При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Дефолт России перенесен на июнь 2022. Новые расходы бюджета – 8 триллионов. Санатории на Кубе и золото для россиян. Курс рубля: укрепление. Индексация пенсий и пособий с 1 июня составит 10%. Из России уходят Wella, Tetra Pak, Netflix и Starbucks. Импортозамещение: полный провал и «игра в слова». Над Китаем «нелетная погода». Магазинных краж стало больше.
1.
В центре экономического внимания в эти дни – по-прежнему финансы: дефолт России, курс рубля и сакраментальное «где взять деньги».
«Дуэль не состоялась или перенесена» – эти строчки Владимира Высоцкого в полной мере годны для темы дефолта: дефолт не состоялся или перенесен, на этот раз – на конец июня, когда настанет срок очередных выплат России иностранным держателям государственных облигаций.
В этот раз, хотя США 25 мая все-таки не продлили лицензию, позволяющую держателям этих облигаций получать выплаты, Россия сделала ход конем и провела выплаты ранее: забила, так сказать, из офсайда, но в финансах «вне игры» не считается.
В целом можно сказать, что все мы, запасясь попкорном, можем наблюдать новую тему в истории. Ведь раньше как было: поссорились две страны, одна другой решила не платить по обязательствам, потому как все равно же враги… Теперь – все иначе: поссорились две страны, одна другой говорит: «Всё, не приму от тебя денег!», а другая отвечает: «Нет, примешь, вражина басурманская!».
Из чего можно сделать, впрочем, все тот же древний вывод: неисповедимы пути господни и облигационного рынка с купонным погашением.
Министр финансов России Антон Силуанов пояснил, зачем России выплачивать свой внешний долг: чтобы «сохранить статус надежного заемщика». И хотя эта позиция вызывает зубовный скрежет у всех желающих в очередной раз «весь мир насилья» разрушить до основанья, а затем… – она же, эта позиция, находит понимание у всех, кто как раз думает об этом самом «затем». Потому что конфликты заканчиваются, а жизнь продолжается…
Так или иначе, вопрос о дефолте России в очередной раз перенесен. Так что будем считать, что дефолт у нас теперь как критические дни – будет ежемесячным.
Кстати, в Белом доме (заморском) заявили по поводу призрака российского дефолта, что «Россия УЖЕ находится в состоянии экономической изоляции, поэтому при наступлении дефолта мировая экономика понесет минимальные последствия». Остается (нашему) Белому дому ответить схоже: так как Россия УЖЕ находится в состоянии экономической изоляции, то при наступлении дефолта ее экономика тоже понесет минимальные последствия.
И можно с полным правом задаться философским вопросом: это до чего же надо довести и мировую и российскую экономику, что при дефолтах они несут «минимальные последствия»? Но это вопрос риторический, а ответ – на любителя и, возможно, непечатный.
2.
Вопрос не философский и не риторический, а очень даже конкретный тоже легко иллюстрируется строчками Высоцкого: «Где деньги, Зин?». Уже упомянутый Антон Силуанов несколько раз напоминал, что бюджет страны входит в дефицит. И на днях добавил, что «на спецоперацию уходят «огромные ресурсы». Точную цифру министр, конечно, не назвал, но в целом дополнительные расходы в России оценили в 8 трлн. рублей. Из которых около 8%, 600 млрд. рублей, – на пенсии, вот тут у нас нет секретов.
А вот где взять деньги, когда имеющиеся кончатся, министр финансов обозначать не стал. Но на помощь ему пришел глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, у которого, в отличие от Силуанова, есть ответ. Он предложил «напечатать денег» для «финансирования перспективных проектов». И даже тут же назвал один такой проект – космический буксир «Зевс». Примечательны рассуждения главы Роскосмоса: «Если Роскосмос получит из этой суммы хотя бы один триллион рублей»…» ну и т.д. Итак, 600 млрд. рублей на пенсионеров – это огромное напряжение сил. А один триллион для Роскосмоса – это «хотя бы». Это всего лишь слова, но они многое объясняют в нынешней системе управленческих ценностей.
