При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Обзор акций Starbucks. Корпоративные отчёты прошлой недели – Nike.
Последние годы во всём мире вырос спрос на кофейные напитки: эспрессо, латте, капучино, фраппе и так далее и тому подобное. Продавать кофе – это уже не бизнес, это уже тренд, который влияет на многие процессы в обществе.
Наша статья посвящена бренду, который внёс свою лепту в популяризацию кофе – это американская компания Starbucks. На данный момент у Starbucks одна из крупнейших в мире сеть кофеен.
Компанию Starbucks появилась на свет в 1971 году в Сиэтле. Кофейню открыли три приятеля, которые дружили со времён учебы в университете Сан-Франциско.
Сначала предприниматели закупали зёрна у компании Peet’s Coffee, но после вышли напрямую на фермеров. Кофейный бизнес шёл в гору, и скоро у Starbucks появилась своя жаровня, и была открыта ещё одна кофейня.
Перерождение в сеть кофеен произошло в 80-е годы прошлого века. К 1986 году у компании уже были свои магазины, производство, и контракты на продажу зёрен кофе барам, кафе и ресторанам.
В 1987 году Starbucks купил бывший руководитель её отдела маркетинга. У него была своя сеть кофеен, к которой он присоединил Starbucks. Вначале 90-х сеть кофеен разрослась до 150 торговых точек. Кстати, в это же время произошло и IPO Starbucks.
Компания не стала бы тем, чем она является на данный момент, если бы её руководство не запустило франшизу. Сейчас лишь 30% заведений контролируется головной компанией, остальные работают по купленной бизнес-модели.
Руководство компании дорожит репутацией, поэтому тщательно отбирает желающих получить франшизу. Головным офисом контролируется практически всё, размеры помещения, где будет находиться кафе, даже расположение входных дверей, конечно же интерьер, меню и даже формат музыки в заведении. На данный момент в сеть кофеен входит 24 тысячи торговых точек по всему миру.
Кстати, название Starbucks заимствовано из произведения «Моби Дик», это имя помощника капитана Ахава. Морская тема используется и в логотипе, на котором изображена сирена.
Структура бизнеса
Корпорация занимается не только производством, но и маркетингом, а также розничной продажей кофе. Эмитент работает в следующих регионах: Америка; Китай, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Ближний Восток и Африка.
Конкретная бизнес-линия в каждом регионе разная. Например, в Северной и Южной Америке, Старбакс продаёт кофе и другие напитки, дополнительное питание, фасованный кофе. Продажи идут как через фирменные магазины, так и через лицензированные торговые точки.
Компания имеет права на следующие бренды: Evolution Fresh, Teavana, Tazo Tea и Seattle's Best.
Влияние COVID-19 на бизнес компании
Пандемия коронавируса не прошла мимо компании. В апреле ей пришлось закрыть все свои магазины, в результате продажи эмитента упали на 14%. Помимо этого, компания понесла сопутствующие убытки. Так, пришлось доплачивать повышенную заработную плату, нужно было обеспечить безопасность своим сотрудникам и клиентам.
В результате операционная маржа Старбакс снизилась с 15,4% (2019) до 6,6% в 2020 году. Это, в свою очередь, и привело к резкому падению прибыльности.
Дела идут на поправку
По мере выхода из карантина компания смогла приспособиться к новым условиям, и её показатели вновь двинулись вверх. Так, в начале декабря акции эмитента достигли уровня в 106 $, продажи улучшились в 5 раз. Вообще, текущие результаты являются самыми лучшими за последние годы.
Вряд ли мы увидим новую пандемию в следующем году. Мировую экономику ждёт умеренный рост, а финансовые показатели компании должны вернуться к росту по мере восстановления работы сети, ослабления карантинных мер и роста потребительского доверия.
Более того, благодаря коронавирусу компания перешла на улучшенный сервис, и этот опыт она сохранит и после окончания пандемии. Например, услуга Starbucks Pickup позволяет всем, кто участвует в программе лояльности делать заказ и далее оплачивать через мобильное приложение.
Новые виды сервиса будут способствовать росту доходов, а повышение эффективности из-за применения цифровых технологий помогут увеличить операционную маржу.
Вдобавок компания стала использовать искусственный интеллект, который помогает составлять меню для клиентов. Рекомендательная система с искусственным интеллектом от Microsoft рекомендует клиентам продукты из меню в зависимости от погоды и времени суток. Руководство компании ожидает, что этот сервис улучшит качество обслуживания, поможет улучшить управление запасами в магазине, в результате чего улучшится денежный поток, и увеличится прибыльность.
К тому же эмитент вкладывает средства в свою программу вознаграждений, популярность которой только набирает обороты. Грамотно построенная, она улучшает взаимодействия с клиентами, что улучшает лояльность к компании, после чего они тратят больше денег.
