При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Курс рубля: решения и прогнозы. Что происходит с ценами на нефть. Что происходит с ценами на бензин. Причины роста цен на топливо. Как дорожают продукты и дешевеют крабы. Рост цен – это «цена войны».
1.
Центробанк в пятницу поднял ключевую ставку до 13%. В ходе пресс-конференции руководители регулятора вновь обратили внимание на риски ускорения инфляции. В Банке России говорят, что ценовые ожидания предприятий и населения выросли, внутренний спрос остается высоким и удовлетворяется в основном за счет импорта, а это провоцирует ослабление рубля.
По мнению руководства Центробанка, рост экономической активности в России, который в последнее время отмечают многие чиновники и статистика (цитирую) «продолжится недолго, поскольку фаза восстановления российской экономики завершается, а дальнейший рост замедлится из-за ограничений на стороне предложения». Несколько ранее в Центробанке констатировали перегрев российской экономики, которая восстановила провалы, но дальше притормозит.
Оценки ЦБ выглядят осторожными и аккуратными и, полагаю, именно поэтому далеко не всех удовлетворят. Для желающих услышать более бодрые вещи, можно предложить выступления помощника президента России по экономическим вопросам Максима Орешкина и министра экономического развития России Максима Решетникова. Которые когда-то поменялись местами на нынешних должностях и оба часто вступают в спор с Центробанком.
Ныне Орешкин уверенно прогнозирует укрепление рубля. А ведомство Решетникова официально заявило, что по его прогнозу курс в следующем году составит нестрашные 90,1 рубля за доллар.
По части развития экономики из этих уст тоже звучит позитив. Министерство экономического развития недавно повысило прогноз роста ВВП России на этот год – с 1,2% до 2,8%. Что до бюджета, то Решетников уверяет, что особого дефицита в бюджете в будущем году не будет и что «бюджет будет устойчивым». В свою очередь, Орешкин пообещал «позитивное удивление» проектом бюджета страны на 2024–2026 годы и заявил, что ситуация лучше, чем ожидалось.
Так что, если вам испортили настроение аккуратная оценка экономических перспектив со стороны Центробанка или призыв премьер-министра Михаила Мишустина избегать излишнего оптимизма при формировании бюджета, – не беда. Открывайте новостные ленты, находите выступления Максима Орешкина и Максима Решетникова и вы увидите, что в структурах власти есть место и настоящим оптимистам. Прямо как в старой песне: «Там служили-дружили два тезки, их обоих Максимами звать»…
2.
Что же касается перспектив рубля, то тут не только Максим Орешкин и Максим Решетников, но и другие государственные мужи дают весьма оптимистические прогнозы.
Например, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков считает, что нынешний курс рубля не соответствует его реальной стоимости. По его словам, рубль «находится под давлением, в том числе психологическим, когда многие ожидают дальнейшего ослабления», но валютные интервенции Центробанка вернут спокойствие на денежный рынок.
В моменте это действительно так. Но вот докука – как не верти, а курс рубля сегодня зависит не столько от психологии россиян или размера ключевой ставки ЦБ и других факторов монетарной политики, а от того, сколько валюты в российский периметр вливается и сколько из нее выливается. Прямо как в классической школьной задачке – размышляем об экономике, а на самом деле говорим о том самом бассейне, у которого две трубы.
Итак, об этом пресловутом «бассейне» – балансе экспорта и импорта, на который последний год ссылались все эксперты и чиновники как на главный фактор курса рубля. Это означает, что мы говорим, прежде всего, о нефти. Нет, конечно, «еще мы делаем ракеты и даже в области балета», но погоду в «бассейне» по-прежнему определяет именно нефть.
И здесь ситуация выглядит двойственно. С одной стороны – цены на нефть со второй половины лета постепенно растут. Более того, эксперты агентства Bloomberg предрекают крупнейший с 2007 года дефицит нефти на мировом рынке, который может привести к продолжению роста нефтяных цен. С другой стороны – экспорт нефти из России с каждым месяцем продолжает сокращаться. Как и Саудовская Аравия, Россия намерена продлить сокращение экспорта нефти до конца года. Причем вместо 0,5 млн. баррелей в сутки Россия сократила поставки более чем на 3 млн. баррелей в сутки. Иными словами: Россия продает всё дороже, но всё меньше, чем прежде.
К тому же – не всё просто с покупателями российской нефти. В условиях политического конфликта крупнейшими покупателями российской нефти стали Индия и Китай. Но теперь Индия говорит о намерении снизить покупки нефти из России. Об этом заявил министр нефти и газа Индии Хардип Пури. Сейчас, когда дисконт на российскую нефть сократился, Индии становится выгоднее покупать нефть в соседних странах Персидского залива.
