При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Курс рубля в сентябре вызывает, с одной стороны, все те же предположения и прогнозы о его неизбежном снижении, что и летом, а с другой – нервный, местами переходящий в истерический смех: а почему оно не снижается?
Так было с перспективами на июнь, так было с перспективами на июль и почти так было с перспективами на август.
Почему «почти»? Потому что в августе рубль все же пошел на плавное снижение и с конца июля до сегодняшнего дня снизился примерно на 8% – с 55-56 рублей за доллар до нынешних около 60 рублей за доллар.
Но прогноз, к которому склонялось большинство аналитиков, в том числе и ваш покорный слуга, полностью не исполнился – до уровней 63-65 рублей за доллар рубль не опустился.
Что было
Блиц-аудит прогнозов, звучавших на август. Специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов говорил что рубль снизится сначала до 60 рублей за доллар, а затем до 63-64 рублей за доллар к концу августа. Первая половина прогноза исполнилась, вторая – нет.
Главный аналитик ПСБ Денис Попов считал, что курс рубля может опуститься до 77 за доллар. Точного срока прогноза не было, поэтому неверным его назвать нельзя, но в августе не случилось.
Аналитик банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский говорил, что в ближайшее время рубль останется крепким, а к концу года ослабнет до 65–75 за доллар. С легкой поправкой на понижение рубля в августе можно констатировать, что прогноз в целом исполняется.
Ведущий аналитик отдела глобальных исследований компании «Открытие Инвестиции» Олег Сыроваткин полагал, что рубль опустится к уровню 70-75 рублей за доллар, но не обязательно снижение начнется скоро. Да, все верно, в августе не началось.
Аналитик компании «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин напоминал о факторах поддержки рубля. Да, они в августе сработали в полной мере…
Так или иначе, но рубль все же в августе, в отличие от июня и июля, обозначил тенденцию к снижению. Поэтому «ура-патриотический» угар из серии «Вы все врете, рубль (как Паниковский) вас всех переживет и закопает» – это вообще «инфошум» нерационального плана.
От себя, добавлю: вообще это довольно странно, когда патриотические убеждения реализуются через взгляды на курс национальной валюты. Рубль все-таки – всего лишь деньги, а не памятник, который «вознесся выше он главою непокорной…» ну и далее по тексту. Но это уже – вопрос скорее к психологам, нежели к экономистам…
Впрочем, с уверенностью можно предсказать одно: комментарии и крики на эту тему были, есть, и будут…
Что будет
ОК, оставим эмоции и зададимся предельно прагматичным вопросом: какие виды на сентябрь?
Ответ большинства экспертов практически все тот же: продолжение снижения курса рубля по отношению к доллару, вопрос только в его параметрах.
Итак, что же говорят сегодня.
Главный аналитик финансового супермаркета Банки.ру Богдан Зварич считает, что в самом начале сентября тенденции к ослаблению рубля усилятся. Одной из причин аналитик считает повышение спроса на валюту со стороны импортеров, поскольку после пика падения объемы импорта в страну начали подрастать. В конечном счете, считает этот эксперт, к концу осени курс может пересечь планку в 70 рублей за доллар. Зварич предполагал в последние дни августа временное укрепление рубля из-за очередного налогового периода и оказался прав; правда, переоценил масштаб этого временного укрепления – рубль «сходил» на уровень 59 рублей за доллар, но до 55 рублей за доллар все же не подрастал.
Аналитики Райффайзенбанка по-прежнему подтверждают свои прогнозы относительно снижения рубля к концу года до 65-70 рублей за доллар, оговорив одно условие – при возобновлении валютных интервенций со стороны российского минфина. Руководитель отдела инвестиционного консультирования компании «Алор Брокер» Алексей Антонов также напоминает, что с возобновлением валютных интервенций можно ожидать более интенсивного ослабления рубля.
Финансовые эксперты Антон Яковлев и Александр Потавин дают прогноз на снижение рубля. Потавин считает, что рубль уйдет в диапазон 65-75 рублей за доллар. Яковлев более радикален и считает, что рубль к концу 2022 года может опуститься до 75-85 рублей за доллар.