Хотя, подозреваю, на подобную трактовку тут же накинутся защитники ценностей ержавных. И справедливо сошлются (ну, если бы подозревали о его существовании) на императив Иммануила Канта, который говорил о двух вещах – звездном небе над головой и нравственном законе в душе человека. Вывод: значит, на звездное небо надо тратить больше, чем на пенсионеров…
Однако по части «перспективных проектов» у главы Роскосмоса объявился конкурент. В эти окаянные дни, когда о проектах особо не говорят, депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Нилов нашел, куда бы вложить деньги. Он предложил вложить их в строительство санаториев на Кубе «для организации отдыха российских трудящихся», в первую очередь – военнослужащих.
«Уверен, что они (в смысле Куба) согласятся и пойдут на это, чтобы на средства Российской Федерации сегодня, получив какие-то территории на курортных замечательных берегах Кубы, были построены новые санатории», – заявил депутат.
От себя добавим: конечно, согласятся, кто же не согласиться-то получить новые инвестиции, заказы, рабочие места. Остается уточнить один момент: как российские трудящиеся будут добираться на благословенные берега Карибского моря? С учетом тотального закрытия европейского неба и портов для российских самолетов и судов остается довольно сложный вариант – с пересадкой где-то в районе Шпицбергена. Так что с санаториями на Кубе придется, видимо, все же немного повременить.
Хотя, судя по статистике, в пираты россияне готовятся довольно основательно. Как сообщили в Сбербанке, с начала этого года россияне купили 10 тонн металла, в том числе 7 тонн золота.
В задачке спрашивается: интересно, а 3 тонны какого еще металла купили россияне, но на это ответа нет. Зато есть пояснение: «Выросшую востребованность золота в банке объясняют тем, что в периоды рыночной неопределённости и повышенной волатильности золото рассматривается в качестве защитного актива, позволяющего в первую очередь сохранить сбережения».
Остается добавить: идея о том, что золото в период кризисов всегда растет, активно насаждается некоторыми финансовыми аналитиками и именно поэтому россияне разбирают его тоннами. И неважно, что золото на самом деле не растет в цене – нет ничего слаще, чем ощущать себя обладателем золота, который сумел превзойти своих менее оборотистых соотечественников. А вот к каким потерям это приведет, когда настанет пора обращать золото в деньги, – об этом мы, подобно Скарлетт О,Хара, подумаем завтра…
3.
Принцип Скарлетт О,Хара «Об этом я подумаю завтра» долгое время был актуален и для курса рубля, который шел вверх как пресловутый трамвай от Роскосмоса с вертикальным взлетом. «Это создает угрозы для бюджета!» – начали говорить сначала экономисты, а через какое-то время и чиновники, но в основном те, которых принято называть «либерастическим подпольем» в правительстве, потому что истинный патриот – он за рубль думает, а не за то, хватит ли силенок этим рублем платить. И вот, похоже, час Х – подумать об этом – уже настал. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, «на совещаниях у Путина обсуждается» ситуация с укреплением рубля и риски для бюджета. А так как Пескова и тем более Путина вряд ли даже самые заядлые ура-патриоты причислят к «либерастическому подполью», – можно считать, что с рублем будет все не так однозначно. Тем более, что Банк России на минувшей неделе снизил ключевую ставку с 14% сразу до 11% и курс рубля ушел в район 66 рублей за доллар. Впрочем, о рубле и его перспективах на июнь – в специальном видео на канале Finversia, которое выйдет в ближайшие дни…
И еще на один повисший в воздухе вопрос дан наконец ответ: речь идет об индексации пенсий и социальных пособий, которую все время анонсировали-анонсировали, но каждый раз ссылались, что «вопрос в работе». Наконец прозвучало, насколько они будут повышены и когда. Повышены они будут на 10% с 1 июня. Это, по крайней мере, конкретный срок и конкретный размер, причем не косметический. Хотя, конечно, как напоминают СМИ, такое повышение может вызвать определенное разочарование: поскольку были надежды на повышение вровень с инфляцией, пусть даже той, которая «официальная», а не той, которую мы видим в своих карманах, потому что напокупаем вместо морковки черти знает что…
Впрочем, радует, что темпы инфляции в этом году замедлились и Росстат фиксирует, во-первых, снижение цен на бензин, а во вторых, рекордное замедление инфляции в стране. Цены на бензин, правда, снизились на 1 копейку за литр, а вот насчет цен – у россиян двоякое мнение, потому что они скажут, что «да, все хорошо, прекрасная маркиза», а другие что, где они разглядели снижение цен?
