При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Судьба рубля летом 2023 года остается в зоне пристального и довольно тревожного внимания. Потому что, несмотря на некую стабилизацию скачков, в последнее время все (или почти все) понимают: история еще не закончилась и рублю рано устраивать пикник на обочине.
Итак, что же и в какую сторону может повлиять на рубль в ближайшее время? Мой прогноз по курсу рубля на май, данный 29 апреля, не сбылся – рубль не достиг диапазона 82-85 рублей за доллар. Первую декаду мая рубль вел себя довольно дерзко, закрепившись на уровнях выше апрельских; затем, как я и предполагал, продемонстрировал тенденцию к снижению, но остановился на планке в районе 80 рублей за доллар и последние дни месяца мелко-мелко «пританцовывал» на этом уровне.
Исход, впрочем, довольно ожидаемый. В конце апреля я писал: «Наступает май и вместе с ним – куда больший туман, чем прежде, в перспективах российской валюты».
И почти такой же туман – на лето 2023 года. Но сначала по традиции – краткий аудит прогнозов, которые российские аналитики ИФ финансовые эксперты давали на май. Тем паче, некоторые из этих прогнозов, помимо мая, затрагивали и лето.
* * *
Аналитик «Финама» Андрей Маслов в апреле отметил, что сейчас много факторов, как ослабляющих, так и укрепляющих рубль и, скорее всего, рубль в мае останется примерно на нынешнем уровне. По сути, он оказался прав: рубль не удержал укрепление в начале месяца, но и не скатился к уровням, которые предполагал я, и де-факто остался на уровнях апреля. Правы были и аналитик BitRiver Владислав Антонов (который отметил, что в мае ослабление российской валюты может замедлиться), и эксперт Total Research Николай Вавилов (прогнозировавший на май колебания курса рубля в диапазоне 78-83 рубля).
Ошибочными оказались прогнозы создателя «Школы практического инвестирования» Федора Сидорова (который говорил об укреплении рубля к уровню 75 рублей за доллар), доцента Финансового университета при Правительстве РФ Юлии Гришенко (которая считала, что в случае повышения цен на нефть рубль может укрепиться до 75-76 за доллар), партнера Capital Lab Евгения Шатова (который заявлял, что уже в конце апреля и в мае курс рубля «будет лежать в диапазоне 72-75 рублей за доллар»).
Также напомню несколько прогнозов на весь год. Главный аналитик сервиса Банки.ру Богдан Зварич полагает, что в случае стабильной ситуации на товарных рынках (сиречь – ситуации с ценами и продажами российского сырья) рубль может закончить год на уровне 70-75 рублей за доллар, а в негативном сценарии – 75-80 рублей за доллар. Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики компании «Альфа-Капитал» Владимир Брагин высказал мнение, что рубль поднимется в том году до 65 рублей за доллар.
* * *
Теперь – о раскладах на июнь и лето 2023 года. Если брать во внимание только основные факторы, определяющие курс рубля, то таковых сегодня два – это ситуация с российским бюджетом (и, соответственно, вопрос о том, насколько приходится девальвировать рубль, чтобы сшить края «дыры» в этом бюджете) и ситуация с экспортом нефти и газа и (если сам экспорт Россия более-менее успешно продолжит) с ценами на них.
Начнем с бюджета.
Не так давно в прессе промелькнуло сообщение, что Центробанк на своем заседании 9 июня «продолжит оценивать целесообразность повышения ключевой ставки».
«Это не предопределенное решение», – оговорил директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Кирилл Тремасов. В свою очередь заместитель председателя Центробанка Алексей Заботкин, главный спикер регулятора по вопросам рубля, отметил, что на позицию Центробанка влияют проинфляционные риски и если они усилятся, то мнение ЦБ будет смещаться в сторону повышения ключевой ставки. А такое повышение немного укрепит курс рубля.
Смотрим официальную статистику: по данным министерства экономического развития России, инфляция в годовом выражении сейчас составляет 2,36%, что намного меньше, чем в США и Европе, и сравнимо с «инфляционно благополучным» Китаем. В общем, официальные подсчеты радуют.
