При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Мобилизация экономики – за чей счет. Кризис в России все-таки был, но вчера. Плана нет, но прогноз позитивный. Академик Нигматуллин ставит власти «неуд». Тарифы на газ предлагают повысить. В Думе занялись приготовлением шаурмы. Российских туристов облагают данью. Тема отмены пенсий опять в игре. Негативных прогнозов в Липецке нет.
1.
Министр финансов России Антон Силуанов объявил, что минфин готовится к мобилизации ресурсов экономики в ближайшие три года. По оценке министра, несмотря на серьезный дефицит бюджета 2023 года, особых проблем пока нет, но вот на последующие три года нужно мобилизовать «все ресурсы».
Иными словами: так как нет причин считать, что подобный дефицит – дело лишь одного года и что былые доходы от нефти и газа вернутся, правительство будет искать иные источники доходов в этих самых «всех ресурсах». А что является главным ресурсом за минусом нефти и газа? Ответ единственный: люди и предпринимаемые ими бизнесы.
А вариантов изыскания ресурсов в оной субстанции наука отечественной экономики знает три. Первый – повысить налоги. Второй – срезать социальные программы государства. Третий – девальвировать рубль. Так что экономистам осталось только гадать, сколько способов из трех будут использованы.
Эта экономика «совершенно неприспособленна к реагированию на глубокие изменения, – заявил по этому поводу в интервью Накануне.Ru экономист Александр Бузгалин: «Эта экономика может реагировать только за счет дополнительных финансов: дефицита, проедания запаса, который был отложен. Внутренних механизмов развития она, к сожалению, не имеет. Если все будет сохранено, как есть, – будет углубляться дефицит. Судя по тому, как реагировали до этого всегда, увеличения налогов на прибыль, прогрессивного подоходного налога и других источников увеличения ресурсов за счет более богатых агентов экономики – не будет. Будет урезание социальных расходов, фиктивное повышение зарплат, МРОТа, которое на самом деле едва покрывает инфляцию, если покрывает ее вообще, потому что инфляция для беднейших слоев населения всегда в 1,5 раза выше, чем средняя инфляция»…
В общем, все это напоминает старый анекдот времен перестройки: «-Папа, водка подорожала. Ты теперь будешь меньше пить? – Нет, сынок, ты теперь будешь меньше кушать».
Есть, правда, еще один необычный вариант. Не из экономики выжимать «дополнительный ресурс» для бюджета государства, а амбиции и привычки государства урезать до возможности экономики.
Недавно Антон Силуанов представил и такой вариант – фронтального сокращения государственных расходов. Министр финансов предложил всем ведомствам сократить свои расходы на 10% по незащищенным статьям бюджета – то есть, кроме социальных. Но, как сообщают «Ведомости», участники правительственной комиссии выступили против. Более того, Силуанову посоветовали обратить внимание на ускорение роста ВВП, девальвацию рубля и «прочие факторы». Которые, видимо, означают для многих чиновников, что никакого секвестра расходов не надо – авось, и так пронесет. В общем, как в фильме «Обыкновенное чудо»: «Когда при нем душили его жену, он стоял рядом и приговаривал: «Потерпи, может, обойдется»…
2.
Ну, а пока в правительстве выбирают, кого или что зарезать во благо бюджета, в Центробанке подготовили целый комплект аналитики, касающейся отечественной экономики. В частности, ЦБ выпустил специальный аналитический доклад «Оценка эффективности антикризисных мер Банка России». В докладе говорится, что «кризис 2022 года стал наибольшим потрясением для российского рынка».
«Погодите-ка!» – воскликнет в этом месте не впавший в деменцию россиянин. – «Весь 2022 год депутаты, политики, чиновники и правительственные СМИ нас уверяли, что никакого кризиса нет, а санкции российской экономике только на пользу. Теперь, сталбыть, получается, что кризис все-таки был, к тому же беспрецедентный... Так был кризис или нет?!»
Но тут придется этому занудливому россиянину пояснить, что не надо воспринимать все так линейно и буквально. Когда кризис есть, то его нет, а когда его победили, то он был, да еще какой! Но вчера. И что тут непонятного?
3.
Помимо рассказа о кризисе, которого не было, но который все-таки был, аналитики Центробанка дали свой прогноз о курсе рубля и уровне зарплат. Как отмечает в подзаголовке «Парламентская газета», «прогнозы выглядят не так уж мрачно».
Смотрим на прогнозы. Инфляция в 2023 году немного превысит ранее прогнозируемый регулятором показатель и составит 5,7%, а в 2025 году опустится до уровня знаменитого таргета ЦБ 4%. Номинальная зарплата россиян вырастет в этом году на 10%, в следующем году – на 7,9%. Реальная зарплата вырастет в этом году на 4,2%, в следующем году – на 2,3%. Курс рубля в 2024-2025 годах будет в районе 85 рублей за доллар.
Но вот докука. Каким образом можно с такой точностью предсказать уровень инфляции, курс рубля и рост зарплат – реальной и этой (как ее, заразу?) номинальной, ЕСЛИ спор минфина с правительством пока окончился ничем и до сих пор неясно, какие расходы бюджета будут урезаны, как рубль будет девальвироваться и будут ли повышаться налоги?
