При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
…А мы не ищем легких путей. Тем более, что на путях у нас – «пробки».
На петербургской банковской конференции говорили не только о банках, сколько о банках в окружающей среде. А суть проблемы в своем очень ярком выступлении изложил президент АРБ Гарегин Тосунян. Все проблемы, по гамбургскому счету, сводятся к сложности. Сложности чего? Да всего. Банковского надзора. Государственных «правил игры». Прохождения границ. Оформления бумаг. Выправления «подорожных».
Экономика проседает вместе с кредитованием бизнеса. Кредитование бизнеса проседает вместе с отсутствием либерального финансового рынка. Прямая и простая корреляция.
Понятно, что чиновников такая «примитивная» логика не устраивает. У них своя, которая, все по тому же гамбургскому счету, сводится к детскому «У верблюда два горба, потому что жизнь борьба». Они точно знаю, почему надо держать, не пущать, ограничить «нормативами», обязать отчетностью, зарезервировать и т.п. Потому что «надо». Потому что можно всерьез обсуждать на конференциях не проблему лишних сложностей, а вопросы «правоприменения» какой-нибудь 256-й инструкции.
И почти нет риска, что кто-нибудь не побоится выглядеть дурачком, подобно мальчишке из датской сказки о голом короле, и спросит: «Какой-какой, простите, инструкции? Нет, не по названию, а по номеру? Двести какой-то?.. Скажите, а вы не думаете, что сам факт существования двести скольких-то инструкций не может быть нормально воспринят человеческим мозгом?» Прогнило что-то – в Датском королевстве.
Но это – наша сказка и наше королевство. Не датское. Наше. Оно – сложное, потому что… Потому что так надо. И банкам не стоит жаловаться на какие-то особенные «жестокости» в их сфере.
Вот, например, сейчас объединяют вузы. «Укрупняют», превращая в «соответствующие мировым стандартам крупные учебные центры, отвечающие последним современным требованиям». Кстати, весь прочий мир от мировых стандартов отстает. В дикой Англии Кембридж и Оксфорд так и действуют «раздельно». В США Гарвард и МТИ остаются сами собой, хотя ведь рядом находятся, можно было б и объединить. А вот мы – не ищем простых путей.
…Кстати, о путях. В этом году я решил отправиться на «промсвязьбанковскую» петербургскую банковскую конференцию на автомобиле.
Посмотреть по пути на маленькие и средние старые русские города – Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Новгород. Потому что зигзаги авиаперелетов между Москвой, Петербургом, Казанью, Краснодаром, Сочи, Екатеринбургом, Новосибирском и, тем паче, Лондоном, Парижем. Нью-Йорком и Лиссабоном могут незаметно «замылить картинку». А в России, в том числе – и в финансовой России, то, что верно для городов-миллионников, не всегда есть реальность для «просто» городов.
Отправились. При попытке проехать через центр Твери попали в двухчасовую «пробку». Автомобили на тверских улицах нашпигованы так – никакой Тверской и не снилось. Плюнули на затею, вернулись к объездной дороге и… попали в часовую «пробку» на объездной. Следующая «пробка» ожидала в Торжке, следующая – в Вышнем Волочке.
В Твери 400 тысяч жителей, дюжина более-менее крупных предприятий и четыре банка. И – 20 огромных, не уступающих по размеру московским, блещущих стеклом и неоном, центров продаж автомобилей. Мерседес, Вольво, Рено, Пежо, Тойота, БМВ, Киа и проч. и проч. Естественно, реклама на тему «Кредит на автомобиль – оформление за час» висит на каждом втором заборе.
Простой путь? Какой бизнес кредитовать в Твери? Производство лифтов? Когда любое государственное и окологосударственное учреждение закажет финские лифты в свои пухнущие многоэтажные резиденции. Производство запчастей? Так тут машин почти не осталось, к которым эти запчасти годны. Бюджет города почти всегда в хроническом дефиците. А «мерседесы-вольво-тойоты-рено» кредитуются у «своих» корпоративных банков. У которых фондирование происходит в условиях 0,5-процентных ставок рефинансирования. И явно нет проблем с ограничениями по рискам на одного заемщика…
Так что прочим (российским) остается кредитовать покупки автомобилей. «Пробки», «пробки», «пробки»… И – все стоят в замкнутом кругу простоты.
обсуждение