И будут, кстати, не правы, потому что если вы не разглядели, то это ваша личная обывательская близорукость, а вот Индия разглядела, а теперь и Китай разглядел. Вслед за Индией, которая вызвалась покупать российскую нефть с огромной скидкой, Китай помялся-помялся и тоже начал покупать нефть со схожей скидкой, хотя до этого утверждал, что он всем известный сторонник экономического порядка и договорных обязательств. И что там Пекин и Дели – в самом гнезде антироссийских санкций заговорили о желании создать картель ведущих стран мира для покупки российской нефти. На практике это означает: брать все-таки будем, но цену продавим пониже.
Полагаю, что в ближайшее время мы увидим увлекательный торг за кулисами гордого отказа одних покупать российское сырье и не менее гордого отказа других продавать его за иностранную валюту. Потому что гордость – это хорошо, а бизнес – лучше.
4.
Ну, а пока разум начинает хоть и с трудом, но превозмогать гордость, грустные процессы экономических разводов с Россией все-таки продолжаются. О намерении уйти с российского рынка в последние дня заявила компания Wella. Так что количество блондинок в России может резко сократиться, если, конечно, не импортозаместят заморские снадобья старой доброй перекисью водорода. Уходит и шведская Tetra Pak. Сервисы компании Netflix перестали работать у российских пользователей без VPN. Уходит и сеть кофеен Starbucks. У каждого ухода есть свои неприятные последствия, но, уверен, в комментариях под публикациями в СМИ и соцсетях продолжится дружный рёв: «И пусть канают! Импортозаместим!» Хотя как можно импортозаместить кофе в России – это ботаники еще не придумали. Впрочем, конечно, кофейня – это еще не сам кофе, так что проблема решаемая, достанем где-нибудь.
Главный ответ на все уходы звучит уже много месяцев: импортозамещение. А кто не верит в импортозамещение – тех, если судить по комментариями на YouTube, трепачами, балаболами и вообще отщепенцами. Если принять за основу эту логику, то главным балаболом оказался в эти дни председатель комитета Совета федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, который заявил, что программа импортозамещения в России полностью провалена и что под видом импортозамещения некоторые деятели просто пытаются пересадить российскую экономику с европейской на китайскую «иглу».
«Программа импортозамещения провалена полностью. Кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств, нет ничего. Наши люди это видят и по товарам народного потребления, и во многих других сферах»,– написал Андрей Клишас в своем Telegram-канале.
5.
Но сенатор Клишас зря сеет панику и вредит делу отечественной духоподъемности. Нашелся человек, который объяснил, как решить проблему провала в импортозамещении, – надо лишь поменять термин. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев назвал термин «импортозамещение» унизительным для России. И предложил вместо импортозамещения говорить «технологический суверенитет».
Игра в слова энергично прошла на известном мероприятии знатоков российской словесности – форуме «Единой России» «Предпринимательство в новой экономической реальности», и ее поддержал генеральный директор Агентства по государственному заказу Яков Геллер. Г-н Геллер тоже обозначил насущную задачу заменить термин «импортозамещения», а после его выступления, как сообщает официальное агентство, РИА, модератор форума сообщил, что вот как раз г-н Медведев и предлагает новый термин – «технологический суверенитет».
«Можно и «независимый» сказать. Как хотите», – сказал он» – пишет РИА.
И вот возникают робкие вопросы. Вопрос первый: кто «он»? Геллер, Медведев или модератор? Вопрос второй: что «независимый»? «Независимый технологический суверенитет?» Но это звучит как «масляное сливочное масло»….