К тому же с оплатой из Индии до сих пор не слишком ясно. Сначала констатировали, что индийские рупии, которыми расплатились за нефть, зависли на счетах российских компаний, поскольку девать эти рупии некуда, а вывести их на торги на валютном рынке Резервный банк Индии не разрешает. Затем глава ВТБ Андрей Костин заявил (?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop), что эта проблема будет решена, поскольку ВТБ и Сбербанк научились конвертировать рупии в рубли и это решение поддержит курс рубля. До конца сентября ВТБ даже обещает открыть возможность переводов в рупиях розничным клиентам.
С другой стороны, министерство энергетики России заявило, что вовсе не зависшие рупии являются причиной ослабления рубля. А Банк России устами заместителя председателя ЦБ Алексея Заботкина добавляет, что объемы рупиевых платежей вообще незначительны, чтобы на что-то влиять…
Будем считать, что по части платежей на родине слонов и их влиянии на рубль ясный ответ мы получили…
3.
В сухом остатке: повышение цен на нефть для России – это хорошо, но цены на топливо внутри страны могут вырасти. Раньше они росли, потому нефть была дешевой, а теперь будут расти, потому что нефть стала дорогой. Ну, а цены на топливо повлияют на весь рост цен в стране.
И по этой линии развивается особый сюжет. Напомним предысторию. В августе российские транспортники в лице ассоциации перевозчиков «Грузавтотранс» призвали власти установить фиксированный максимум оптовой цены дизельного топлива на внутреннем рынке – 60 тысяч рублей за тонну. Появился на эту тему и запрос депутата Госдумы Антона Ткачева. На это Федеральная антимонопольная служба пояснила, что по российскому законодательству не предусмотрено госрегулирование цен, так как все регулируется самим рынком.
В итоге к настоящему моменту цены бензина и дизтоплива на бирже поставили новые рекорды; в частности, цена дизеля ушла намного выше 70 тысяч рублей за тонну.
Думаете, чиновники сидят в бездействии? Нет, начали действовать. И вот уже фракция ЛДПР во главе с Леонидом Слуцким вносит в Госдуму
проект об установлении предельных розничных цен на бензин, то есть – о регулировании цен не в ОПТОВОМ, а в РОЗНИЧНОМ звене. А Федеральная антимонопольная служба начала проверку в МЕЛКООПТОВОМ звене продажи топлива.
Иными словами, крупных игроков топливного рынка ограничивать никак нельзя, потому что это «нерыночно». А вот с теми, кто чином пониже и кашей пожиже, – почему бы и не затеять наведение порядка?
Возникает вопрос: а что, законодательством регулировать ОПТОВЫЕ цены на топливо никак нельзя, а вот РОЗНИЧНЫЕ – еще как можно?
Впрочем, возможно, ларчик проще открывается. Ограничить оптовые цены на топливо – значит, нанести удар по интересам крупнейших нефтяных компаний и олигархов. А вот если взять под узду АЗС – удар будет по воротилам чином поменьше – многочисленным родственникам и знакомым нефтяных боссов, получивших франшизы на сети автозаправочных станций имени той или иной компании, или по «дочерним» предприятиям этих компаний. Более того, значительная часть этого удара вообще придется по независимым автозаправочным сетям, от гибели которых олигархам только польза. В Независимом топливном союзе уже бьют тревогу, но кем-то ведь надо пожертвовать?
4.
Между тем население, пугливо озираясь на счетчики заправочных станций, осторожно интересуется: не возникнет ли дефицита топлива? Вице-премьер Александр Новак, курирующий в стране энергетику, заявил, что причин для дефицита не наблюдается. А многочисленные эксперты, как водится в таких случаях, обьяснили почему растут цены на бензин.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков напомнил, что в августе-сентябре, аккурат в разгар сбора урожая, многие нефтеперерабатывающие заводы уходят на ремонт. «Такое ощущение, что мы в другое время не можем их отправить директивно в ремонт, чтобы не было ажиотажного спроса при недостатке топлива в августе-сентябре, – отмечает Кадаков. – Все друг на друга валят ответственность: заводы – на железную дорогу, те, в свою очередь, – на нефтебазы, якобы они быстро не успевают разгружать вагоны. При этом у нас цены на топливо растут даже в тех регионах, куда даже везти ничего не надо – там расположен нефтеперерабатывающий завод. Тогда, получается, дело не в доставке?» (конец цитаты)
Экономист Николай Кульбака считает, что в этой ситуации запасаться бензином впрок бессмысленно из-за курса рубля – все равно «россиян ожидает «инфляционная осень», к которой стоит подготовиться, – дорожать будет большинство товаров из-за нестабильного курса рубля».
На фоне этих безрадостных комментариев отдельно стоит выделить жизнеутверждающие пояснения экономиста Дмитрия Прокофьева. Разъясняя россиянам причины роста цен на топливо, он рассказал, что, оказывается, в августе и сентябре идет сбор урожая, и что урожай нынче собирают при помощи техники, и что технику надо заправлять топливом.
«Батюшки святы, а мы не знали!» – ахнули в этом месте обогащенные сокровенным знанием россияне, распрягли лошадушек и поблагодарили эксперта за толковое объяснение…
5.