Если такая оптимистическая цифирь дается ради духоподъемной пропаганды, а Центробанк увидит усиление проинфляционных рисков и поднимет ставку, – значит, статистике верить нельзя окончательно и бесповоротно. Но если статистика верная – нет причин повышать ставку. Более того, сам Центробанк недавно дал актуальную оценку рисков российской экономики и счел их весьма умеренными. А свой собственный прогноз по инфляции месяц назад Центробанк снизил и с тех пор не было информации о его изменении в худшую сторону.
К тому же против инфляции начинают играть еще два фактора – картошка и морковка. Лето, за счет сезонного снижения цен на овощи и прочие «дары природы», всегда хоть немного, но пригасит инфляцию. Так что с «плодовоовощной» точки зрения нет оснований полагать, что ради борьбы с инфляцией стоит поднимать ставку…
Теперь, что касается бюджета. Истина, что чем ниже курс рубля, тем лучше бюджету, получающего налоговые поступления от сырьевиков, имеющих выручку в валюте, настолько всем известна, что нет смысла на ней долго останавливаться – с этим согласны и правые, и левые, и красные и разноцветные…
Так что сразу перейдем ко второму вопросу: находится ли бюджет России в НАСТОЛЬКО удручающем состоянии, что власти придется, отодвинув соображения социального характера, ронять рубль?
Смотрим, что говорят о бюджете…
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков недавно заявил, что по его оценке дефицит бюджета составит в этом году 3,5% от ВВП. Это, конечно, не 2% от ВВП, о которых власти говорили в конце прошлого года, но и не «черная дыра» и «полный коллапс». Если вспомнить старый анекдот: «ну ужас, но ведь не «ужас-ужас». Говорю это без сарказма.
Другое дело, что такое заявление означает, что (с учетом расширения дефицита, которое случилось в первом квартале 2023 года) больше никаких расхождений расходов с доходами до конца года быть не должно.
Министр финансов Антон Силуанов, напомню, вообще говорил, что по итогам года дефицит бюджета вернется к уровню 2% от ВВП.
Дальше наш выбор: верим – не верим.
Тревожный звонок – тот же Силуанов на днях сказал, что «бюджетные кредиты подвели ряд регионов к опасному уровню долга». Это заявление вполне в духе чиновных правил в России: потому что это же регионы виноваты, а не министерство финансов, зато оно обозначает ту зону риска, где может порваться истончившаяся ткань российского бюджета.
В сухом остатке: прогнозы оптимистичные, но проблемы у бюджета как были, так и остаются. Военные действия – это всегда расходы неизвестной величины. Торговля сырьем для России в нынешней ситуации – это, увы, неизвестная величина доходов. То есть можно предположить, что, даже в самом оптимистичном сценарии может возникнуть такая ситуация, когда ради бюджета все-таки придется ронять рубль.
Другое дело (да не сочтут автора этих строк «лакировщиком действительности») – совсем не обязательно, что такая ситуация ОБЯЗАТЕЛЬНО возникнет. Но быть готовым к ней смысл есть.
* * *
До сих пор мы говорили о факторах внутри России, так сказать, in vitro. Теперь – немного о факторах внешних, in vivo. Поступления в Россию от продажи нефти и газа. Если с ними что-то радикально изменится, то все умопостроения относительно бюджета и курса рубля, который ему соответствует, полетят в мусорную корзину и можно тогда ждать обрушения российской валюты до трехзначных значений.
Газ. Здесь ситуация мрачноватая. Во-первых, объективный момент – на главном для России европейском рынке цены на газ упали до $300 за 1 тыс. куб. метров – это минимальный уровень за последние два года. И летний период вряд ли благоприятствует ожиданиям, что это как-то изменится. Недавно вышла отчетность «Газпрома» и она тоже не вселяет оптимистических ожиданий по части торговли газом и доходов от нее.
По самым свежим экспертным оценкам, из-за падения цен на газ бюджет России не досчитается примерно $3-4 млрд. долларов. В пересчете на рубли – четверть триллиона. Не смертельная потеря в любых иных условиях, но в нынешних – более, чем ощутимая.