Starbucks продолжит расти за пределами США
Курс компании за последние годы сместился с внутреннего рынка на внешний. Как оказалось, большая часть неиспользованного потенциала кафе находится за пределами Штатов. Это может прозвучать странно, но, несмотря на американские корни, вы не везде в США найдёте кофейню этой компании. В 2019 году Старбакс открыла 606 новых магазинов в США. Процесс расширения замедлился из-за пандемии, и в уходящем году компания открыла лишь 287 торговых точек. По подсчётам на конец прошлого квартала более 15 000 из 32 640 магазинов сети находились в Штатах.
Чтобы закрыть «белые пятна» на карте, эмитент планирует уделить внимание пригородам и сельским районам.
Тем не менее акцент Starbucks будет делать на зарубежный рынок в 2021 году. Мировая сеть кофеен планирует открыть более тысячи магазинов за пределами Северной и Южной Америки, причём более половины из этих точек, около 600, появятся только в одном Китае.
Starbucks видит в Китае нераскрытый потенциал. Правда, компании придётся приложить массу сил на его завоевание. Во-первых, в Китае предпочитают пить чай, во-вторых, здесь Старбакс нужно конкурировать с китайской сетью кофеен – Luckin Coffee.
Если переучить китайцев пить больше кофе кажется непосильной задачей, то шансы обойти Luckin Coffee у Starbucks есть. В 2020 году эта китайская компания сдала позиции, так как обнаружилась фальсификация её финансовых отчётов. Для Starbucks это возможность получить конкурентное преимущество.
Чтобы занять этот рынок, Starbucks планирует открыть 6 тыс. торговых точек в Китае к концу 2022 финансового года. Кстати, в КНР уже имеется более 5 тыс. кофеен американской сети.
Финансовые показатели
В IV квартале компания зафиксировала снижение выручки на 8% до 6.2 млрд $.
Показатель чистой прибыли также зафиксировал снижение за отчётный период к отметке 393 млн $, или 0.33 $ в расчёте на акцию. Для сравнения чистая прибыль в 2019 году составила 803 млн долл. США, или 0.67 $ на акцию за аналогичный период прошлого года. За такое снижение компанию нужно «благодарить» пандемию, которая не только ухудшила показатели сети кофеен, но и замедлила её экспансию.
Квартальная прибыль оказалась на уровне 0.51 $. Аналитики, опрошенные FactSet, в среднем ожидали скорректированную прибыль в районе 0.31 $ на акцию, а выручку на уровне 6.06 млрд долларов.
За отчётный период глобальные продажи эмитента упали на 9%, а количество покупок снизилось на 23%.
Техническая картина и прогноз
Начиная с марта котировки компании уверенно растут, и этот рост не замедлялся ни на минуту в течение последних месяцев. В начале декабря котировки Starbucks достигли сопротивления 106.00 $. Здесь актив не остался и отступил к отметке 102.00 $. Снижение явно коррекционное, а признаков разворота не наблюдаем. Снижение может продолжиться, но рассчитывать на глубокую корректировку не приходится. Пока рынок может снизиться в область 97.00–100.00 $. Когда актив направится вновь вверх, ближайшей целью быков станет сопротивление 110.00 $.
Квартальные отчёты за прошлые недели
Nike
Согласно американскому производителю товаров для спорта Nike Inc., во втором квартале 2021 финансового года (завершился 30.11.2020) отмечается рост прибыли на 12% до 1.251 млрд долл. США, прибыль на акцию составила 0.78 $. Этот же показатель в прошлом году не превысил 1.115 млрд долларов.
Отмечается также рост на 9% выручки за квартал, она достигла 11.243 млрд долларов. В предшествующих двух кварталах отмечалось её снижение. Объём выручки и прибыли превысили ожидаемые показатели. Эксперты ожидали прибыль во втором квартале не выше 10.55 млрд долл. США или 0.63 $ на акцию.
В отчётном периоде резко вырос объём онлайн-продаж, на 84% (на 80%, если не учитывать колебания курсов валют). В Китае рост выручки (не учитывая колебания курсов валют) составил 19%, она достигла 2.3 млрд долл. США. Северная Америка показала рост продаж на 1% до 4.01 млрд долларов.
Рост показателя в странах Европы, Ближнего Востока и Африки составил 12% и достиг 2.96 млрд долларов, при этом показатель для Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки вырос на 5% до 1.47 млрд долларов.
За первые шесть месяцев финансового года чистая прибыль выросла на 12% и составила 2.769 млрд долл. США, а выручка – на 4% до 21.837 млрд долларов США. После отчёта бумаги компании показали рост и достигли сопротивления 147 $, от которого быстро отступили к отметке 141 $.
Мы сохраняем позитивный прогноз по этому эмитенту и ждем возвращения к росту. Как и прежде, целью быков являются уровни 155 $ и 160 $.
обсуждение