Курс рубля и рост цен на топливо – два главных триггера роста цен на всё этой осенью. И хотя президент страны сказал, что ситуация с рублем управляема, а ценами на топливо правительство занимается, население и бизнес уверены, что знают, КАК именно управятся с курсом рубля и К ЧЕМУ приведут правительственные упражнения.
Эксперты еще в августе дали оценку, что именно подорожает в России осенью. На эту тему месяц назад вышел специальный обзор на портале Finversia. В последние дни появились и новые штрихи к портрету инфляции.
Например, продолжают резко дорожать апельсины, за год цена уже выросла более чем на 70%. И это не предел, считают эксперты, а скрупулезный Росстат отмечает, что с 2002 года «такого двухмесячного скачка средней стоимости апельсинов в стране еще не было»/
Ожидается, что цены в ресторанах этой осенью вырастут процентов на 20 . «Рестораны стараются сдерживать цены, но наступает момент, когда это практически невозможно на фоне подорожания всего: продуктов, бензина, логистических услуг», – говорит президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
И удар судьбы по тем, кто игнорирует рестораны – ожидается, что вырастут цены на шаурму – от 10% до 15%.Главная причина – рост стоимости куриного мяса.
Есть ли выход? Есть, уверенно констатируют отечественные СМИ, надо переходить на другой продукт.
В частности, как сообщают СМИ, в России подешевели крабы. Эксперты тут же бросились рассуждать, почему так, и пришли к выводу, что виной тому – отсутствие культуры крабоедения у россиян. «Очень дешевый и нормальный краб» есть в стране, сетуют крабозаводчики. Им вторит когнитивно-поведенческий психолог Алексей Сапкин, который напомнил, что россияне ни черта не хотят есть ни крабов, ни ананасы с шампанским. В последнем случае – имеется в виду отнюдь не знаменитый сборник Игоря Северянина…
Психолог Сапкин приходит к выводу, что в стране необходимо срочно развернуть пиар-кампанию на тему «Ешь ананасы, рябчиков жуй», а иначе россиянин так и останется гастрономически невоспитанным чурбаном.
Одновременно выходит исследование «Ромир», из которого следует, что россияне стали больше экономить на еде. Так что разговоры о крабах и ананасах сейчас больше напоминают фразу, которую приписывают Марии-Антуанетте, когда ей сообщили, что у парижан нет хлеба: «У них нет хлеба? Так пусть едят пирожные»…
«Сколько же стоит «очень дешевый и нормальный краб»?» – вкрадчиво поинтересуется воспитуемый россиянин. Выясняется, что совсем «дешево», дешевле раков, каких-то 500-600 рублей за кило, любезно поясняют крабозаводчики.
В этом месте обозленный потребитель может икнуть и пообещать экспертам, уговаривающим потреблять крабов: «Ты сам у меня раком станешь!»
Но боюсь эксперты, заводчики и некоторые чиновники не внемлют этим призывам и продолжат увещевать россиян найти в себе силы скушать еще что-нибудь полезное…
6.
Россиян, удрученных проблемами с ценами, успокоят новости: за границей – тоже проблемы по части цен. Например, как сообщает Газета.ру, в Японии из-за ограничений продаж в Россию стали падать цены на подержанные автомобили. Еще одна иллюстрация того, что санкциями против России коллективный Запад выстрелил себе в ногу. И здесь россияне могут сардонически рассмеяться: мол, мучайтесь, супостаты, все у вас без нас падает, даже цены. Да и других напастей хватает. Вот на днях из-за аварии на местном винозаводе, португальский город Анадия был залит потоками вина. Вино залило несколько улиц городка и местные жители вынуждены переосмыслить смысл фразы «После нас – хоть потоп».
«Ну почему у них наводнение из вина, а у нас, как правило, происходит разлив какого-нибудь полиферобромфенола?!» – воскликнет в этом месте несознательный россиянин и будет не совсем прав: итальянский город Бардонеккью недавно затопило грязевое цунами. Так что – раз на раз не приходится…
7.
В общем, если вы не готовы переварить подешевевших крабов и не слишком склонны к ананасам с шампанским, лучше взять на вооружение вышеупомянутый совет Николая Кульбаки – готовиться к «инфляционной осени», в течение которой дорожать будет практически все. На эту же тему в интервью радио «Комсомольская правда» высказался известный российский публицист Георгий Бовт: «Рост цен будет до тех пор, пока идут военные действия на Украине». Это, по его словам, «цена войны».
Впрочем, военная тема у нас строго табуирована. Смешного в ней ничего нет, а без возможности открытого и серьезного разговора продолжать ее попросту не стоит…
P.S. На этом сегодня все, ждем ваши лайки и дизлайки, комментарии и темы. Четыре дня продолжается марафон проекта «1001 секунда об экономике». Финишируем 19 сентября в формате прямого эфира.
Подписывайтесь на канал Finversia на платформах YouTube, Telegram и Дзен. До новых встреч.
обсуждение