А восточная альтернатива на газовом рынке оказалась не такой однозначной. Первый момент – есть проблемы в расчетах с Индией. Второй момент – Китай вовсе не спешит оказаться в излишней газовой зависимости от России и предпочел проекту газопровода «Сила Сибири-2» проект газопровода из Туркмении. Что ж, диверсификация Пекина логична…
Теперь о нефти. Здесь ситуация куда более благополучна. Цены на нефть стабильно держатся на высоком уровне (конец мая дал $77 за баррель марки Brent, а цена российской нефти рассчитывается по коэффициенту от этой марки). Но есть вероятность, что цена эта может все же пойти вниз. Напомню, что инвестиционный стратег компании «Арикапитал» Сергей Суверов еще в апреле отметил: удержать рубль от снижения ниже 85 рублей за доллар может только одно – сокращение добычи нефти странами ОПЕК.
В этом году участники ОПЕК+ с 1 апреля добровольно сократили добычу нефти, но то сокращение лишь стабилизировало цены на нефть, а отнюдь не повысило их.
Новая встреча ОПЕК+ совсем скоро – 4 июня. Вице-премьер Александр Новак, курирующий в России топливный сектор, заявил, что на этой встрече Россия будет придерживаться ранее принятых решений. То есть – того сокращения, о котором договорились с 1 апреля. При этом Новак не видит предпосылок для того, чтобы участники ОПЕК+ приняли какие-то принципиально новые решения. Иными словами: видимо, соглашение о сокращении добычи будет исполняться до конца года, не будет ни его отмены, но не будет и новых сокращений.
Так что ОПЕК в пользу российского бюджета НЕ СЫГРАЕТ. А значит нефтяные доходы России летом, скорее всего, будут зависеть не столь от цены нефти, сколько от возможностей России продавать ее. То есть – зависеть от политики.
* * *
Финансовый консультант Татьяна Волкова считает, что курс рубля в июне может укрепиться до 75-78 за доллар, в том числе – по причине очередного налогового периода. Финансовый эксперт Георгий Копосов думает, что в июне курс рубля останется на нынешнем уровне – 77-81 за доллар. Эксперт Валерий Голиков считает, что курс в июне будет в диапазоне 76-78 за доллар. Эксперт по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер также говорит об укреплении рубля в июне до 75 за доллар.
Эксперт компании AM Capital Илья Мерзляков полагает, что в долгосрочной перспективе рубль все равно продолжит плавную девальвацию…
В сухом остатке.
Первое. Полагаю, что Центробанк 9 июня все же оставит ключевую ставку на месте. Сразу оговорю, что повышение на 0,25% – это то, что в детстве называли «не считово»: при нынешнем уровне ключевой ставки четверть процентного пункта погоду не делают, разве что чисто знаковый шаг.
Второе. 4 июня ОПЕК не привнесет неожиданностей, прогноз вице-премьера Новака представляется верным, цены на нефть останутся в нынешнем диапазоне, может быть – с тенденцией легкому снижению.
Третье. Вопрос дефицитом бюджета и опусканием рубля ради интересов бюджета остается открытым и косвенные признаки указывают, что особого оптимизма тут нет и не предвидится.
Полагаю, что в июне возможны два сценария.
Первый – курс рубля останется примерно на нынешнем уровне и его может поддержать 14 июня решение ФРС не поднимать ставку, поскольку в этом случае индекс доллара пойдет вниз. Если будет благополучно разрешен вопрос с потолком госдолга США – это тоже может «приспустить курс доллара» к мировым валютам и косвенно поддержать рубль. Этот сценарий мне сейчас представляется самым вероятным.
Второй сценарий – если с бюджетом станет хуже, то исполнится с запозданием на один месяц мой несбывшийся прогноз на май – 82-85 рублей за доллар. Вероятность этого сценария мне кажется меньшей.
И последний момент. Влияние политики на курс рубля будет НАМНОГО выше, чем пять предыдущих месяцев этого года. А политика, похоже, подходит к моменту максимального накала и, возможно, «часа Х». Так что – будем готовы и к потрясениям. На всякий случай.
обсуждение