При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Утечка капитала и ее причины. Профицит бюджета и резервы России вне игры. Почему налоги «не всех касаются». Экономическая модель: «и рыбку съесть…». Долги России растут. Кому на Руси жить хорошо. Социальный разрыв. «Ты не знаешь ни любви, ни дружбы».
1.
Сегодня мы завершаем разговор о десяти загадках экономики России. Поэтому сделаем шаг назад и еще раз прочитаем об утечке капитала из страны: «Этот показатель стал рекордным за последние семь лет и был достигнут во многом благодаря выросшей выручке экспортеров на фоне роста мировых цен на сырье».
Итак, валютная выручка выросла, но ничего не принесла России, поскольку утечка капитала – того самого, который, по словам и независимых экспертов и министров, так нужен стране, – выросла еще больше. И именно в этот момент министерство финансов России инициирует решение о либерализации валютного контроля – об этом мы рассказывали в одном из выпусков программы «1001 секунда об экономике». Оперативно принят закон, который обеспечил эту либерализацию, и теперь экспортеры могут не возвращать полученную на внешних рынках валютную выручку в Россию, а оставлять за рубежом, на своих зарубежных счетах – сначала значительную часть, а через пару лет – и всю сумму валютной выручки.
Кому именно дали право оставлять деньги за рубежом? Во-первых, металлургам, которых премьер-министр Михаил Мишустин назвал недавно в числе главных персонажей утечки капитала из России. Во-вторых, экспортерам продовольствия – того самого продовольствия, которое стало дорожать в России потому что на внешних рынках его продавать выгоднее. А теперь – тем более выгоднее, коль скоро вырученные деньги можно не возвращать в страну, а оставлять там, где надо, – где стоят особняки и учатся дети капитанов отечественной экономики.
Идеальное решение: произвели тут – продали туда, деньги оставили там, где и жить хочется. Только вот в задачке спрашивается: а как это увязывается и с желанием якобы обеспечить инвестиции в России, и с криками о том, что стране нужен капитал, и с борьбой с ростом цен? Как это увязывается со словами Михаила Мишустина, что инфляция – это «плата за открытость экономики России»? Приняли к сведению и тут же открыли двери еще пошире?
«Если причина сквозняка – открытая форточка, то нормальные люди прикрывают форточку, а не распахивают окна», – скажет в этом месте логиколюбивый россиянин.
Но в ситуации с оттоком капитала – иная история: собака лает – караван идет. И не просто идет, но даже ускоряется – Центробанк решил либерализовать еще и вывод из страны личных средств: предлагается увеличить сумму платежей за границу, не требующую сопроводительных документов, с 200 до 600 тыс. руб.
Эта либерализация была бы логична, если бы в стране был переизбыток капиталов и надо было бы облегчить возможности российского бизнеса и российских граждан инвестировать в мировую экономику. Так, например, делается в Норвегии и Кувейте, где много денег, а местная экономика не так велика и актуально инвестировать за рубеж. Но там НЕ кричат о нехватке инвестиций, о дефиците капитала и о том, как мировые рынки виноваты в местной инфляции…
В России же другая модель – это место, где добываются деньги, но вот хранить и тратить их хочется в других местах.
Так что с загадкой номер восемь всё сходится: чем больше в российскую экономику входит, тем больше из нее выходит.
2.
Частный капитал утекает из страны, но в России есть альтернатива в качестве ресурса развития – капитал государственный. Все эти многочисленные резервы, ставящие все новые рекорды, все профициты бюджета… Почему казенный капитал никак не становится ресурсом развития – загадка номер девять.
Капитал есть – в резервах. Резервы бьют рекорды. Бюджет несколько лет недорасходует по триллиону рублей. Плюс профицит текущего бюджета – больше запланированного. Но все это, несмотря на призывы экспертов – и либералов, и государственников – направить на инвестиции в экономику, застревает в казне как кролик в удаве. Более того, единственная сфера, где мы видим системные усилия правительства, – это взимание налогов. Налоги у нас, как выразился министр Максим Решетников, «донастраиваются». И контроль за ними повышается – только за первую половину 2021 года российскому бизнесу доначислили 170 млрд рублей налогов и штрафов. Еще ранее повысили НДС. Затем – до 15% довели НДФЛ при доходах выше определенного уровня доходов повышаются. Плюс – акцизы, утилизационные сборы, многочисленные штрафы и проч. и проч. Немного запутали россиян – как показал опрос Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ), полное знание о налоговой системе есть только у 4% граждан. Зато максимально наполнили казну.
