При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Сегодня мы поговорим о новых горизонтах инвестирования. Речь о сфере с отличными перспективами в ближайшие 10 лет, о которой мало кто сейчас задумывается. Тема нашего обзора – инвестиции в космос.
Для бизнеса это довольно молодое направление, которое появилась на свет лишь в 1984 году, когда в США был принят Федеральный закон о коммерческих космических запусках. Это стало первым шагом к созданию NewSpace, движению за коммерческий космос без государственной монополии.
Именно благодаря этому закону и начали появляться космические стартапы, например, SpaceX. Все слышали о компании Илона Маска, которая занимается разработкой многоразовых ракет и систем запуска, а также созданием спутников. SpaceX, будучи компанией с частным финансированием, в ближайшее время вряд ли выйдет на биржу. Зато на рынке есть несколько публичных компаний, которые также работают в космической сфере. Да, они могут и не получать такой широкой огласки, как SpaceX, тем не менее они достойны нашего внимания, и ниже мы их рассмотрим.
Для начала пару слов о самой отрасли и её перспективах. Если в самом начале космос был уделом военных, то сейчас пространство принадлежит и гражданским. Мы пользуемся GPS-навигацией, мгновенной авторизацией кредитных карт, при помощи космических технологий мы отслеживаем логистические цепочки, осуществляем поиск природных ископаемых, автоматизируем агропромышленный комплекс, и это, не говоря про связь, интернет, прогноз погоды. По самым приблизительным оценкам в ближайшие лет 10 ожидается рост количества активных спутников в более чем 10 раз. Передовые технологии, например 5G или облачные сервера, опираются на колоссальные объёмы данных, что будет ещё сильнее продвигать космические технологии в нашу жизнь.
Из направлений для частных инвестиций в космос выделим следующие:
- космический туризм (суборбитальные полёты);
- запуск коммерческих спутников;
- совершенствование двигателей;
- модернизация систем вертикального взлёта и посадки;
- создание сверхзвуковых летательных аппаратов.
Ключ на старт
Итак, давайте рассмотрим компании, которые работают в космической сфере.
Virgin Galactic
В конце 2019 года Virgin Galactic стала первой публичной компанией по коммерческому космическому туризму после слияния с Social Capital Hedosophia Holdings. Цель эмитента – организовывать туристические суборбитальные полёты.
До февраля 2021 года компания пользовалась популярностью среди инвесторов. Одна из причин хайпа вокруг эмитента – это участие в ETF-фонде ARK Invest, что привлекало дополнительных инвесторов.
В феврале бумаги пошли вниз на новостях, что ARK Invest сократили долю эмитента в своих ETF. Другим поводом продать бумаги Virgin Galactic стали новости о задержке важных испытаний корабля SpaceShipTwo. Испытания с февраля были перенесены на май.
Отсрочки с испытаниями продолжаются не один год, а это значит, что технологии компании ещё сырые и нуждаются в доработке. По сути, Virgin Galactic – это бренд, который был раскручен за счёт маркетинговых кампаний. Правда, в этом есть и плюсы, поскольку, как только начнутся полёты, Virgin легко монетизирует их.
Помимо космического туризма Virgin Galactic занимается и гиперзвуковым межконтинентальным транспортом.
В августе 2020 Virgin Galactic начала сотрудничать с Rolls-Royce в проектировании и разработке технологии двигателей для коммерческих самолётов Mach 3. Virgin Galactic сотрудничает и с NASA над созданием сверхзвукового транспортного средства.
Боинг
Boeing больше всего известна своими гражданскими самолётами. Есть у компании и доля на космическом рынке. Так, до кризиса 50% выручки она получала по линии NASA и Пентагона, а сейчас этот показатель стал даже выше. Знали ли вы, что Boeing построила первую ступень ракеты Saturn V, которая отправила астронавтов на Луну в 1969 году. Теперь аэрокосмическая компания строит уже свою ракету на тех же площадках, где когда-то строила Saturn.
К сожалению, успехи Boeing в космосе могут быть перекрыты неудачами в гражданской сфере. Так, у компании проблемы с моделью самолётов 737 MAX, сейчас это главный гражданский самолёт компании. Эмитент плотно сотрудничает с НАСА в сфере обслуживания международной космической станции, и у авиагиганта есть планы на исследование других планет.
Boeing удачно сотрудничает со SpaceX и Lockheed Martin в сфере запуска спутников по заказу Минобороны США.
Локхид Мартин
Следующая компания — это Lockheed, которая также имеет долгую историю в освоении космоса и является одной из ведущих космических компаний. Lockheed не сбавил обороты в прошлом году, и, несмотря на кризис, набрал госзаказов. Последний финансовый год её показатели выходят лучше ожиданий. Lockheed Martin на хорошем счету в ракетостроении, и её двигатели Northrop Grumman хочет использовать для полёта на Луну.
Lockheed также производит спутники и космические зонды для НАСА. Эмитент принял участие в создание марсохода Mars Perseverance, который приземлился на Марсе в феврале, и посадочного модуля Mars InSight, который посетил Марс в ноябре 2018 года.
В конце 2020 года Lockheed объявила, что купит производителя двигателей Aerojet Rocketdyne примерно за 4,4 млрд долл. США, чтобы иметь технологии для гиперзвукового транспорта.
SpaceX
Выход на биржу SpaceX стало бы самым значимым событием года. Увы, Маск не планирует IPO своей компании.