Еще один прогноз – о снижении рубля до 60-65 рублей за доллар – заслуживает особого внимания, поскольку он дан в «Аргументах недели» не просто от имени какого-то эксперта, а от имени (sic!) эксперта Центробанка. Из заголовка следует, что эксперт Центробанка прогнозирует «падение рубля». Из публикации, правда, следует, что это мнение финансового консультанта Евгении Поповской, которая является членом экспертной группы Центробанка по финансовой грамотности. Остается надеяться, что финансовая грамотность в стране УЖЕ настолько высока, что россияне умеют отличать мнение частного аналитика от мнения самого Банка России…
Еще один прогноз показался несколько странным – цитирую по публикации на сайте петербургского отделения Пенсионного фонда России: «Аналитики Рапохин и Маликова предсказывают доллар по 55-67 рублей в сентябре 2022 года».
С учетом того, что сегодня рубль находится около отметки 60 рублей за доллар, этот разброс – от 55 до 67 рублей – делает прогноз вообще бестолковым, из него нельзя даже понять: так рубль будет расти или падать?
Впрочем, ларчик просто открывался и сами экономисты в таком бестолковом прогнозе не виноваты. Аналитик SberCIB Investment Research Игорь Рапохин считает, что рубль может снизиться до 55-60 рублей (правда, непонятно, как он может снизиться до этого уровня, если он уже на этом уровне?). А аналитик агентства Freedom Finance Global Наталья Маликова предполагает, что курс может дойти до уровня 60-67 рублей. А петербургский Пенсионный фонд просто смешал эти прогнозы в общую окрошку и выдал этот потрясающий заголовок. Впрочем, если учесть, как в Пенсионном фонде «смешивают» наши пенсионные отчисления и что «выдают» нам в итоге – простим петербургскому ПФР эту маленькую погрешность. Как и погрешность с датами: в заголовке утверждается, что это прогноз на сентябрь, а в тексте – что на текущий месяц (то есть на август)… В общем, по отношению к Пенсионному фонду опять верна старая истина: «Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет».
Виды на рубль в сентябре
Так что вернемся к «пианистам», которые, как предполагается, должны сыграть главную партию в ослаблении рубля.
Краткий экскурс. В мае и июне представители правительства (Антон Силуанов и Андрей Белоусов) заявили о необходимости снизить курс рубля, но прозвучали возражения Центробанка. Позже на пресс-конференции главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной было заявлено, что понимание с правительством по этому вопросу найдено. Встал вопрос о возрождении в новом формате бюджетного правила и на этом основании большинство экспертов, включая и автора этих строк, сочли, что вопрос снижения рубля – дело решенное.
Напомню, что тогда прозвучал весьма логичный вопрос от одного зрителя канала Finversia: даже если будет принято решение о создании нового бюджетного правила и оно заработает с нового года или, в лучшем случае, осенью – почему вы решили, что это повлияет на курс рубля в августе? Очень правильный вопрос, но ответ тоже был очевиден: потому что, достигнув консенсуса, власти в нынешней форс-мажорной экономической ситуации не станут ждать формального утверждения нового бюджетного правила, а начнут валютные интервенции раньше.
Примерно так и произошло: валютные интервенции минфина начнутся в начале сентября и, как ожидает большинство экспертов, это приведет к дальнейшему снижению рубля еще на 5-10%. Есть, правда, и сомнения. Например, известный экономист Никита Кричевский напоминает, что валютные интервенции минфина могут и не привести к ожидаемому результату – ослаблению рубля. По мнению Кричевского, для полноты картины не хватает двух вводных: первое – что собирается минфин делать с этой валютой, второе – какими будут объемы декларируемых интервенций. Видимо, это мы узнаем уже в сентябре.
Итак, общее (но не стопроцентное) ожидание на сентябрь – продолжение августовского тренда на снижение курса рубля.
Что может поддержать рубль?
Есть ли факторы, которые могут поддержать рубль, даже если правительство этого не хочет?
Есть.
Во-первых, по-прежнему высокие цены на нефть и газ и, несмотря на то, что Россия значительные объемы сырья продает сегодня с огромным дисконтом, все равно это поддерживает рубль.
Во-вторых, хоть и подрастающие, но маленькие объемы импорта, в результате чего спрос на валюту на внутреннем рынке России остается невелик (вот это как раз и подправят интервенции министерства финансов). Кроме того, тенденция сокращения валютных резервов России (а они тоже влияют на твердость рубля) оказалась неоднозначной: совсем недавно, например, они подросли почти на $6 млрд.