3.
Хотя и здесь бывают исключения. Например, налог на роскошь, который в прошлом году предложила партия «Справедливая Россия», решили не вводить – единоросы выступили против. Пламенный борец с толерастией единорос Виталий Милонов заявил тогда: «Я вообще против высоких налогов. Я считаю, что это не польза, а вред для общества и экономики». Заявление немного странное, поскольку не удается припомнить, когда это г-н Милонов был против высоких налогов. Он вообще известен тем, что против педерастии. Впрочем, если считать, что высокие налоги и педерастия это одно и то же – тогда да, тогда – зачет.
Единорос привел замечательную причину, почему нельзя вводить налог на роскошь «в случае повышения налогов обладателям яхт и самолетов не составит труда поменять их регистрацию; при этом высокий налог отпугнет предпринимателей, которые вносят существенный вклад в российскую экономику».
«Подождите!» – воскликнет в этом месте внимательный россиянин. – «Мы видим отток капитала из страны. Так как же они ВНОСЯТ существенный вклад в экономику, когда они, наоборот, ВЫНОСЯТ его?!».
Но это надо понимать следующим образом: те, которые выносят, – вот они больше всего и вносят. Чего непонятного?
И еще пример исключения. Правительство решило отложить вопрос об увеличении налога на дивиденды металлургов. Речь идет о тех самых дивидендах тех самых металлургов, которые премьер-министр назвал в числе основных составляющих оттока капитала из страны…
Как все это совмещается – профициты бюджетов, растущие резервы, минимум вложений в экономику, рост налогов, но за исключением на самых богатых? Самое короткое и полное объяснение дал профессор Борис Кагарлицкий: «Никаких признаков экономического оживления в России не видно. Более того, власть упорно пытается решать проблему получения ресурсов для поддержания государственного аппарата за счет того, что увеличивает налоговый пресс на население и экономику, не трогая при этом олигархические структуры. С одной стороны, мы видим, что правительство Мишустина искренне верит в то, что если собрать с людей больше налогов, то страна начнет процветать. Вместе с тем крупные корпорации, которые занимаются экспортными сделками, могут не репатриировать валютную выручку. Иными словами, происходит перераспределение ресурсов в пользу экспортеров».
Вот пазл и сошелся – экономическая доктрина, которая описывается известным русским присловьем: «И рыбку съесть и получить несказанное чувственное удовольствие».
А народу рассказывают про «профицит» и про «резервы» – ведь на неискушенный взгляд, запасы – это хорошо. И без внимания остаются такие, например, новости, как известие, что правительство Германии проводило специальное совещание из-за профицита бюджета: раз образовался слишком значительный профит – значит, мы не вкладываемся в развитие? Или правительство Индии потребовало от центробанка Индии избавиться от чрезмерных резервов – нечего «высушивать денежную массу», капиталы должны работать. Но это – не наш метод!
Справедливости ради надо отметить – мельком проскальзывают другие мысли на этот счет. Например, недавно министр Решетников заявил, что «бюджетная политика должна быть нейтральной «до копейки», чтобы все деньги, которые экономика генерирует, в нее возвращались». Но пока – поговорили и разошлись. И продолжаем радоваться профицитам и наращивать резервы.
Из чего возникает стойкое ощущение: подобно рачительной старушке, Россия копит «гробовые». Их размер становится все больше, они скоро будут соразмерны годовому ВВП какой-нибудь страны средней руки.
4.
Но и с профицитом есть загадка – загадка номер десять. Если у России огромные резервы, если у бюджета – огромный профицит, то зачем так истово занимать в долг? Несколько лет назад было много разговоров на тему, как хорошо, что власти резко уменьшили госдолг России. Потом разговоры как-то сошли на нет. Посмотрим, что же с долгом…
По итогам первой половины 2021 года госдолг России превысил 20 трлн рублей, сообщает Счетная палата.
