При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Высокая ключевая ставка ведет к банкротству. Гастарбайтеры и рынок труда. Курьеров не хватает, но они мешают. «Очаг» роста цен найден. Рост цен на пиццу, сигареты, икру, авто и транспорт. Должники за ЖКХ: без суда и следствия.
1.
Аналитики Сбербанка обнародовали свою оценку экономической ситуации в преддверии 2025 года. По мнению Сбера, Россию ждет замедление темпов роста экономики, высокая ключевая ставка и только потом – снижение инфляции. Как заметил по этому поводу глава Сбербанка Герман Греф, «тем не менее, мы знаем, что российская экономика за последние годы неоднократно доказывала уникальную способность к адаптации».
«Адаптация – наше всё! – согласились опытные россияне. – Как с утра проснулись – сразу адаптируемся».
В свою очередь, аналитики инвестиционного подразделения Сбера – компании SberCIB считают, что весь 2025 год будет годом повышенной инфляции, ставка начнет снижаться не ранее 2026 года, а рубль опустится до уровня 115 за доллар.
В общем, в новый год российская экономика входит хоть и не в состоянии краха, но с явным усилением потенциальных проблем. К тому же, Международное энергетическое агентство констатирует постепенное сокращение доходов Москвы от экспорта нефти, так что многое будет зависеть этой зимой от того, к каким решениям придет ОПЕК+.
Пока же высокая ключевая ставка, призванная сдерживать инфляцию, вызывает все больше проблем. Эксперты «Известий» отмечают, что до 30% грузовых автоперевозчиков страны могут в новом году обанкротиться из-за высокой ключевой ставки и роста кредитной нагрузки.
О том, что из-за высокой ставки могут обанкротиться тысячи торговых центров, заявили в Союзе торговых центров.
Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) констатирует, что из-за сокращения государственных заказов на строительство дорог, могут обанкротиться многие строительные организации, специализирующиеся на дорогах. Кроме того, дорожные строители говорят, что из-за сокращения работ придется массово сокращать персонал.
В свою очередь, российские застройщики начали отказываться от проектов нового строительства и распродавать ранее купленные под эти проекты участки земли. По данным «Известий», участки продают такие крупные игроки рынка как компании «Самолет», ПИК и Sminex. Эксперты полагают, что объемы строительства жилья в будущем году сократятся на 30%.
Остается только утешить всех этих участников разных индустрий словами Грефа: «мы знаем, что российская экономика за последние годы неоднократно доказывала уникальную способность к адаптации». Как говорилось в фильме «Обыкновенное чудо»: «Когда при нем душили его жену любимую, он стоял рядом и говорил: «Потерпи, может, обойдется»…
2.
Итак, почти во всех случаях в отраслях, которые бьют тревогу, ссылаются на высокую ставку Центробанка как на триггер упадка и возможных банкротств. В самом ЦБ это не отрицают, но считают, что это даже хорошо для экономики. Как еще осенью заявил заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин, из-за высокой ставки слабые бизнесы умрут, ресурс перейдут к сильным. Россияне что-то такое помнят по младшим классам: «Меньше народу – больше кислороду».
Впрочем, удивительнее другое. Итак, дорожные строители заявляют о массовых сокращениях. Грузовые автоперевозчики, если так пойдет, тоже намерены сокращать персонал. Застройщики предполагают сократить строительство жилья почти на треть и несложно представить, что на такую же треть сократится количество строителей. Однако в Центробанке, который говорит «Ну и пусть банкротятся», одновременно вновь и вновь фиксируют усиление дефицита кадров на рынке труда. Советник председателя ЦБ Кирилл Тремасов заявил, что (цитирую) «в этой сфере наблюдается «очень жесткая ситуация», причем никаких признаков ее ослабления нет и непонятно даже, откуда может прийти улучшение».
«Как же непонятно, если застройщики, строители дорог и грузоперевозчики сократят штаты?» – может спросить россиянин, который, кроме «Больше народу – меньше кислороду», изучал в школе еще и арифметику.
В общем, картинка напоминает известное полотно кисти Соловьева «Приплыли».
При этом в начале декабря президент России Владимир Путин, как пишут СМИ, потребовал, чтобы уровень инфляции был умеренным, а безработица – низкой. Это, наверное, менеджерам отечественной экономики сделать нетрудно, коль скоро они умудряются одновременно говорить о массовых увольнениях и нарастающем дефиците кадров, о борьбе с инфляцией за счет роста ключевой ставки и о банкротстве из-за этой ставки.