В-третьих, рубль будет поддержан, если все же новое бюджетное правило не заработает. Например, о том, что такая вероятность может резко подтолкнуть рубль опять наверх, напомнил начальник отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Михаил Шульгин.
В-четвертых, блокировка каналов вывода валюты за рубеж – сегодня российские банки один за другим сообщают своим клиентам о прекращении переводов за рубеж из-за закрытия корреспондентских счетов. По оценке некоторых специалистов, сегодня в России только у трех банков остались полноценные корреспондентские отношения с иностранными банками, – это Райффайзенбанк, Юникредитбанк и OTP-банк.
Что может поддержать доллар?
Есть и факторы, поддерживающие доллар. На недавней встрече глав центробанков ведущих экономических стран мира в Джексон-Хоуле руководство Федеральной резервной системы (ФРС) еще раз подтвердило то, о чем говорилось и ранее: ФРС намерена повышать ставки до полной победы над инфляцией, невзирая на побочные эффекты – депрессию на фондовом рынке и даже на возможную стагнацию или рецессию в экономике.
Инфляция, судя по всему, должна быть обезглавлена до осенних выборов в Конгресс (как это знакомо россиянам!), так что доллар будет оставаться на максимумах.
Сегодня индекс доллара (то есть его курс по отношению к корзине из 6 валют) достиг практически 108 пунктов и нет оснований полагать, что доллар в ближайшее время принципиально просядет. Более того, эксперты (как российские, так и международные) все чаще прогнозируют дальнейший рост доллара по отношению к евро. И это логично: ЕЦБ всегда будет отставать от ФРС в темпах повышения процентных ставок…
Что делать с рублями и долларами?
Вот такая картина по соотношению рубля и доллара на сентябрь. И последний (он же вечный и, действительно, всегда логичный) вопрос: а что делать россиянам со своими рублями и долларами?
Тут наблюдается, как традиционно говорят в таких случаях, когнитивный диссонанс. Например, в телеграмм-канале «Финансовая культура», который поддерживается сотрудниками Центробанка, россиянам советуют уйти из доллара в другие валюты.
«Где же логика?» – возникает первая мысль. – Власти говорят о необходимости понизить рубль к доллару и одновременно советуют выйти из доллара аккурат накануне его предполагаемого повышения?»
Но логика все же есть: да, у доллара хорошие перспективы по стоимости, но, во-первых, с ним все труднее оперировать, а во-вторых, держатели долларов начинают терять на комиссиях, которые за хранение валюты на счетах ввели банки и брокеры. То есть вопрос лишь в том, на чем вы предпочитаете понести потери – на разности курсов или на комиссиях за хранение валюты? В общем… «Белые пришли – грабят, красные пришли – грабят. Ну куды крестьянину податься»…
Судя по статистике, комиссии уже оказались холодным душем для россиян. По данным Центробанка, доля валютных вкладов в общем объеме банковских депозитов россиян по итогам июня снизилась с 14% до 11,5% и достигла минимумов, зафиксированных 15 лет назад, в 2007 году.
С другой стороны, у россиян есть примета: если от валюты по каким-то причинам советуют избавляться – это лишь значит, что ее надо получше перепрятать. Ибо, как справедливо сказал на своей недавней пресс-конференции президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, «у нас самым надежным объектом инвестиций является не своя национальная валюта и национальные проекты, а иностранная валюта»… Жестко. Но честно.
Ну, а если вернуться к той дилемме, которая стоит перед властями, то она в общем-то проста. Да, экономике и бюджету нужно определенное снижение курса рубля. Но одновременно есть риск, что такое снижение возбудит усмиренную было инфляцию. Появился сезонный фактор: в сентябре и без того предполагается некоторый всплеск роста цен. Есть опасность, что ослабление рубля и сезонный рост цен наложатся друг на друга и тогда инфляция станет критичной. Но… снижать рубль надо…
Вот в такой ситуации и приходится выбирать. А нам с вами, как всегда, остается выбирать между логикой экспертов, силой факторов, влияющих на рубль, и собственным историческим опытом… Впрочем, такой выбор для нас – дело привычное.
обсуждение