При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Один из главных вопросов, который стоит всегда перед инвестором, который мечтает стать профессиональным или просто качественным, успешным инвестором, это, конечно же, вопрос о позиции, в которой должен находится инвестор, чтобы правильно встретить либо обвал на рынке, либо существенную коррекцию, либо период глубокой волатильности.
При том, что любая коррекция в исполнении хора армагедонщиков всегда преподносится как начало обвала и перед инвесторов встает вольно или невольно еще один вопрос: «Верю – не верю».
В большинстве случаев правильный ответ – «Не верю». Но рано или поздно обвал на фондовом рынке произойдет, сломанные часы покажут правильное время и армагедонщики окажутся в моменте правыми. В этот момент не сработает какой-то прогноз и даже самые лучшие эксперты и аналитики окажутся кругом не правы. Кстати, практика показывает, что они (мы) никогда не способны встретить в моменте кризис максимально грамотно, даже если его предсказали…
Итак, если завтра обвал? В этот момент главный вопрос не в том, кто будет прав или не прав, а в том, что я буду делать в тот момент, когда я буду не прав. То есть речь идет о своего рода «аварийном расписании» для инвестора.
Детально эталонное «аварийное расписание» сделать невозможно – слишком многое зависит от суммы инвестиций, состава портфеля, целях и сроках инвестиций и т.д. и т.п. Но можно говорить о 6 принципиальных моментах, которые, на мой взгляд, стоит помнить инвестору на случай, «если завтра война», если завтра кризис, если завтра обвал.
Пункт первый. Не паниковать в моменте, не делать в момент начала обвала каких-либо резких движений во все стороны. То есть не бежать «резать убытки» (этим к сожалению страдают многие именно российские инвесторы), не пытаться отыграться. Вам будет казаться, что вы срочно усредняетесь, что вы срочно открываете новые позиции, но на деле это будет попыткой именно отыграться в моменте – в моменте одного-двух дней падения. Зачастую признак того, что вы не усредняетесь и не выравниваете свой портфель, а именно пытаетесь отыграться, очень прост: вы это делаете именно на том инструменте, на котором потерпели убытки. То есть желание отыграться тем же самым, что причинило вам вред, – это психологическая подоплека ваших действий, а не трезвый расчет.
Кроме того, именно в момент обвала на вас обрушивается чудовищный вал очень мудрых советов – мудрых как в кавычках, так и без кавычек. Эти советы часто будут сводится к «Не стой под стрелой», «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идет строительство или подвешен груз». В данном случае – груз фондового рынка. И именно в день обвала или на второй день обвала вас обязательно призовут «не идти против тренда», мол, это абсолютно не грамотно. И вам захочется закрыть убыточную позицию и переложиться на встречный курс, чтобы «идти с новым трендом». Это будет сопровождаться мудрым популярным советом: «не женитесь, на позиции», умейте от нее отказаться. Абсолютно кстати согласен с этой мыслью – умейте от нее отказаться, но не превращайте этот отказ в обязательный ритуал.
Пункт второй. В момент кризиса особенно актуально отладить себе правильные информационные источники. И здесь очень важно слушать, по крайней мере, два источника. Не буквально два источника, но эти источники должны быть в списке тех, кого вы слушаете. Это, во-первых, ФРС, и в данном случае не надо делать ироничное лицо (мол, понятно, что они будут говорить). Да, представителей ФРС должность обязывает к определенному оптимизму. Но это не примитивный комсомольско-российский оптимизм – нет, ФРС легко и ни капли не стесняясь обозначает реальные проблемы.
Второй источник, который я бы порекомендовал в обязательном порядке, это Уоррен Баффет. И здесь тоже не надо скепсиса (мол, старик уже не тот). Баффет и его команда остаются великолепным источником анализа, источником мнений, весьма компетентных. И услышать эти мнения очень не лишнее именно в момент обвала.
Кроме того, именно в момент обвала особенно усиливается ценность триангуляции информации, то есть отладка нескольких источников, которые вы сопоставляете между собой. Но не путайте триангуляцию с всеядностью. Потому что из-под этого дивана, из-за этой печки какой-то там сверчок что-то сказал. Сверчков в момент обвала слышно особенно громко – об этом тоже стоит помнить.
И обязательно помните о диверсификации этих источников – по странам, по типам инвесторов, по методам освещения фондового рынка. Тут можно сказать только одно: диверсификация информационных источников столь же полезна, как и диверсификация самого инвестиционного портфеля.
Пункт третий. Нервная, эмоциональная составляющая, сопровождающая глубокую коррекцию или обвал на рынке. Честно признайтесь себе: есть ли у вас есть нервы по этому поводу? Достаточно ли у вас практики, чтобы выработать абсолютно хладнокровную позицию? Нет? ОК, ничего в этом зазорного нет. Значит, в этот момент вам необходимо нормальное общение с другими инвесторами – но только с инвесторами, а не с болтунами и «пикейными жилетами» около инвестиций. С теми, кто спокойно обсуждают происходящее. Идите на те информационные ресурсы, где в этот момент будет нормальное человеческое обсуждение того, что происходит, без всякой фанаберии по отношению к так называемым «хомячкам», которые – ха-ха! – наконец-то потеряли свои деньги в угоду чувству правоты автора того или иного «всепропального» прогноза.
