При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Минувшая неделя окончательно «утвердила» новый тренд – рынок медленно сползает вниз. Индекс S&P500 вновь коснулся уровня минус 10% с начала года – классический медвежий рынок в формате «лайт».
Период биржевой пилы, продолжавшийся первые полтора месяца этого года, закончился. В какой-то степени я рад, что удалось предупредить об этом тех инвесторов, которые являются зрителями нашего канала, в инвестблоге от 13 февраля (биржевая пила – это не тренд, это лишь преддверие тренда) и дать совет, который, судя по всему, оказался максимально верным для последних 20 дней: «Как в детстве – замри».
Причина медвежьего рынка (по крайней мере – та, что лежит на поверхности) очевидна – геополитика. В первые недели эскалации в геополитике рынок не очень замечал намечавшийся конфликт и больше реагировал на изменения в курсе ФРС, макростатистику и каскад корпоративных отчетов – как правило, хоть ненадолго и не намного, но возвращавших оптимизм инвесторам. Начиная примерно с 20 февраля и ФРС, и тем паче корпоративная отчетность ушли на второй план и первую скрипку на рынке начал играть конфликт в треугольнике Россия – Украина – НАТО.
Корпорации начали «окукливаться», видимо, чтобы оценить экономические расклады (свои собственные и вообще) в новой реальности и в связи с этим потеряли интерес к ресурсам фондового рынка – это сегодня отмечают многие американские и европейские аналитики и инвестдома.
В результате – если в начале года я отмечал, что рынок готов на любой «шорох» откликнуться позитивом, то сейчас ситуация – почти как в старой биржевой песне: «Не слышны в саду даже шорохи, все здесь замерло до утра». И никто не знает, что принесет утро.
Геополитический коллапс даже поставил под сомнение уже устанаканившиеся параметры монетарной политики ФРС на 2022 год. Экономисты полагают, что форс-мажорное повышение цен на энергоносители может внести коррективы в заявленные планы ФРС поэтапного повышения процентной ставки.
Однако на минувшей неделе, выступая в Конгрессе, председатель ФРС Джером Пауэлл подтвердил намерение ФРС следовать плану – повышение процентной ставки в марте на 25 базисных пунктов и еще каскад повышений в течение года. Впрочем, Пауэлл обозначил и возможность маневра – в зависимости от того, что в СССР именовали «международным положением».
Одновременно предполагается, что на чем конфликт точно скажется, так это на планах ЕЦБ по изменению ставки, поскольку европейский центробанк должен будет серьезно решать вопрос поддержки европейской экономики. Хотя бы частично ответ на этот момент мы увидим уже на новой неделе, в четверг, 10 марта, когда ЕЦБ принимает решение по ставке. Скорее всего, ее оставят на прежних уровнях и куда большее значение для рынка будет иметь публикуемое в тот же день заявление ЕЦБ по монетарной политике, из которого будет ясен «новый курс» европейского регулятора.
Сегодня точно можно констатировать: мировой фондовый рынок был готов к ястребиной политике ФРС, но не готов к истории с конфликтом России и Украины. Мне кажется, что на рынке все (как и я, собственно) ожидали, что конфликт «рассосется», «развеется», «как-то договорится».
Теперь же, во-первых, не ясны последствия конфликта, во-вторых, не видна точка, до которой он вообще может дойти. А новостной поток лишь подтверждает, что точка – еще не в пределах видимости. И никто не знает, что будет дальше. Многие вещи, про которые еще месяц назад любой финансист и экономист сказал бы «Это нереально», сейчас могут стать реальностью уже сегодня к вечеру.
Возникает вопрос – что дальше? Один из вариантов ответа – новый мировой кризис. Например, такая идея на днях была высказано на онлайн-конференции, собранной «Финамом». Ее участники посчитали, что санкции против России могут стать спусковым крючком мирового кризиса.
Полагаю, что все-таки нет – если только не начнет «разматываться» тот вариант, о котором мы говорили две недели назад на канале Finversia и который сегодня становится вопросом многих: «а что если Тайвань?».
