При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Почему в кризис нельзя помогать пекарням. Почему надо «поддерживать производство». Почему «опять разворуют», И почему помогать самим себе придется всем – бизнесу, людям, государству.
Торгово-промышленная палата России дала свою оценку ситуации в стране в связи с вирусным кризисом. ТПП заявила о риске банкротства 3 млн. российских предпринимателей. Соответственно, риск потери работы возник перед более чем 8,6 млн. человек. Это более 10% от числа экономически активных россиян. И может затронуть четверть российских домохозяйств.
По данным опроса ТПП в российских регионах, каждое третье предприятие малого бизнеса заявило, что, если экономическая ситуация не улучшится, то оно сможет «продержаться» только один квартал. Более того, возникает угроза, что заново открыть бизнес они не смогут: как отметила по этому поводу вице-президент ТПП Елена Дыбова, по закону после банкротства нельзя начать новое дело в течение трех лет.
Правительство согласилось признать коронавирусную пандемию форс-мажором при госзакупках. Но в целом в России власти решили воздержаться от помощи бизнесу.
Для сравнения – большинство экономически развитых стран мира делают упор именно на помощи национальной экономике.
Европейский центробанк направит 750 млрд евро на экономическую борьбу с вирусным кризисом. Открыта специальная пандемическая чрезвычайная закупочная программа (PEPP) по закупкам государственных и частных ценных бумаг – с тем, чтобы обеспечить бизнес финансовыми ресурсами.
Британия выделяет 330 млрд фунтов (примерно $400 млрд; около 15% британского ВВП и более трети бюджета королевства). По словам министра финансов Британии, если этих денег не хватит, правительство сможет выделить дополнительную финансовую помощь.
Италия планирует влить в экономику страны 340 млрд евро ($374 млрд).
В Испании премьер-министр страны заявил, что «государство пример шок на себя» и направляет на поддержку бизнеса 200 млрд евро ($220 млрд).
Во Франции на поддержку национальной экономики выделяется 500 млрд евро ($550 млрд). Власти Парижа для городского бизнеса выделили еще 45 млрд евро.
В Японии власти заявили о намерении выделить на поддержку национальной экономики $193 млрд.
В Германии объявлено о выделении 550 млрд евро ($605 млрд) на правительственные кредиты.
Президент США Дональд Трамп предлагает выделить на поддержку бизнеса $850 млрд.
16 марта премьер-министр России объявил, что в России создадут антикризисный фонд в 300 млрд рублей для поддержки отраслей экономики и граждан. Это чуть менее $4 млрд. В сравнении с другими странами с учетом численности населения это означает, что в России на поддержку национальной экономики будет потрачено в 300 раз меньше, чем в Британии, в 400 раз меньше, чем во Франции и Германии.
В целом надо констатировать: Россия не планирует масштабно поддерживать свою экономику.
На эту тему уже высказалось и руководство Центробанка. Основные доводы, которые звучат: «незачем» или «все равно разворуют».
Забавно, но довод «все равно разворуют» перманентно звучит во всех случаях, когда обсуждают вливания в экономику – для развития ли, для преодоления кризиса ли. Судя по всему, «все равно разворуют» стало главным оселком нашей экономической доктрины.
Еще более забавно – реакция людей. На днях автор этих строк принял участие в экономической передаче на канале Царьград-ТВ. Тысячи зрителей привычно клянут за падение рубля Эльвиру Набиуллину со всеми ставшими традиционными экзерсисами вокруг ее фамилии и отчества (что вызывает как минимум рвотный рефлекс), но согласны, что бизнесу денег давать нельзя. Как написал про мое выступление один из комментаторов – «а этот дурак призывает лавочникам и торгашам помогать». Или: «какие еще пекарни – надо производство поддерживать».
Полагаю, это диагноз.
В нашей стране слово «бизнес» привычно ассоциируется с «лавочниками» и «торгашами», но не ассоциируется с «рабочими местами» и «зарплатами».
В нашей стране печь хлеб – это не пресловутое «производство». «Производство» – это что-то больше и громыхает. И принадлежит не соседу, а кому-нибудь из Куршавеля. Вот такое «производство» мы считаем правильно поддерживать. Параллельно – ненавидя олигархов. А потому что!
Что ж, это – судьба. Видимо, историческая…
Одним словом, Россия входит в очередной кризис, оставляя экономику один на один с кризисом. Бизнес должен помочь себе сам. Если он не поможет – пусть почти 9 миллионов работников этого бизнеса помогают себе сами в поисках хлеба насущного. В конце концов, они сами виноваты, что пошли работать в частный бизнес. Но если и эти самим себе не помогут – вот тогда государству придется самому себе помогать. Цепочка, однако.
обсуждение