За эти же полгода – профицитные, судя по статистике, внешний долг России вырос на $4 млрд. и превысил $471 млрд. В заголовке, правда, указано 470 миллиардов, но это пустяк – один миллиард долларов туда, один – сюда, кто же в России такую мелочь считать будет. Наверное, кстати, поэтому в публикации ТАСС на ту же тему и со ссылками на те же данные Центробанка указано уже не 471,4 млрд., а $472,3 млрд. Впрочем, это все – пустяки, недостойные внимания человека с интеллектом.
Важнее другое – в задачке спрашивается: зачем, обладая растущими резервами и бюджетным профицитом, продолжать наращивать долги, по которым еще и надо платить проценты?
Частое объяснение: резервы нам нужны на «черный день». Если так, то тогда долги, видимо, нужны, чтобы черный день светлым лишний раз не показался…
5.
Я бы рискнул добавить к десяти загадкам российской экономики одиннадцатую, вот только она представляется уже не загадкой, а разгадкой. Два года вирусного кризиса, экономических неурядиц. Десять лет снижения доходов россиян, если верить Счетной палате. «Вызовы», стоящие перед экономикой. Повышение налогов – «так надо!». А российские олигархи становятся еще богаче.
Как сообщило официальное агентство РИА со ссылкой на данные рейтинга Bloomberg Billionaires Index (BBI), совокупное состояние миллиардеров в России выросло в 2021 году на $56,215 млрд., причем темпы прироста капиталов в сравнении с прошлыми годами ускорились. Больше всех разбогатели акционер компании «Новатэк» Леонид Михельсон, президент компании «Норникель» Владимир Потанин, совладелец компании «Северсталь» Алексей Мордашов, совладелец компании НЛМК Владимир Лисин и совладелец компании «Лукойл» Вагит Алекперов.
То есть среди «стахановцев» прироста капиталов – прежде всего, совладельцы металлургических компаний. Тех самых, налог на дивиденды которых правительство решило пока не поднимать. Тех самых, которые названы в числе лидеров вывода капитала из России.
В задачке спрашивается – это еще одна загадка экономики страны или это и есть отгадка?
Спускаемся на уровень пониже.
Состояние десяти самых богатых жителей Омска сравнимо с годовым бюджетом этого миллионного города. Состояние десяти самых богатых жителей Оренбурга равно трем годовым расходам города.
От олигархов-металлистов и частных «хозяев» российской жизни губернского масштаба не отстают и банки (тоже бенефициары оттока капитала из России). В минувшем году крупнейшие банки страны поставили рекорды по прибыли. Например, Сбербанк в 2021 году увеличил прибыль в 1,6 раза. Не отстают и другие банки – в целом банковская система в 2021 году стала прибыльнее в 1,5 раза.
Объективности ради надо отметить, что похожая история во всем мире: общее состояние миллиардеров планеты выросло за время пандемии более чем на $5 трлн. и составляет сейчас почти $14 трлн.
Но вот докука – в мире тоже беднеют люди, но нет такого сильного обратного процесса – процесса стагнации доходов населения в течение десяти лет и обеднения подавляющего большинства людей. По данным статистики, около четверти россиян находятся за чертой или у черты бедности. И, если, например, верить Михаилу Делягину, в 2022 году процесс обнищания россиян продолжится.
Не всех, правда. Ведущий дзен-канала о кредитах и долгах Борис Воронин привел цифры: у чиновников России доходы уверенно растут, например, доплата за «чин» выросла в 16 раз у самых больших столоначальников и в 14 раз – у чиновников калибром поменьше.
И опять же – ничего нового, русский народ этот процесс давно описал: «Кому война, а кому мать родна». Или, если вспомнить уроки физики: ежели где чего убыло, значит, в другом месте прибыло. И даже кого-то порадовало.
6.