Так что не стесняйтесь и четко в момент обвала на рынке ответьте сами себе на банальный вопрос психолога: «Хотите поговорить об этом?».
Важный момент – берите пример с англосаксонских инвесторских форумов. Не стесняйтесь говорить об убытках. У нас в России настолько в спорт превращают все, в том числе и частные инвестиции, что зачастую возникает эта ловушка – стесняться говорить о своих ошибках и убытках. Люди стесняются говорить о своих убытках, в публичном пространстве обсуждая дальнейшие действия с такими же как они инвесторами, с ведущими каких либо инвестиционных каналов. Вся эта российская игра в безошибочность настолько надоела, что портит нам жизнь везде, не только на фондовом рынке… Не стесняйтесь говорить о своих убытках и тогда разговор, во-первых, окажется подлинным, настоящим, а во-вторых, скорее всего принесет вам пользу.
Пункт четвертый. Помните, что акции это товар. Это банальная заповедь, тут можно сказать – особенно в момент обвала – мол, спасибо, конечно, мы это помним, но какая связь с обвалом? Связь простая. Почему то у нас есть нездоровая реакция на просадку акций, которые мы купили, но мы абсолютно не получаем от того, что каждый день амортизируется в цене автомобиль, на котором мы ездим. Вы каждый день выходите из дома, например, собираетесь на пикник или в гости, или в путешествие или просто на работу. И, садясь в свою машину, почему-то вам не приходит печальная мысль в голову: «Ой, она стала дешевле еще хотя бы на 0,1%, ох, она каждый день дешевеет». Нет, если она вас устраивает, то она может устраивать вас годами и вы совершенно не думаете о том, сколько она в моменте стоит.
Другое дело, что любая аналогия хромает, потому что машина должна вас просто перемешать из точки А в точку Б, а не приносить вам деньги. А акции – это товар, который куплен, конечно же, для того, чтобы приносить вам деньги. Поэтому аналогия хромает. Но все же призываю относиться к акциям как к товару. И с этой точки зрения момент глубокой коррекции, момент просадки, момент обвала, и тем более, как это не парадоксально и в то же время как это не банально, момент кризиса – это прекрасный момент чтобы подешевле купить этот самый потенциальный товар.
Когда покупать? На этот вопрос точно ответить невозможно. Поэтому лучше задать другой вопрос – как покупать? Покупать, оставляя себе резерв на случай, если потребуется докупить еще. Усреднение хорошо работает только тогда, когда у вас есть деньги на еще одно и на еще одно усреднение. Хотя это не означает, что прием усреднения является универсальным.
Пункт пятый. Очень важный в момент обвала, но он должен был быть сделан заранее. Это правильные инвестиции. Претендовать на полную истину в последней инстанции, что есть правильно и что есть неправильно в инвестициях, – это, конечно же, наивно. Но в любом случае у инвестиций есть универсальные законы. Наличие резервов, КЭШа – это правильные инвестиции. Диверсификация, в том числе – диверсификация страновая, отраслевая, просто по долям эмитентов в портфеле, – это правильная инвестиция. Отсутствие кредитного плеча или использование его только в малой доли портфеля и обязательно со стоп-лоссами – это правильная инвестиция.
И дай бог, если все эти моменты вы решили заранее – ДО кризисной ситуации. Но если даже нет – отлично, извлекайте уроки из этого кризиса и в следующий раз сделайте свои инвестиции более правильными.
Да, в тот момент, когда вы делаете их более правильными, – возможно, вы делаете их потенциально менее прибыльными. Но снижение или даже полная ликвидация некоторых рисков с лихвой окупят вам то, что вы пожертвуете некоторой потенциальной прибыльностью.
Пункт шестой. Усреднение, о котором уже говорилось выше. Но не автоматически, не бездумно, без поиска заветной цифры просадки, на которой «обязательно надо» усредняться. Нет здесь универсальных математических формул. Нельзя усреднять все акции. Все зависит того, каковы ваши резервы, сроки, возможности финансовые.
И при усреднении всегда подразумевать в голове возможность того, что акция легко и непринужденно может опуститься не только на 5-10-15%, но и вдвое и даже больше. Редко, но бывает. Поэтому ответ на вопрос, на каком проценте просадки усредняться, у каждого индивидуален, и находится в обратной пропорции от количества резервов инвестора: чем больше резервы, тем меньше процент просадки, на котором вы можете позволить себе усреднять.
Изучайте навыки усреднения – именно навыки: нет никакой науки, нет никаких тайн усреднения. Это просто нормальные психологические и технические навыки.
обсуждение