколько собственных банкоматов, но это банк, «живущий» исключительно в Сети. А по охвату аудитории топовые влогеры уступают, пожалуй, только лишь федеральным телеканалам. Терять такой канал продвижения и, более того, превращать его из союзника, делового партнера в противника – себе дороже. Тем более, что аудитория ютуба и клиентура «Тинькофф банка» совпадают если не полностью, то около того.
Сам Олег Тиньков заявил, что карты, открываемые через рекламу у влогеров, составляют всего 0,2% от общего количества активируемых кредиток. По мнению банкира, пока это не канал привлечения. Хотелось бы, конечно, задать вопрос, если это не канал, то зачем на продвижение банка в ютубе тратятся значительные средства, а сам бизнесмен вынужден демонстрировать там жесты доброй воли? А если это работа на перспективу, то для чего было столь пренебрежительно высказываться о реалиях этой площадки?
Закончить хотелось бы короткой фразой, которую в недавнем разговоре обронил один из моих знакомых. Он рассказывал, что в банке, в котором он работает, в последнее время участились совещания, где обсуждается один вопрос: - Как грамотно использовать конфликт Тинькова и влогеров в своих рекламных целях? Там, где кто-то теряет, другие находят.
обсуждение