При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Курс рубля в течение апреля держал планку, для многих абсолютно неожиданную, – в диапазоне 70-80 рублей за доллар.
Так что в полной мере оправдалась рекомендация, которую я давал в мартовском валютном обзоре на апрель: «оставайтесь в том валютном раскладе своих сбережений или инвестиций, который есть у вас сейчас».
Правда, этот курс рубля у очень многих вызывает одну и ту же реакцию: «Царь не настоящий!»
Подробный расклад по ситуации с рублем я давал в недавнем обзоре для канала «РБК Татарстан», поэтому повторю лишь краткий тезисы.
Курс рубля – не нарисованный, но и не совсем естественный, он достигнут благодаря многочисленным искусственным ограничениям и подпоркам, которые весьма оперативно выстроил Центробанк. В числе искусственных подпорок – комиссии на покупку долларов на биржевых платформах, запрет на переводы крупных сумм за рубеж, блокировка возможности купить наличные доллары. В числе рыночных подпорок – фактический отказ от бюджетного правила и подъем ключевой ставки до 20%.
Далее, как я уже говорил в прежних обзорах, оселком курса рубля (настоящий он или нарисованный) станет постепенный отказ от этих подпорок.
В течение апреля упразднена комиссия на покупку безналичных долларов, ключевая ставка снижена до 17%, запрет на покупку наличных долларов частично убран – теперь клиенты банка могут купить доллары, если таковые были проданы банку другими клиентами после 9 апреля.
Иными словами, половина подпорок убрана и рубль не только не просел, но и даже немного укрепился.
И вот тут, как ни странно, на первый взгляд, несмотря на то, что все предположения канала Finversia сбылись, меня начинают, как говорилось в уже процитированной комедии, «терзать смутные сомнения».
Потому что по моим ожиданиям после убирания подпорок рубль должен был скорректировать в диапазон между 80 и 90 рублей за доллар.
Возникает вопрос: ради чего поддерживается столь высокий курс рубля, который явно вынуждает тратить больше ресурсов, чем можно было бы, и начинает вступать в противоречие с экономической реальностью? Ради чего вся эта «виагра для рубля»?
Только лишь потому, что Джозеф Байден заявил, что своими санкциями США обрушили курс рубля до 200 рублей за доллар? И Москва теперь пытается «умыть» супостата, все выше, и выше, и выше стремя полет своих крыл?
Похоже, точно такой же вопрос возник у президента Центра экономики инфраструктуры Владимира Косого, который считает, что Центробанк «перестарался с курсом рубля». Владимир Косой отмечает, что сейчас де-факто рубль перестал быть свободно конвертируемым и стал ограниченно конвертируемым, а значит курс рубля будет «ровно таким, каким его захотят видеть минфин и Центробанк».
Но тогда возникает следующий вопрос: почему минфин и Центробанк хотят видеть рубль более крепким, чем это было бы логичным? Ведь нынешний курс, как справедливо отмечает Владимир Косой, невыгоден экспортерам и бюджету страны?
Неужели весь вопрос в политике и символе? И курс рубля стал иметь сакральное значение – этакий сакральный курс, назло врагам, на радость… кому надо…
Говорят, что в последние месяцы жизни Антониу Салазара, бессменного премьер-министра и фактического диктатора Португалии, специально для него в единственном экземпляре печатали номер газеты, из которого следовало, что в стране все отлично. Вопрос: не становится рубль новой реинкарнацией такой «салазаровской газеты»?
Кроме Владимира Косого мои соображения относительно курса рубля подтверждает еще один экономист – финансовый аналитик компании BitRiver Владислав Антонов. Он отметил, что в сегодняшней ситуации курс рубля могут довести до 71 рубля за доллар, но это невыгодно экономике и бюджету, а комфортным и более естественным был бы курс рубля в диапазоне 85-95 рублей за доллар.
Теперь посмотрим, что говорят супостаты. Эксперты, опрошенные агентством Bloomberg, тоже говорят об искусственности курса рубля и считают, что без подпорок он был бы сейчас в районе 180 рублей за доллар.
Между тем на российском рынке (вернее, в официально-публичной его части) доминируют прогнозы о крепком рубле.
Например, президент ВТБ Андрей Костин сказал, что ожидает дальнейшего небольшого укрепления рубля. Однако аналитики ВТБ считают, что средневзвешенный курс рубля в этом году составит 83 рубля за доллар.
Сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский прогнозирует укрепление рубля до уровня 71 рубль за доллар.
И говорит, что после 25 апреля, когда стартует новый налоговый период и экспортеры начнут продавать валюту, рубль может еще более существенно укрепиться.
Экономисты Высшей школы экономики также говорят о продолжении укрепления рубля.