Китай, который ужесточил свою риторику и по-прежнему любит «запускать кораблики» рядом с мятежным островом, напомнил не так давно, что Тайвань – не Украина и всегда с точки зрения Пекина был неотъемлемой частью Поднебесной. С тех пор – тишина. Но если «тайваньский вопрос» встанет в полную силу – уверяю, с точки зрения экономики украинский конфликт покажется периферийной историей. Вот тогда – мировой кризис. Если не похуже…
Впрочем, рассуждений на эти глобальные темы сегодня в информационном пространстве так много, что нет смысла углубляться в разбор геополитических сценариев или вариантов. Есть риск переливать из пустого в порожнее. Или предаться гаданию на кофейной гуще, поскольку ясно, что буквально через час или через день новости перечеркнут половину уже имеющихся вариаций и создадут повод для новых. В любом случае – экономическую ситуацию мы отслеживаем и продолжим отслеживать в формате «горячих» прямых эфиров на канале Finversia.
А пока констатирую, что совет сменить тактику усреднений на тактику «Замри», который я дал 13 февраля, сейчас остается актуальным для инвесторов. Плюс – по возможности побольше кэша в резервах, полный отказ от маржинальной торговли. И – хладнокровие.
Но, это не значит, что нет отдельных корпоративных историй в общем тренде рынка, которые не могут привлечь внимание инвестора даже сегодня. Новые данные по Boeing укрепили меня в желание если не наращивать, то как минимум стоять в этой позиции – Boeing планирует удвоить производство самолетов 737 MAX к концу 2023 года.
Привлекли внимание акции Macy’s и Walmart, бизнес которых находится в максимальном удалении от геополитического конфликта, и которые демонстрируют последние месяцы боковик, хотя весь рынок в целом снижается. По этой же причине привлекла внимание компания Casey's – своего рода «Walmart для деревни». Привлекли внимание бумаги CrowdStrike Holdings, которые пошли вверх с некоторыми колебаниями. Также открыл позиции на покупку акций компаний Marvell Technology и Micron Technology И последняя из семи покупок – First Solar, Inc.
Впрочем, покупка First Solar, Inc. – это лишь один из примеров моей попытки отдать дань ESG-инвестициям. Полагаю, что уже этой весной ESG-тема получит новый толчок развития, возможно – в виде правительственных субсидий, налоговых льгот и в других форматах – и из «модного тренда» превратится во все более интересное направление для инвестора. Я имею в виду, прежде всего, конечно же, компании, работающие над возобновляемыми источниками энергии.
Впрочем, любые покупки сегодня – это, конечно, что называется, на любителя. Это для тех инвесторов, которые считают, что незачем страховаться от астероида (все равно нет вариантов), так что можно заняться тем, что в наших силах. Как говорилось в известном фильме: «У нас две проблемы – минобороны и пуговица… С минобороны мы ничего поделать не можем – будем искать пуговицу».
Так что если есть резервы, аппетит и спокойствие – почему бы нет? Почему бы не находить сегодня отдельных эмитентов, внушающих гипотезу, что «это пойдет». Версия, конечно, для оптимистов. Или для юмористов, не знаю точно.
Хватит оптимизма. Потому что, конечно же, сейчас куда более глобален вопрос, не в какие акции вложиться, а где сегодня прячутся деньги от конфликта и угрозы глобального кризиса.
Ответ «золото» не верен: золото подскочило на старте геополитического кризиса, но скорректировалось в районе $1960 за унцию, где и пребывает с начала «горячей фазы» конфликта – с 24 февраля. Полагаю, что в ближайшее время мы увидим небольшой рост золота, но все же конфликт такой силы по всем законам жанра должен был вызвать рост золота до $2100-2200 за унцию. Однако не вызвал…
Что, впрочем, не мешает многочисленным публичным инвестгуру говорить о золоте, но по другой причине – мысль-то понятная, близкая, так сказать, народу. К тому же оживились голдоевангелисты. Что тоже понятно: сегодня каждый дурак ищет в форс-мажорах подтверждение, что это не «черный лебедь», а просто колокольчик на его шутовском колпаке правильно звенел. Особенно «обидно» в этой ситуации, что все шуты гороховые, кричавшие пять лет подряд о «100 рублей за доллар» и «200 рублей за доллар», сегодня в экстазе: «Мы же говорили!». Сломанные часы в очередной раз показали правильное время.
Но где на самом деле прячутся сейчас деньги? Растет сырье, – но это явно не тот случай, когда прячут, паркуют деньги, это – желание заработать. Думаю, на рынке сырьевых фьючерсов продолжится высокая волатильность, которая еще даст эту возможность – заработать.