Кроме SpaceX у Маска есть ещё один космический проект – Starlink. Эксперты считают, что шансы на листинг этой компании достаточно высоки. У Starlink на орбите находится более 1000 спутников, и пока идёт бета-тестирование «небесного интернета». Если у Маска всё пойдёт хорошо с этим проектом, то, скорее всего, будет выход на биржу.
Ракета SpaceX Falcon 9 обычно используется NASA, Пентагоном, и другими странами для вывода на орбиту спутников, а её Falcon Heavy используется для коммерческих запусков и госзаказов.
А вместе с Boeing SpaceX создаёт корабль многоразового использования Crew Dragon для обслуживания космической станции. В 2020 году SpaceX успешно вернула двух астронавтов на Землю после запуска их в космос, совершив первый такой полёт частной компании. В ноябре SpaceX запустила первую экспедицию на МКС. SpaceX также разрабатывает корабль Starship для миссий в дальний космос и космического туризма.
Перспективы космических инвестиций
Инвестировав сейчас, появляется возможность вложиться в передовую перспективную отрасль, de facto в самом её зарождении. Ведь частный бизнес начал осваивать это направление считаные годы назад, и любое вложение на этом этапе может вернуться сторицей в ближайшие 10 лет.
Минусы космических инвестиций
Сложное направление. В космической отрасли убыток может получить не только стартап, но и бывалая компания. Так как вся отрасль — это Terra incognita, и здесь много подводных камней, нужно много времени, чтобы компания начала стабильно получать прибыль, причём любая неудача может свести успех на нет.
Молодой сектор. Мы начали исследовать космос не так давно, а коммерческий космос находится вообще в младенческом состоянии. Перед инвесторами стоит довольно сложная задача, чтобы найти компанию, которая в деле хотя бы десятилетие. К тому же обычные мультипликаторы здесь плохо помогут.
Небольшой выбор. В мире вы найдёте не так много компаний, которые напрямую занимаются космосом, обычно это микс. Так что инвестору придётся довольствоваться малым, и остановиться, например, на связи, интернете и космическом туризме.
Среди компаний, которые занимаются космосом, вы не найдёте «голубые фишки». Кстати, объём торговли акциями здесь достаточно невысок. Это значит, что акции будут экстремально волатильными, и на их динамику сможет повлиять любая новость.
Акции компаний из космической отрасли не является защитными активами. Скорее наоборот, их можно отнести к рисковым инструментам. Так, пандемия de facto не повлияла на эту сферу, зато бумаги большинства компаний пошли вниз из-за снижения интереса к риску.
К тому же сложно найти компанию, чтобы оценить её потенциал и перспективы. Сейчас люди несут в эту отрасль деньги не из-за того, что они увидели будущее за освоением космоса, а только потому, что в это верят харизматичные ораторы, такие как Маск, Брэнсон и Вуд.
С космическими компаниями сложно собрать дивидендный портфель, поскольку мало кто из таких компаний делится своей прибылью. Правда, есть тут и исключения, например – General Dynamics, чья дивидендная доходность составляет 1,5–2% годовых.
К этому хайпу присоединятся и люди, которым это наиболее выгодно. Например, возьмём фонд Ark, который зарабатывает на комиссиях от общего капитала под его управлением. Это значит, что фонду необходимо представить космическую индустрию так, чтобы клиент принёс им деньги для инвестиций. Стоит учесть, что космические технологии ориентированы лишь на небольшое количество людей, которые могут себе позволить, например, космический туризм, или полёты на гиперзвуковых самолётах, то есть спрос на эти услуги будет небольшим, как минимум первое время.
Однако, если отбросить веру в чудо, фундаментальные показатели для роста отрасли есть, правда, плоды инвестиций можно будет получить только через десятилетие. В целом, космос может повторить судьбу электромобилей и интернета по мере технологического развития индустрии.
Квартальные отчёты прошлой недели
BioNTech
По последним данным компания BioNTech в 2020 году смогла более чем в четыре раза увеличить торговый оборот. Эксперты оценили оборот компании в 482,3 млн евро, тогда как за год до этого показатель не превысил и 109 млн евро. Чистый доход эмитента в прошлом году составил 15,2 млн евро, а в 2019 году –убыток в 179,2 млн евро.
Позитивный отчёт и общая ситуация на рынке стала причиной ралли бумаг BioNTech. Актив начал неделю в районе 100 € и к пятнице вырос к сопротивлению 114 €. Мы ожидаем продолжения позитивной тенденции инструмента и рост цен в сторону сопротивления 125 €.
Adobe
Компания Adobe отчиталась в марте о своих успехах. Согласно отчёту, компания продолжает развиваться быстрыми темпами, несмотря на большой размер бизнеса.
Итак, эмитент установил новый рекорд выручки. Этот показатель достиг отметки 3,91 млрд долларов. Сегмент цифровых медиа заработал 2,86 млрд долл. США, показав рост на 32%. Прибыль GAAP увеличилась на 33% и достигла уровня 2,61 $ за одну акцию. Операционный денежный поток вышел в районе 1,77 млрд долл. США.
Руководство Adobe ожидает новых достижений в 2021 году. К концу финансового года ожидается выручка в размере 15,45 млрд долларов. Ранее прогноз был ниже 15,15 млрд долл. США.
Как мы и ожидали, рост бумаг Adobe продолжился. Актив смог пробить уровень 450 $, и сейчас готовится закрепиться выше него. В этом случае цена направится в район 500 $.
обсуждение