В таких обстоятельствах настолько точный прогноз – это просто чудо какое-то. Нет, не просто чудо, а русское экономическое чудо, поскольку только у нас так бывает: что будем делать – ЕЩЕ не знаем, но каким будет результат – УЖЕ смело прогнозируем. В общем, аплодисменты 25 опрошенным Центробанком экономистам.
4.
И еще одна любопытная деталь. Эксперты Банка России, как сообщают СМИ, выявили взаимосвязь между неравенством доходов населения и динамикой ВВП России. И вот какая закавыка: если неравенство в доходах растет, то ВВП замедляется. Хотя, скорее всего, всё наоборот: если ВВП растет, то неравенство немного сокращается. Потому что в сытые годы не грех и поделиться малость. А в тревожные годы – самим не хватает. А так как тревожности у нас намного больше, чем сытости, то извиняйте, люди добрые.
Что касается самой проблемы неравенства и убогости российских доходов, то этой теме на недавнем Орловском экономическом форуме посвятил свое выступление академик РАН Роберт Нигматуллин. Как пишут СМИ, академик «поставил жёсткий неуд современной власти России – президенту Владимиру Путину, правительству и парламенту». Основные тезисы Нигматуллина таковы:
В течение последних 10 лет среднегодовой темп экономического роста России составляет всего 1% (например, в Польше этот показатель в 4 раза выше). Национальные проекты провалены, медицина и образование находятся в плачевном состоянии. ВВП России на душу населения сейчас меньше, чем в Португалии, Турции, Индии, Китае, бывших странах социалистического лагеря СССР и странах Балтии. В России проживает 75% бедного населения с низким уровнем дохода и это унизительно. И в это же время 0,4% семей имеют доход более 5 миллионов рублей в месяц. При этом наблюдается огромное неравенство между регионами: жители Москвы имеют средний доход 90 тысяч рублей, а в основной массе регионов доход составляет всего 30 тысяч рублей или ниже. По словам академика, чиновники заняты вредительскими реформами и «заменили диктатуру пролетариата на диктатуру бестолкового чиновничества».
«Президент Путин как-то сказал, что средний класс – это граждане нашей страны, которые имеют доход в 17,5 тысяч рублей, – напомнил Нигматуллин. – Это кто ему мог такое сказать?»
И еще один момент вызвал у академика вопрос: «Несмотря на то, что президент Путин оценил преодоление пандемии коронавируса в 2020-2022 годах удачным, смертность от COVID 19 в России составила в 2 раза больше, чем в США, и в 3 раза больше, чем в Европе. По очень скромной статистике в течение последних двух лет в России умерли более двух миллионов человек, словно наша страна пережила горячую войну. Смертность трудоспособных мужчин в России в три раза выше, чем в других странах, а российских женщин – в два раза. Россия сейчас находится только лишь на 119-м месте среди 187 стран в мире по этим показателям».
«Фактически Путин находится у власти более 20 лет. За этот период правительство не смогло навести порядок в таких отраслях, как медицина, образование, наука и культура. Везде состояние весьма плачевное», – резюмировал Нигматулин.
5.
Ну а пока академики ставят «двойки» президентам и чиновникам, а министр финансов предлагает ведомствам затянуть пояса и получает отказ, в экономике начинают искать способы и рыбку съесть и свести расходы с доходами.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предложила увеличить тарифы на газ для всех потребителей в России, включая население и промышленность, на 8% с июля 2024 года и еще раз – с июля 2025 года. А портал «Нефть капитал» взялся пояснить, почему надо поднять внутренние тарифы на газ.
Пояснение в целом простое и сводится к тому, что написано в преамбуле этой публикации: «Потерю экспортных доходов надо чем-то компенсировать, так что домохозяйствам и промышленности России стоит готовить кошельки».
Ну, и как водится, нам напоминают, что трубопроводы в России изношены и вообще вся инженерия нуждается в модернизации. В задачке спрашивается – за чей счет будем модернизировать? Вариант первый – за счет владельцев газовых компаний, получающих миллиардные доходы от продажи газа. Ответ неверный. Вариант второй – за счет вышеупомянутых домохозяйств. Ответ верный. И не говорите, что вас не предупреждали – десяток лет по всей России висела реклама «Газпром» – национальное достояние». Видели? Ну вот, пора раскошеливаться на поддержку штанов народному достоянию, ибо тем, кому это достояние сделало состояние, не до нас – у них яхты арестованы.
Ну, а далее в публикации отраслевого издания сырьевиков идут пространные пояснения, почему надо компенсировать потери сырьевых корпораций за счет населения и бизнеса. Вспомнили и социальную миссию «Газпрома» – газификацию страны. И, действительно, в 1947 году постановлением правительства была поставлена такая задача. И вот сейчас, когда уже отметили 75-летний юбилей этого национального проекта, ну неужели ж останавливаться на полпути из-за потерь какого-то там населения? Да и население за это время обновилось изрядно, а газификация – это навечно…
В общем, судя по публикации «карманного» издания сырьевиков, работа по внедрению идеи повысить внутренние тарифы на газ – в разгаре.