Кроме того, Путин требует от чиновников вывести экономику России на (цитирую) «устойчивую траекторию сбалансированного роста». Теперь чиновникам предстоит думать, как выполнять установки верховной власти.
3.
Тем временем, в разных местах вносят свою лепту в улучшение ситуации на рынке труда. Например, в Госдуме в рамках тянущегося без малого год процесса борьбы с цунами гастарбайтеров, предлагают запретить трудовым мигрантам оформлять вид на жительство и гражданство России.
И опять два вопроса. Первый: зачем им вообще вид на жительство в России, ЕСЛИ строительство жилья и дорог снизится на треть? Второй: зачем им запрещать вид на жительство в России, ЕСЛИ, согласно версии Центробанка, стоит страшная угроза дефицита рабочих кадров? Тут уж, как в старом пошлом анекдоте с небольшой модификацией: надо либо крест снять, либо трусы надеть, либо вид на жительство предоставить.
С другой стороны, страну, которая на треть сокращает стройки, при этом говорит о росте дефицита рабочей силы и опускает шлагбаум на пути этой силы (и все это – одновременно) победить нельзя! Потому что, чтобы победить, ее сначала надо понять. А понять это невозможно…
4.
В Чите, тем временем, решают вопросы дефицита кадров местного масштаба – здесь теперь начались сбои в движении троллейбусов из-за нехватки водителей. Потому что 17 водителей из местного троллейбусного депо ушли по контракту на военную операцию. Депутат Госдумы Андрей Гурулев, известный очень резкими высказываниями, предложил свое решение проблемы (цитирую): «Надо принять решение, чтобы девчонки троллейбусы водили – я помню с юности, так и было».
Мысль интересная, но, ввиду отсутствия в России закона о подневольном труде, одного решения, «чтобы девчонки троллейбусы водили», может оказаться недостаточно – надо спросить самих девчонок и сделать так, чтобы девчонки ЗАХОТЕЛИ водить эти троллейбусы. Впрочем, Гурулев об этом тоже упомянул, напомнив, что зарплата водителя троллейбуса в Чите до вычета налогов составляет 60 тыс. рублей. Если вспомнить, что, согласно Росстату, осенью средняя зарплата россиян составила () 85 тыс. рублей, то читинским водителям троллейбусов явно предлагается пойти в аутсайдеры. А с учетом того, что буквально через три недели наступит год, в котором, по прогнозу министерства экономического развития, средняя зарплата в России составит 99 952 рубля, троллейбус в Чите можно сдавать в музей.
Зато курьеры продолжают выигрывать. В прошлом выпуске «1001 секунды об экономике» мы говорили о том, что чиновник министерства промышленности и торговли России Никита Кузнецов назвал, помехой для экономики полуторамиллионную армию курьеров. Теперь вот сообщается, что в канун Нового года стоимость курьерской доставки резко вырастет из-за нехватки кадров в курьерских службах.
«Иными словами, цены де-факто вырастут, потому что экономике очень не хватает того, что является для нее помехой?» – обалдело прикинул не дождавшийся троллейбуса россиянин.
5.
Кстати, о ценах. Согласно свежим данным Росстата, инфляция по итогам ноября достигла в России уровня в 8,76%, превзойдя прогноз Центробанка в 8,5%. Напомню, что ЦБ давал самый пессимистичный прогноз: министерство экономического развития предрекало сначала всего лишь 5,1%, потом повысило прогноз до 7,3%. Впрочем, напомню еще, что минэк на этот год прогнозировал средний курс рубля по 90,1 за доллар, так что легкая ошибка с прогнозом инфляции на этом фоне выглядит милой шуткой застенчивой гимназистки, случайно попавшей в квартал красных фонарей.
Кстати, на днях аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в своем докладе назвали «очаг инфляции». По данным ученых исследований ЦМАКП, больше всего дорожают продукты питания, а в последнее время – особенно огурцы и помидоры. «Ух ты! – восхитились россияне. – Кто бы мог подумать, что сильнее всего дорожают продукты?!»
