При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Обзор акций Лукойл и Аэрофлот.
Лукойл
Компания Лукойл занимает достойное место среди крупнейших мировых публичных нефтегазовых компаний. Её доля в мировой нефтедобыче составляет 2%, объём доказанных запасов углеводородов – 1%. Компания обеспечивает полный цикл производства от нефте- и газодобычи до реализации продуктов.
Структура компании
Лукойл, хотя и не является крупнейшей из новых частных нефтяных компаний России, несомненно, наиболее продвинутая в плане привлечения иностранных инвесторов и партнёрств, а также торговли на Нью-Йоркской фондовой бирже. Запасы нефти и газа в России значительны, а Восточная Сибирь считается последней крупной неизведанной территорией в мире, которая может значительно увеличить благосостояние Российской Федерации. Лукойл производит около 24% нефти в России, а также осуществляет деятельность в 25 странах мира. Эмитент присутствует в Соединённых Штатах, имея там сеть заправочных станций Getty.
ПАО «Лукойл» вместе со своими дочерними компаниями занимается разведкой, добычей, переработкой, маркетингом и распределением нефти и газа. Сегмент «Разведка и добыча» занимается разведкой, разработкой и добычей нефти и газа. Сегмент «Переработка, маркетинг и сбыт» занимается переработкой, логистикой, маркетингом и торговлей сырой нефтью, природным газом и нефтепродуктами.
Большую часть своей продукции компания реализует через хорошо налаженную сеть автозаправочных станций, которые расположены в 19 странах. Почти половина АЗС находится в Российской Федерации, а 40% в Евросоюзе. С 2008 года эмитент развивает возобновляемую электроэнергетику. На данный момент более 6% коммерческой генерации энергии создается из возобновляемых источников.
Положение компании отличается стабильностью. В сравнении с другими мировыми лидерами на рынке углеводородов, например, Shell или ConocoPhillips, она в большей степени обеспечена нефтью и газом.
Для дальнейшего стабильного развития компания может воспользоваться следующими резервами:
- увеличить годовой объём добычи углеводородов на 3–4% благодаря росту газодобычи;
- увеличить бурение на территории Западной Сибири на 10–15%, что замедлит падение темпов добычи;
- повысить рентабельность продаж, увеличив объём добычи на высокомаржинальных месторождениях – им. В. Филановского, Пякяхинское и Ярегское, а также повысить объём газодобычи на территории Узбекистана;
- реализовать инвестиционные проекты на Северном Каспии и Балтике;
- увеличить объём перерабатываемой на российских заводах нефти и улучшить нефтепродуктовую корзину.
Акции Лукойл намного привлекательнее акций других компаний сектора. Менеджмент уделяет большое внимание тому, чтобы акционерный капитал рос, что позволяет акционерам получать большие дивиденды. Положительная динамика по выплатам наблюдается с 2000 года. Цена акции за этот период стала в три раза выше, а дивиденды по акции за 16 лет в среднем составили 69 руб.
Политика компании в отношении менеджмента затрат и долга обеспечивает ей стабильность в условиях кризиса. Также Лукойл стремится диверсифицировать бизнес. Кроме России, она присутствует во многих других странах мира.
Стратегическая задача Лукойл – это наращивание добычи и улучшение качества и количества ресурсов. Для достижения этой цели проводится геологоразведка.
Финансовые показатели
Отчёт Лукойл показал, что во 2 квартале текущего года убыток на долю акционеров составил 18.72 млрд рублей. В 2019 акционеры получили прибыль 181.24 млрд рублей. Показатель чистого убытка за первое полугодие достиг 64.68 млрд рублей, в 2019 году аналогичный период характеризовался прибылью в 330.48 млрд рублей.
Показатель выручки за второй квартал 2020 года оказался на уровне 986.4 млрд рублей, это на 53.6% меньше выручки во 2 квартале 2019. Январская выручка в 2.65 трлн рублей оказалась на 33.3% меньше, чем выручка за первое полугодие 2019 года.
Снижение выручки в компании объясняют снижением цен на углеводороды, сокращением объёмов нефтедобычи, снижением спроса на рынке и сокращением продажи нефтепродуктов через сети заправочных станций. Частично это негативное влияние удалось компенсировать благодаря девальвации рубля по отношению к доллару.
Во втором квартале отмечалось снижение капитальных затрат компании на 10 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, этот показатель составил 117.2 млрд рублей. Капитальные затраты за полгода достигли 247.5 млрд рублей превысив на 20.7% аналогичный показатель прошлого года.
Техническая картина и прогноз
С мая акции компании снижались и к ноябрю достигли района мартовских минимумов в области 3700–3900. Здесь был сформирован отскок, и котировки бенчмарк подскочили к уровню 5000.
Сейчас хорошая возможность для покупки акций компании. Сама нефтегазовая компания имеет большие перспективы, учитывая, что с появлением вакцины экономическая ситуация в мире улучшится, что благоприятно скажется на спросе на сырьё.
Полагаем, что сгенерированный восходящий импульс имеет все шансы на продолжение, несмотря на сложную ситуацию в отрасли. Следующей целью быков станет уровень 5200, а далее сопротивление 5600.
Аэрофлот
Компания ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» находится на территории РФ. Холдинг оказывает услуги по перевозке пассажиров и грузоперевозке в России и за границей.
Помимо этого, компания и её филиалы также оказывают страховые и кейтеринговые услуги. Дочерние фирмы эмитента в большинстве случаев занимаются разгрузочно-погрузочными работами, заправкой топлива и розничной торговлей, не облагаемой пошлинами.
У компании есть дочерние предприятия, а также множество подразделений и офисов, которые расположены как в РФ, так и за её пределами.