В среде экономистов и социологов принято считать, что разрыв между 10% самых бедных и 10% самых богатых жителей страны в уровне благосостоянии более чем в 10 раз ведет к социальному коллапсу.
И утверждать, что в России не озабочены балансом интересов общества, было бы наглой клеветой. Просто начали от печки, вернее – от полки.
В министерстве транспорта России решили урегулировать серьезную насущнейшую проблемы страны – отношения между пассажирами верхних и нижних полок в отечественных поездах. Подготовлен приказ, согласно которому пассажиры нижних полок обязаны уступать место у столика купе пассажирам верхних полок на 30 минут утром и вечером для приема пищи. Лента.ру даже назвала этот приказ «законопроектом», хотя пока законы может принимать только парламент, а не отдельно взятое ведомство, решившее в очередной раз усовершенствовать этот несовершенный мир.
Так что можно надеяться, что в вопросе разрывающих страну на части конфликтов пассажиров верхних и нижних полок поставят точку. А по аналогии можно будет (со временем, конечно) подумать и о «пассажирах» российской экономики – о тех, что едут в общих вагонах, и о тех, что летят личным бортом.
Если, конечно, взять за аксиому, что стране все же социальный баланс нужен.
7.
Что еще вызывает удивление в пазле под названием «Экономика России», – так это отношение. Отношение друг к другу. Отношение к миру.
Недавно СМИ опубликовали историю, как в новогоднем обращении к жителям председатель городской думы Каменска-Уральского Валерий Пермяков поделал, чтобы «сдохли все, кто против нас пойдет». А заодно – «счастья, здоровья, любви, радости и всех земных благ».
Очень напомнило хулиганское детское присловье: «Здравствуй, дедушка Мороз, борода из снега! Я хочу, чтоб сдохли все и конструктор Лего».
А еще больше – сцену из воспоминаний Бранислава Нушича об уроке закона божьего:
«– Что является первой заповедью христианства? – спрашивает батюшка того, кто первым попался ему на глаза… Ученик упорно молчит, как молчали первые христиане перед судом тиранов-язычников.
– Милосердие! – орет поп и так немилосердно ударяет ученика по голове, что у того искры из глаз сыплются.
Затем богослов поворачивается к другому:
– Что является второй основной заповедью христианства?
Грешник чешет за ухом и, не спуская глаз с батюшкиной руки, пытается угадать, с какой стороны его ударит вторая основная заповедь христианства.
– Любовь к ближнему, ослиная твоя голова! – орет батюшка, так и не дождавшись ответа…
Разумеется, третий ученик тоже отвечает молчанием на вопрос, в чем состоит третья основная заповедь христианства.
– Великодушие! – орет богослов, отдирая за уши своего лопоухого питомца»…
…Вот как-то так живем и мы, постоянно думая об экономике, пытаясь решить ее задачи математически и забывая простую ненаучную истину: экономика, где нет радости, где нет любви, где нет милосердия, великодушия и любви к ближнему, – это плохая экономика.
…Я не знаю, так ли происходит во всем мире, – меня интересуют проблемы моей страны, моей России. И все вышеизложенное – лишь штрихи к портрету российской экономики и десять ее самых постоянных загадок. Но, возможно, именно они дают возможность ответить на вопрос, на который каждый сам выберет ответ, – вопрос о том, куда все-таки идет экономика России…
А вот куда идем мы – наше личное решение. И я полагаю, главное – чтобы мы НЕ пришли к тому ощущению мира, которое описано в «Пошехонской старине» Салтыкова-Щедрина: «Все было проклято в этой среде; все ходило ощупью в мраке безнадежности и отчаянья, который окутывал ее. Одни были развращены до мозга костей, другие придавлены до потери человеческого образа. Только бессознательность и помогала жить в таком чаду».
8.
На этом сегодня все, ждем ваши комментарии и темы. Подписывайтесь на канал Finversia и специальный канал «1001 секунда об экономике» на платформе Ютуб, а также на наши каналы на платформах Телеграм и Яндекс.Дзен. Всегда рад видеть вас в числе подписчиков моих страниц в Фейсбуке или ВКонтакте. До новых встреч.
обсуждение