А большие деньги начинают уходить в трежерис. Судя по многим признакам, именно американские казначейки становятся «тихой гаванью» в этом кризисе.
И это – очень тревожный сигнал для рынка акций. В отличие от варианта с золотом, значимая часть тех денег, которые сегодня паркуются в трежерис, – это уход с рынка акций всерьез и надолго. Рынок акций мелеет. И только совсем глобальный разворот к лучшему может вызвать у припаркованных в трежерис денег вернуться назад. Для этого будет недостаточно формата «худой мир лучше доброй ссоры» – потребуется нечто больше.
С конца прошлого года мы говорили, что в новом году рынок облигаций откроет новую страницу. Увы, кроме изменения политики ФРС, этот момент теперь усилен и политическим конфликтом. Ясно, что и многие малые частные инвесторы в этом году захотят уйти или задумаются об инвестициях в облигации. О работе с облигациями будем говорить 9 марта в прямом эфире с Алексеем Бачеровым.
Еще один вариант – криптовалюты, Но, похоже, они так и не стали защитным активом в этом кризисе и представляют зону повышенного интереса разве что со стороны российских инвесторов, которые ищут возможности обходить «железный занавес», со всех сторон надвигающийся на финансы россиян. В России последнее время бурно и довольно продуктивно обсуждали варианты регулирования крипторынка – это внушало оптимизм, но, боюсь, что теперь этот вопрос актуален примерно также как тестирование инвесторов или споры о реформе ИИСов. Остается добавить сакраментальное тургеневское «Как хороши, как свежи были розы».
Еще один вариантов ответа, куда направляются деньги, – это недвижимость. Наверное, тот совет, который давали мы в последние годы (если есть возможность – вкладывать часть капиталов в недвижимость) сейчас перестал вызывать насмешки (мол, это невыгодно в сравнении с…). Уверен. Что рост стоимости недвижимости (во всяком случае, в рублях) продолжится, спрос еще более возрастет, а заявки на продажу будут уменьшаться, причем довольно резко.
Более того, вполне возможно недвижимость станет главной темой каких либо инвестиций в России, если финансовый «железный занавес» останется как данность. Те, кто говорит о существовании автономного от мирового российского фондового рынка, – либо слепы, либо врут. Закапсулированный фондовый рынок России, изолированный рынок попросту невозможен…
Вопрос о том, куда перенаправятся тающие денежные потоки, – он еще долго будет стоять на повестке дня. Но вернемся (пока можно!) на фондовый рынок.
О традиционных макроэкономических ориентирах новой недели. Экономической статистики в период 7-13 марта 2022 года будет много, но, понятно, что она практически теряет смысл на фоне происходящего. Поэтому отмечу только несколько основных значимых моментов.
Во вторник, 8 марта, в Евросоюзе отчитаются по изменениям занятости, по общему уровню занятости и по ВВП за 4-й квартал 2021 года. В этот же день Американский нефтяной институт отчитается по запасам нефти на прошлой неделе – острый показатель сегодня, который продемонстрирует тему «распаковки» нефтехранилищ для снижения мировых цен на нефть.
В четверг, 10 марта, в Европе начнется двухдневный саммит лидеров Евросоюза. В этот же день ЕЦБ примет решение по депозитной и процентной ставкам, но еще важнее – заявление ЕЦБ по монетарной политике, которое выйдет сразу после заседания по ставкам. В США в четверг традиционно публикуется число первичных и повторных заявок на пособие по безработице, которое сейчас имеет второстепенное значение – просто как фактор, влияющий на будущую политику ФРС.
В пятницу, 11 марта, еще один схожий фактор, чувствительная для американского рынка информация – публикуются индексы ожиданий и настроений потребителей от Мичиганского университета и отчёт по ожидаемой инфляции от Мичиганского университета.
И напомню, что в воскресенье, 13 марта, в США и Канаде – переход на летнее время. С 14 марта американские биржи будут открываться по московскому времени в 16.30.
«Если для нас они будут доступны!» – добавит в этом месте с печальной иронией российский инвестор.
Ну что тут сказать – давайте смотреть за развитием ситуации и вспоминать фильм «Обыкновенное чудо: «Когда при нем душили его родную жену, он стоял рядом и приговаривал: «Потерпи, может обойдется».
обсуждение