Но засим выводы ЦМАКП не окончены: в центре считают, (цитирую) «что очаг ускоренного роста – индустриализованные секторы сельского хозяйства и рыболовства, сильно зависящие от кредита, с доминированием крупных компаний, имеющих возможность «перекладывать» рост ставок по кооперационной цепочке вплоть до прилавка» (конец цитаты).
Вывод, кстати, не нов. В свое время еще в нацистском плане «Ольденбург», позже переделанном в план «Ост», который курировал Герман Геринг, предполагалась создать на оккупированных славянских землях от Вислы до Урала максимально крупные агрохозяйства с тем, чтобы от них полностью зависело питание местного населения и был обеспечен эффективный вывоз (читай – экспорт) продовольствия…
Но дорожает не только еда. Как сообщает «Коммерсант», стоимость мебели вырастет из-за фурнитуры и химикатов, используемых при ее производстве. «Остановить рост стоимости мебельной продукции возможно тарифным регулированием», – делает вывод «Коммерсант». Но аккурат в эти дни обсуждается совсем иное: напомню, что Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) в лучших патриотических чувствах недавно попросило правительство поднять ввозные пошлины на мебель, импортируемую из «недружественных стран», что позволит устранить конкурентов. А что, избавляясь от конкурентов, мебельщики параллельно поднимают цены на отечественную мебель – так это исключительно из-за дороговизны китайской фурнитуры.
6.
В эти дни россиян предупредили о повышении цен на сигареты. Минимальная цена пачки сигарет с нового года составит 135 рублей, сообщили в министерстве сельского хозяйства. Многие курящие россияне, судя по осеннему опросу холдинга «Ромир», готовы из-за повышения цен покупать тютюн у нелегальных производителей, чтобы сэкономить на сигаретах. Однако в министерстве промышленности и торговли тот самый Никита Кузнецов, который обличил курьеров, рассказал, что скоро может быть создан специальный реестр продавцов табачных изделий, чтобы предотвратить нелегальную торговлю сигаретами. Так борьба со злом поможет добру поднять цены.
7.
Еще в России подорожала пицца – к такому выводу пришли авторы исследования сервиса автоматизации ресторанного бизнеса Quick Resto. Сервис проанализировал данные более чем 4,5 тыс. предприятий общепита разного формата и выяснил, что популярные виды пиццы выросли в цене в среднем от 3% до 18%. «Маргарита» и «Пепперони» подорожали на 11%, «Гавайская» пицца – на 17%, «Мясная» – на 18%, «Четыре сыра» – на 3%. Пиццеделы (по иностранному – пиццайоло) констатируют падение спроса на пиццы, особенно – на «Четыре сыра». Последнее объясняется тем, что сыр становится все хуже и хуже, отмечают в Quick Resto.
Но есть и утешительные новости по части еды. Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) рапортует: «стремительного повышения цен на красную икру не произойдет». Ключевое слово сообщения, по видимому, «стремительного» – стремительного роста цен не произойдет, будет такой себе рост, респектабельный.
На всякий случай – чтобы россияне не обижались – президент ВАРПЭ Герман Зверев напомнил забывчивым россиянам, что в советское время килограмм красной икры стоил 30 рублей, и это было равно трети средней месячной зарплаты, а теперь кило красной икры стоит 8,5-9,5 тыс. рублей и это около 10% средней месячной зарплаты.
Эта «икорная математика» нуждается в небольшом уточнении: в советское время кило красной икры действительно стоило 30 рублей, НО это была не треть, а только пятая часть привычной советской средней зарплаты. А сейчас кило красной икры действительно стоит 10% от средней месячной зарплаты по данным Росстата, НО далеко не все россияне могут обнаружить соотечественников, имеющих такую зарплату.
А то, что икра относительно недавно стоила намного дешевле, так г-н Зверев объяснил, что это было «искаженное ценообразование», дешевизну обеспечивали браконьеры, а теперь рынок возвращается к нормальности. Особенно – в канун нового года. Социально ответственные россияне, полагаю, с этим согласятся: «Это просто праздник какой-то!»
8.
В эти дни россиянам сообщили и о том, что в новом году серьезно вырастут цены на автомобили. «Они же в этом году УЖЕ серьезно выросли после введения повышенного утильсбора?» – изумились россияне. Но ничего еще не кончилось. По оценкам агентства «Автостат», в первой половине нового года машины подорожают еще на 10%. Цены вырастут из-за курса рубля, из-за того, что опять будет повышен утильсбор. И из-за высокой ключевой ставки, добавляют эксперты.