Есть и вопрос третий: ребята, а по части самого импортозамещения или этого самого «технологического суверенитета» вы что-то конкретное-то решили?» Но, судя по тому, что увлекательным описание филологической дискуссии сообщение о форуме на сайте РИА завершается, ясно, что пока не решили, потому что для начала надо определиться, как правильно писать…
Тем временем тема импортозамещения (простите – независимого технологического суверенитета) становится между тем все более актуальной. Настолько актуальной, что как только подберем правильный термин – так сразу и пора уже начать.
Свой ход сделал Китай, запретив полеты над своей территорией «боингам» и «аэробусам» российских авиакомпаний. Причина – все та же давняя истории с лайнерами, взятыми в лизинг, которые попросили вернуть и получили отказ. Посему Китай вежливо прикрыл небо, ссылаясь на международное авиазаконодательство. И по этому же пути двинулась Турция. Монголия еще держится, но, как пел уже дважды упомянутый Владимир Высоцкий, нам туда не надо».
Решение властей Поднебесной закрыть это самое небо огорчает. Но утешает, что и мы нанесли удар по больному месту Китая. 27 мая сообщили, что министерство сельского хозяйства России предложило ввести запрет на вывоз риса из России. Пояснений, почему именно рис решено оставить внутри рубежей, не дается. То ли риса в России мало и он самим нужен. То ли из-за ухода западных производителей бумаги мы собираемся начать писать на рисовой бумаге и тогда он тем более нужен. То ли еще какая-то, несомненно, основательная причина.
Зато, в отсутствие объяснения, скрупулезно перечислены исключения из будущего рисового бойкота. Из иных исключений ясно, что можно перемещать рис «между частями территории Российской Федерации через территории иностранных государств», возить рис на космодром в Байконуре и на Шпицберген и вывозить рис «для личного пользования» физических лиц. Другое дело, что самих физических лиц все труднее и труднее вывозить за территорию России, но если вдруг что-то срослось – можно смело брать с собой рис с обязательством использовать его лично.
6.
Россияне тем временем внедряют свои методы работы с продуктами для «личного пользования». Как сообщает РБК со ссылкой на исследование компании NTechLab, в феврале-апреле 2022 года в стране на 18% выросло число магазинных краж, а на кассах самообслуживания – на треть. Причем, как отмечают авторы, продукты выносят вместе с магазинной корзинкой. Что, кстати, логично: ну не сдавать же корзинку после акта умыкновения?
Как дотошно отмечает РБК, чаще всего в магазинах воруют кондитерские изделия, алкоголь, кофе и какао, сыр и колбасу.
«Сейчас «выносят» все, воруют чаще и больше», – прокомментировал ситуацию топ-менеджер одного из крупнейших продовольственных ритейлеров. Поэтому многие ритейлеры сейчас усиливают охрану и количество камер видеонаблюдения и все чаще запирают на замок дорогие продукты.
P.S.
На этом сегодня все, ждем ваши комментарии и темы. Экономические новости, конечно, не слишком радуют, но в этом, полагаю, виновата не программа «1001 секунда об экономике». Хотя можно увидеть проблему и в ней. Это как с импортозамещением: не удалось сделать – поговорим о «замене слова».
Комментарий под последним выпуском нашей программы: «Досмотреть не смог, почему-то возникает чувство, как будто прикасаешься к чему-то мерзкому. Дизлайк».
Конечно, хотелось бы уточнить у автора комментария, что именно вам кажется «чем-то мерзким» – сама экономика России или сообщения ведущих, в том числе – официальных СМИ?
Лично у меня такое, схожее вашему, чувство иногда вызывает зеркало. Но это – возрастное. И в этом случае я не ставлю дизлайк зеркалу.
Встречается в комментариях и другая претензия: «Когда все перестанут болтать и начнут что-то делать? Упражняются в красноречии, взрослые люди…». Или так: «словоблудов развелось информационных».
Что я могу сказать в оправдание проекта «1001 секунда об экономике?». Это СМИ, здесь обычно именно говорят… А в целом вот эту мысль – «Когда все перестанут болтать и начнут что-то делать?» – я с удовольствием переадресую устроителям партийного форума «Предпринимательство в новой экономической реальности», которые искали альтернативу слову «импортозамещение». И действительно, когда уже «перестанут болтать и начнут что-то делать?» И, похоже, сенатор Клишас со мной согласен…
обсуждение