Структура холдинга
«Аэрофлот» считается одной из крупных российских авиакомпаний и входит в двадцатку крупнейших авиакомпаний мира по количеству пассажиров. В прошлом году 37.2 млн пассажиров воспользовались услугами компании «Аэрофлот – российские авиалинии», флагманского перевозчика группы компаний «Аэрофлот».
В группу «Аэрофлот» входят следующие компании: «Россия» (средний перевозчик), «Аврора» (региональные перевозки на Дальнем Востоке) и «Победа», новый лоукостер.
Группа может обслуживать все основные отрасли рынка, как на внутренних, так и на международных маршрутах. «Аэрофлот» делает всё возможное, чтобы поддерживать и укреплять свои позиции лидирующей мировой авиакомпании.
Группа «Аэрофлот» получила международное признание за качество обслуживания клиентов. Аэрофлот имеет четырёхзвёздочный статус авиакомпании Skytrax, 8 раз признавался лучшим авиаперевозчиком Восточной Европы на церемонии вручения награды Skytrax World Airline Awards, а также имеет статус пятизвёздочной глобальной компании от APEX. В 2019 году холдинг «Аэрофлот – российские авиалинии» получил пятизвёздочный рейтинг пунктуальности от OAG и согласно ежегодному обзору своевременности (OTP) Cirium получила звание самой своевременной магистральной авиакомпании в мире.
К числу основных конкурентных преимуществ группы является её авиапарк. У компании один из самых молодых парков среди всех мировых перевозчиков, эксплуатируется более 100 авиалайнеров, средний возраст которых 5 лет (7 лет для всех перевозчиков группы Аэрофлот). К концу прошлого года группа имела в своём распоряжении 359 самолетов, 245 из них во владении Аэрофлота.
В 2019 году группа обслужила более 340 рейсов в 57 странах. «Аэрофлот – российские авиалинии» – это полноправный член ассоциации SkyTeam, благодаря чему компания может предложить пассажирам расширенную маршрутную сеть и уникальные услуги глобального альянса.
Владельцем 51.17% акций ПАО «Аэрофлот» является Россия. В свободном обращении есть 40.9% акций группы, которыми владеют институциональные и розничные инвесторы.
Продажа акций ПАО «Аэрофлот» осуществляется на Московской бирже, а на международном уровне как глобальные депозитарные расписки во Франкфурте.
Финансовое состояние
До пандемии Covid-19 финансовое положение «Аэрофлота» было стабильным. И хотя рентабельность авиаперевозок была сокращена на фоне увеличения цен на авиатопливо, компания активным образом увеличивала пассажиропоток, количество лайнеров и долю рынка. Были выработаны стратегические планы: к 2028 году повысить количество пассажироперевозок с 60.7 млн до 130 млн, то есть планировался рост с темпом 9% в год.
Кроме того, компания прогнозировала войти в число 10 крупнейших авиахолдингов в мире. У эмитента практически не было кредитов. Однако переход на новые стандарты МСФО привели к значительному увеличению долга – по новым стандартам в качестве долга рассматривается не только обязательства по финансовому лизингу, но и все последующие платежи по операционному лизингу. Холдинг не приобретает лайнеры в собственность, вместо этого он их арендует на долгий срок. Это даёт возможность сократить финансовые риски и нагрузку на капитал.
Капитал «Аэрофлота», правда, был около нуля до пандемии, а в первом полугодии ушёл в огромный минус: -104 млрд рублей. В целом это связано с бухгалтерскими тонкостями переоценки обязательств по лизингу. Рост курса американского доллара автоматически повышает стоимость всех предстоящих лизинговых платежей, убыток от хеджирования и создания резервов.
В текущем году «Аэрофлот» понёс намного больше потерь, чем другие российские авиакомпании, если смотреть на количество перевозок. А по объёму выручки в иностранной валюте – больше, чем большинство авиаперевозчиков в мире на фоне ослабления российской валюты. Число пассажиров в сентябре было меньше на 40%, чем в аналогичный период 2019 года, тогда как у российской S7 объём перевозок превысил прошлогодний показатель на 5%. Но сейчас объём перевозок начал постепенно восстанавливаться, чему способствуют внутренние рейсы. Ожидается, что количество пассажиров во втором полугодии может быть больше, чем у других компаний.
В случае с «Аэрофлотом» государство предоставило скромную безвозмездную помощь в 7.9 млрд рублей во втором квартале 2020 года и государственные гарантии по кредитам на сумму 70 млрд рублей. На полученные от дополнительной эмиссии средства компания сможет полностью закрыть свой банковский долг и покрыть потенциальные потери за текущий год. Таким образом, основная помощь государства подразумевает самый дорогостоящий вариант для акционеров компании – через более чем двукратный рост уставного капитала.
Потенциальная прибыль от покупки акций компании на срок 2–3 года может составить 100%, если EBITDA «Аэрофлота» вернётся к 2022 году на уровень 2019 года (168 млрд рублей), чистая прибыль будет больше 30 млрд рублей, а дивиденды — 6 рублей на акцию. Однако для существующих держателей акций компании целевая стоимость бумаг при прогнозируемых параметрах допэмиссии упадёт с почти 200 до 110 рублей, если учесть целевые коэффициенты EV/EBITDA 5.5 и P/E 9.
Техническая картина и прогноз
В начале лета акции компании достигли уровня 98, где произошёл разворот, и на рынке начался нисходящий тренд, который продолжается до сих пор. В конце ноября акции компании достигли уровня 55.50, от которого отскочили, и сейчас растут. На данный момент котировки «Аэрофлот» поднялись к области 70. Росту цен способствуют новости о вакцине от коронавируса.
Акции компании можно смело добавлять в портфель, так как из аутсайдеров эмитент может в течение 2021 года вернуться к докризисным уровням, и далее продолжить рост.
обсуждение