Но высший уровень оптимизма продемонстрировали в эти дни аналитики «Известий». В прошлом обзоре по курсу рубля я шутил, что теперь закончатся бесконечные стенания о недооцененности рубля по индексу бигмака – бигмак ушел из России вместе с Макдональдсом. Но популярный индекс, придуманный журналом The Economist, светлые умы из «Известий» решили заменить индексом «сникерса» и получилось, что курс сейчас должен быть 47 рублей 86 копеек за доллар. Такой вот «сладкий» курс рубля в пересчете на батончик. Впрочем, как гласит русская народная мудрость, много «сникерсов» вредно – курс слипнется.
Тем более, что прогнозы относительно крепкого рубля многих в России сегодня только раздражают. Потому что люди задают естественный вопрос: если все так отлично с рублем, то какого же… доллара… так растут цены?
На что, полагаю, экономисты-оптимисты могут дать только один ответ: «У нас разделение труда. Я лично отвечаю за пуговицы. К пуговицам претензии есть?»
В общем, если упростить: чтобы не происходило с курсом рубля, не следует ждать сейчас взаимосвязанного изменения цен. Рубль теперь как нефть в старые добрые времена. Нефть дорожает – бензин дорожает. Нефть дешевеет – бензин снова дорожает. Объяснить это можно, с этим справиться любой отечественный экономист. А вот понять умом – нет…
Рост цен замедляется, но продолжится. Причем можно ожидать, что ценовой расклад еще серьезно перетряхнется – в зависимости от того, по каким группам товаров и продуктов наметится дефицит и при этом почти не изменится спрос. А с дефицитом и со спросом пока далеко не все ясно…
Официальный прогноз по инфляции недавно огласил Центробанк: регулятор прогнозирует в этом году инфляцию до 22%, а в 2023 году – 7,6%. А вот на какой коэффициент нам с вами умножать этот прогноз – на 2 или на 3 – это уже зависит от степени нашей испорченности.
Так что принцип «запас карман не тянет» остается действенным в отношении целого ряда бытовых товаров и непортящихся продуктов. И пока повторю совет, который дал в самом начале марта: пока при прочих равных краткосрочные, на три месяца или менее, рублевые депозиты предпочтительнее других вариантов…
Какие события в самом ближайшем времени могут повлиять на курс рубля? Их два (во всяком случае – из числа предсказуемых). Первое случится 29 апреля, когда совет директоров Центробанка по плану рассматривает размер ключевой ставки, Общее мнение экономистов сводится к тому, что ЦБ может понизить ключевую ставку с нынешних 17% до 15-16%. В нормальной ситуации это может привести к небольшому ослаблению рубля, но, вспоминая «газету Салазара», я бы сейчас остерегся говорить об этом.
Второе событие – 4 мая. В этот день, по идее, Россия должна либо провести очередные международные платежи в валюте, либо мировые рейтинговые агентства объявят о ее дефолте. Россия, как известно, намерена платить в рублях, поскольку ее валютные резервы заблокированы. Ситуация цугцванга. Утешает одно: объявление дефолта России – это сейчас, скорее, тоже чисто символическое, идеологическое действо.
У России – «сакральный рубль», у Запада – «сакральный дефолт России». Все при своих – при своих убеждениях, конечно, а не деньгах…
Все эти валютные «голодные игры», как, впрочем, и все другие события в экономике и политике, по-прежнему вызывают у многих вопрос о том, в каких валютах хранить то, что обычно у нас называют «сбережения и накопления», а попросту – свой личный капитал, если, паче чаяния, он все-таки есть.
За последние месяцы спрашивали о разных вариантах – о юанях, о швейцарском франке, о евро и даже о японской иене. На мой взгляд, вариант с иеной не стоит даже рассматривать, швейцарский франк уже исчерпал свои «верхи», а вот юань или британский фунт стерлингов относятся к вариантам «почему бы и нет». Впрочем, еще более интересным вариантом остается самый банальный – доллары. Индекс доллара все же взял планку в 100 пунктов и сегодня тестирует 101 пункт. Федеральная резервная система, похоже, однозначно определилась в более формированном повышении ставки – подробно об этом мы говорили в прошлую среду с финансовым аналитиком Марком Гойхманом на канале Finversia.
Но если вы хотите более вдумчиво отнестись к выбору своих собственных «резервных валют» – приглашаю на прямой эфир «Что происходит с валютами?». Эфир состоится 25 апреля в 18.00 по мск, он организован Ассоциацией форекс-дилеров и каналом Finversia и в течение полутора часов финансовые эксперты рассмотрят перспективы шести мировых валют, в числе которых – доллар, евро, китайский юань, швейцарский франк, японская иена, британский фунт стерлингов. Кроме того, попробуем прямо в эфире ответить на вопросы зрителей.
обсуждение