6.
Чем хороша российская экономика – не дает скучать. Вот и в эти дни ленты экономических новостей полны приятных и веселых затей.
В Госдуме – новая идея. Вице-спикер Думы Владислав Даванков предложил внедрить национальный стандарт шаурмы. Из обращения вице-спикера можно узнать, что «шаурма является самым популярным видом уличной еды в России, так как она дешевая, быстро готовится и содержит много калорий» и что «правильно приготовленная шаурма сочетает в себе все необходимые организму человека элементы».
Но есть проблема! Депутат Даванков считает, что без официальных рекомендаций Роспотребнадзора по составу шаурмы это популярное яство россиянам только во вред. Так что – ждем национального проекта по правильному изготовлению шаурмы.
Но если парламент займется этим вопросом, то Законодательному собранию Петербурга, полагаю, придется готовить свой особый акт. Потому что где вы видели в Петербурге шаурму?..
Федеральная антимонопольная служба выступила с предостережением одному из владельцев аэропорта «Внуково» Виталию Ванцеву из-за того, что тот заявил о возможном росте цен на авиабилеты. Антимонопольное ведомство считает, что так не хорошо говорить, потому что это может быть воспринято как побуждение к повышению цен. Нет, цены-то, конечно, и так будут расти, но пусть они растут молча, без всяких там заявлений. Потому что россиянину, конечно же, вредит не само повышение цен, а предупреждения о повышении цен.
Справедливости ради надо отметить: пугать заявлениями о повышении цен нельзя, а вот содействовать увеличению трат россиян можно. Губернатор Петербурга Александр Беглов подписал закон о введении курортного сбора. Его давно обсуждали, хотели внедрить с августа этого года, но перенесли на 1 апреля 2024 года. Теперь каждый турист, который задержится в Петербурге более чем на сутки, будет платить по 100 рублей в казну северной столицы за каждый день пребывания. Причем сбор денег возлагается на отели и хостелы, а сами деньги будет забирать городской бюджет. С благой целью, разумеется, примерно как с тарифами на газ, – все за ради «сохранения», «восстановления» и «развития».
Тем временем министерство экономического развития России работает над темой курортных сборов во всероссийском масштабе. Потому что, надо признать, ездють и ездють, ходють и ходють, топчут и топчут. А почему бы помимо денег за отели и питание, пляжи и развлечения с них не брать деньги за сам факт пребывания? Ведь пребывают же? Пребывают! А значит, если помимо прочего, взять и за это, это же насколько больше можно «сохранять, восстанавливать и развивать»?
Правда, не очень очень ясно, как это коррелирует с призывом президента Путина развивать внутренний туризм. С другой стороны, 100 рублей в день – это ж сущий пустяк. Ну приехала семья из четырех человек на курорт, ну, отдыхает две недели, ну, выйдет-то всего с них дополнительно 5600 рублей. Да для россиянина такие деньги – пустячок…
7.
А в России вновь всплыла тема отмены пенсий – обзор на сей счет вышел на портале Выберу.ру. Издание напоминает, что еще в 2015 году руководитель Научно-исследовательского финансового института при министерстве финансов Владимир Назаров заявил, что пенсии надо отменять, потому что «это пережиток». В прошлом году к этой теме пришли исследователи РАНХиГС Юрий Горлин и Виктор Ляшок – об этом «научном труде» мы рассказывали в конце прошлого года. Два исследователя предложили любопытный набор: отчисления в пенсионный фонд с работодателей увеличить, пенсионный возраст повысить, работающим пенсионерам пенсии отменить вообще. Как тогда отмечала наша программа, «надо отдать должное: гениальное решение. Если с тех, кто работает, побольше брать, и одновременно за счет еще одного повышения пенсионного возраста уменьшить число тех, кому надо отдавать, то, действительно, пожалуй, изрядно поредевшему отряду пенсионеров можно будет платить пенсии немного поболее нынешних».
И вот – новый подход к той же теме. И опять – идут ссылки, что, мол, люди живут все дольше, население стареет. Правда, по данным статистики и вышеупомянутого злого академика Нигматуллина, конкретно в России оно не стареет, а, скорее, вымирает, но – это детали. Оно же не все вымирает, сами понимаете. Так что – работа над темой отмены пенсий энергично продолжается…
8.
И, по просьбе некоторых наших читателей, – немного позитива в потоке экономических новостей. В топ новостей Дзена попало сообщение липецких СМИ: «Негативных прогнозов больше нет в липецкой промышленности». И не придерешься: никто же не утверждает, что в липецкой промышленности нет негатива – утверждают лишь, что там нет негативных прогнозов. Вот так и надо работать всем российским СМИ – долой негативные прогнозы и сказка станет былью. Так что – порадуемся за липецкую экономику, в которой больше нет негативных прогнозов, и (как советует старый анекдот) включим скорее телевизор, а то откуда нам узнать, как хорошо мы живем…
обсуждение