При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Через четыре года здесь будет город-сад?
Огромное спасибо оргкомитету форума «Банковские сезоны» за выбор места проведения этой традиционной встречи в нынешнем году. Пекин интересен вдвойне – и как центр принятия решений одного из нынешних столпов мировой экономики и как новый жупел отечественных политиков, экономистов и прочего люда, рассуждающего о «китайской альтернативе» сложившемуся экономическому правопорядку.
Да так истово рассуждающему, что впору сегодня говорить уже не столь о китайском экономическом чуде, сколь о китайском экономическом мифе.
Вернее – целому сонму мифов. Мол, Китай перехватит у США лидерство экономического развития. Мол, китайский юань в недалеком (в случае особо тяжелых форм антиамериканского угара оратора), или в обозримом будущем «обрушит» американский доллар и выведет юань на позиции новой ведущей мировой валюты. Мол, Китай – это альтернатива социально-экономическому укладу «западного образца», китайский UnionPay – альтернатива засилью западных платежных систем.
И проч., и проч., и проч…
В этих утверждениях сквозит не столь реальный анализ и трезвый взгляд на мировые рынки, сколь подростковое желание ниспровергать авторитеты, прежде всего – западные. Потому что сам Китай, судя по всему, либо не в курсе, что его готовят на роль ниспровергателя «проамериканских основ», либо лелеет совсем другие планы.
Ну, в самом деле, трудно предполагать, что Китай, являющийся рекордсменом по вложениям в американский финансовый рынок (более $1 трлн.), захочет дефолта американской финансовой системы. Причем эти вложения после кризиса 2008-2009 годов не уменьшились, а изрядно увеличились. Что говорит только об одном: для Пекина, в отличие от Москвы, идеологические разногласия – идеологическими разногласиями, а бизнес – бизнесом.
Платежная система UnionPay создана не вопреки, а скорее благодаря международным платежным системам. И представляет собой симбиоз абсолютно самодостаточной внутренней системы платежей и абсолютно абсорбированной в мировую архитектуру систему платежей вне Китая.
Ну, а юань Китай предпочитает видеть слабым и неконвертируемым, вести расчеты внешней торговли в основном за доллары и резервировать эти доллары, не предпринимая никаких усилий для того, чтобы кто-то захотел резервировать юани.
Так что до желаемой российскими «антиамериканистами» роли Поднебесной, извините за каламбур, далеко как до Китая.
Это очевидно и на расстоянии. Вблизи же любопытно увидеть несостоятельность еще многих «китайских» мифов, вернее – российских мифов о Китае.
Оставим за скобками смог, давящий китайские мегаполисы, и запахи, ими источаемые, – будем считать, что это эмоции. В чем же мы хотим брать пример с Китая?
Социальная ситуация? Разница между помпезными центральными проспектами Пекина, приводящими в восторг поклонников его «особого пути», и трущобами окраин – не меньшая, чем между Манхеттеном и закоулками Бронкса. С поправкой, что в Пекине на тротуарах зачастую ночуют далеко не бомжи и алкоголики, а вполне работающий люд – поденщики и мелкие лавочники. Необходимость иметь право на покупку шубы или регистрацию кошки или собаки едва ли восхитит любого нормального человека. А водопад цитат из Конфуция и Мао вряд ли замаскирует тотальную бедность. Запрет на Фейсбук, Ютуб и Твиттер, который так радует сердца некоторых думских савонарол, конечно, возможно и способствует небывалому духоподъемному состоянию народа, но очень тормозит информационный обмен.
Немногочисленные офисы китайских госбанков – этакие многоэтажные бетонные минас-моргулы, похожие на мечту больного феодала или российского «государственника»… Общая легкая обшарпанность даже пятизвездочных отелей… Трудолюбивое, но какое-то «стандартизированное» население. Девушка, работающая на фабрике по производству айпадов и с удовольствием и даже гордостью рассказывающая в телеинтервью, что за пару лет работы и она сможет накопить себе на айпад… Полное игнорирование авторских прав – что, конечно, позволяет экономить на патентах, но начисто лишает желания изобретать или вкладываться в изобретения…
Мы этого хотим? Или все это – ерунда на фоне «экономической эффективности»?
Вот только есть ли она – эта эффективность? В таких условиях очень удобно делать айпады, но очень трудно – изобрести айпад. Удобно собирать опели, но трудно усовершенствовать опель.
Безупречно работающий копир – это еще не будущее мировой экономики. Это всего лишь ее «промзона».
Так что тезис о том, что перспективы для России лежат в «китайском варианте» выглядит, как минимум, весьма спорным. Вспоминая того же Конфуция (чье имя, впрочем, за четыре дня пребывания в Китае начинает вызывать у вас изжогу): «очень трудно искать черную кошку в темной комнате. Особенно, если ее там нет».
обсуждение