«А здесь-то она причем?» – удивятся россияне. А при том, что (цитирую) кредиты становятся «менее доступными». «Цена растет, потому что кредиты недоступны?» – вконец ошалеет россиянин и на нервах проглотит ложку контрафактной икры. «Да!» – уверенно отвечают эксперты. – «Ведь автопроизводитель хочет субсидировать покупателям часть кредитного процента». «То есть если я приду покупать машину не в кредит, а за свои, то цена будет дешевле?» – вкрадчиво поинтересуется логически мыслящий россиянин. Но будет не прав: при повышении цен автопроизводители ссылаются на кредитную ставку, но платить придется всем.
9.
«Поеду на общественном транспорте!» – решит принципиально обиженный россиянин. Нет проблем. В Москве, как и во многих городах, цены на общественный транспорт изменятся с 2 января. Как именно – сообщил департамент транспорта Москвы.
Проезд по карте «Тройка» вместо 57 рублей обойдется в 63 рубля, а по билету «90 минут» изменится с 85 рублей до 94 рублей. Иными словами, оба тарифа изменятся больше, чем на 10% – это к вопросу о том, как часто все, кто повышает цены, ссылаются на то, что делают это не выше официально регистрируемого уровня инфляции. Московский департамент транспорта напоминает, что разовая поездка по биометрии остается самой выгодной, ее цена составит 59 рублей. В сообщении департамента есть и оптимистические темы: цены поднимаются (цитирую) «для дальнейшего развития и эффективной работы транспортной системы столицы». В общем, «по многочисленным просьбам трудящихся»…
10.
Итак, подведем итог. Красная икра выросла в цене, потому что победили браконьеров и производителей контрафакта. Сигареты вырастут в цене, потому что побеждают нелегальную торговлю табаком. Мигрантам не дадут ВНЖ, потому что в России усиливается дефицит работников, а дефицит усиливается, потому что в строительных отраслях собираются банкротиться и массово сокращать персонал. Цены на продукты с доставкой вырастут из-за нехватки курьеров, которых слишком много. Цены на машины вырастут, потому что автопроизводители помогают покупателям с кредитом. А кредит приходится брать, потому что цены на машины растут. Цены на общественном транспорте поднимут, потому что нет предела совершенству городской инфраструктуры.
Вывод тут только один: чем лучше становится, тем хуже бывает…
11.
Небольшая неприятная новость – в Госдуме подготовлен законопроект, который позволит взыскивать с россиян долги за коммунальные услуги без суда, но – при участии нотариуса, который заверит право взыскивать долг во внесудебном порядке. Кто именно будет взыскивать – не уточняется, вероятно, судебные приставы, которые без того завалены работой. Так или иначе – у россиян, допускающих вольно или невольно просрочки по квартирным платежам, больше не будет возможности защищаться в суде.
Хотя суды, как показывает практика, бывает, и могут встать на защиту «униженных и оскорбленных». Например, недавно Одинцовский районный суд отказал не кому-нибудь, а Генеральной прокуратуре России. Она (Прокуратура) ведь что удумала? Изъять 13 земельных участков, которые находились в собственности санатория «Барвиха» Управления делами президента России и оказались вдруг в собственности частных владельцев. Среди них – миллиардер Дмитрий Мазепин, глава наблюдательного совета банка «Система» Алексей Богачев, жена ресторатора Аркадия Новикова Надежда Адвокатова, мать сооснователя Mercury Зоя Струнина, жена девелопера Михаила Хубутии Екатерина Джанашия, предприниматель Валерий Голдышев и компания «Кенсуэй Лимитед», зарегистрированная в Сент-Винсент и Гренадины. Участки небольшие – от 1,5 до 2 гектаров, а некоторые вообще от 30 до 37 соток, но Генеральная прокуратура решила, что не очень понятно, как они ВДРУГ оказались в частной собственности. И вот в этой истории поставлена точка: суд защитил садоводов-миллиардеров от государственного «наезда». Как говорил герой старой советской кинокомедии: «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»
P.S.
На этом сегодня все, ждем ваши лайки и дизлайки, комментарии и темы. Подписывайтесь на канал Finversia «1001 секунда об экономике» на платформах YouTube, Telegram, Rutube, ВКонтакте и Дзен.
обсуждение