При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Медвежий рынок – звучит из каждого биржевого утюга, включая такой «утюг» как канал Finversia. А вот дальше – развилка мнений и оценок. От «потерпи, может обойдется» и до любимого у многих инвест-вещателей: «Это конец!»
Для начала традиционно пройдемся по основным бывшим реперным, а ныне болевым точкам.
Индекс S&P500 за минувшую неделю снизился еще и завершил неделю на уровне чуть выше 4 тыс. пунктов. И это совсем неприятно выглядит, если смотреть вооруженным ретроспективным знанием взглядом: снижение S&P500 на 13,3% в апреле стало самым резким падением за четыре месяца с 1939 года (тогда этого индекса еще не существовало, но теоретический расчет сделан).
С начала этого года S&P500 упал на 16%.
Индекс MOEX закрыл неделю на уровне чуть выше 2300 пунктов. Если посмотреть с небольшим тайм-фреймом – ничего страшного, но если график чуть укрупнить – похоже на боксера, которого свалили нокдауном, но он не совсем отключился. Просто продолжает бой, лежа.
Нефть – опять ушла крепко выше $100 за баррель, напоминая о том, что глобальный сырьевой кризис не «отменяется», и что инфляция – наше все.
Золото – в прошлом выпуске я в очередной раз провел свое привычное заклинание, что не стоит смотреть на него как на защитный актив. И – увы – был прав: золото снизилось до $1810 за унцию. Уверен, что это еще не предел.
Кстати, последнее время, как-то стихли в комментариях крики: «Какая глупость, покупайте золото, оно вырастет и скоро будет…». Ничего, вернутся – если отнять у дикарей веру в бранзулетку, то что им останется в такое пасмурное для инвестиций время?
И, наконец, последний показатель, на который я обращаю особое внимание уже более года, – индекс доллара. Напомню, что «красной линией» (как теперь принято выражаться в политике, где страны наперебой обозначают друг другу «красные линии» по любому поводу и без повода) – так вот, «красной линией» для инвесторов я считал показатель в 98 пунктов. Затем было и 100 пунктов, и 102 пункта. В прошлом инвестблоге я говорил, что, скорее всего, пойдет и выше. Увы, пошел. Индекс доллара 104 пункта – на биржевом барометре это означает, что на фондовом рынке – суровая зима.
Ну, и наконец, еще одна болевая точка, уже не столь значимая, как предыдущие, – биткоин. Опять же в прошлый раз я предостерегал от соблазна считать, что биткоин сейчас на тех уровнях, на которых «уже стоит брать». Действительно, биткоин спикировал еще ниже и ушел к уровню $29 тыс. за монету. И еще раз рискну повторить – и это не предел.
CNBC на днях сообщило со ссылкой на данные исследования компании Glassnode, что в настоящее время более 40% инвесторов в биткоин ушли в минус. Полагаю, что сейчас или скоро эта цифра перевалит знаковые 50%. Более того. Думаю, что на крипторынке зима будет суровее, чем на фондовом…
Неделю назад я ссылался на оценки аналитиков Bank of America, которые заявили, что снижение индекса S&P500 ниже 4 тыс. пунктов станет моментом, после которого инвесторы массово начнут уходить с рынка акций США. Индекс пробил эту отметку, снижался ниже 4 тыс. пунктов и хотя неделю завершил чуть выше – все, «есть касание».
Уходят ли инвесторы? Да. Глобальные инвестиционные фонды заявляют о массовом оттоке капитала. Не вообще, а конкретно из акций и корпоративных облигаций в гособлигации, в трежерис, прежде всего.
Правда, в этом бегстве из американских акций есть признаки исключений. Джей Калинг, шеф международного образования брокерской компании TD Ameritrade, отмечает, что к акциям одной отрасли интерес сохраняется – а именно к бумагам технологического сектора. И, мол, наоборот, тут снижение котировок вызывает желание «купить, пока дешево». И хотя динамика индекса Nasdaq вовсе не указывает на однозначный свет в конце тоннеля, к этой тенденции можно аккуратно присмотреться.
Что же до причин снижения фондового рынка США, то американские аналитики называют три основные (хотя они и так очевидны без всяких аналитиков вообще).
Первая – жесткая политика Федеральной резервной системы ФРС по части повышения ставок и сокращения активов. Несколько месяцев назад, я говорил, что бывают в жизни ФРС такие моменты, когда интересы фондового рынка и развития экономики становятся побоку, а главной целью становится попытаться смирить инфляцию. Впрочем, нам в России это хорошо знакомо – мы всегда так живем.
И вот ФРС пришла к этому моменту. Побочный эффект – привлекательность трежерис резко выросла, в них и перекладываются из акций.
Вторая причина – туман вокруг Китая. Туман вокруг потенциальной новой волны коронавируса. Туман вокруг сбоев логистики и перспектив продолжений и повторений шанхайских локдаунов. Туман вокруг того, будет ли на Тайване Донбасс (хотя я по-прежнему считаю, что тайваньская карта – это та карта, которую Пекин приоткрыл, но ходить намерен с другой). И самый главный туман (хотя в России уверены, что главное – это Тайвань) – туман вокруг перспектив китайской экономике. Снова повторю: есть риск нового азиатского экономического кризиса и он куда значимее страстей, кипящих вокруг прекрасного острова Формоза.
Третья – причина военное столкновение в Украине и геополитический кризис вокруг России.
Вернемся к первой, самой значимой. Инфляция. Тут возникает любопытный момент – первые, слабые признаки того, что показался первый проблеск в пандемии инфляции. Статистика говорит, что инфляция в США в апреле впервые показала тенденцию к замедлению. Радоваться рано, поскольку «замедление» – это не «уменьшение». Апрель оставался негативным: индекс потребительских цен выше прошлогоднего уровня на 8,3% (по сути, эта цифра и есть «размер» американской инфляции). Реальная заработная плата американцев с поправкой на инфляцию снизилась за апрель на 0,1%, несмотря на увеличение средней почасовой оплаты труда на 0,3%. Вообще, за последние 12 месяцев доходы американцев, с учетом инфляции, несмотря на рост зарплат на 5,5%, реально упали на 2,6%.
Еще один крохотный позитив по части инфляции: цены на импорт в США не изменились после снижения стоимости топлива, которое компенсировало рост цен на продукты питания и другие товары. Аналитики из этого делают осторожный вывод: это может означать, что инфляция достигла своего пика и выдыхается. Но одновременно это же означает, что если нефть и газ опять рванут вверх (а, напомню, такие версии сегодня звучат), то у инфляции появится новый «источник вдохновения».
Да. коль скоро мы заговорили о вдохновении. Илон Маск сделал ход конем и поставил под сомнение вдохновляющую многих (и меня в том числе) сделку по покупке Twitter. Он заявил, что ждет данные о том, какое количество аккаунтов в этой социальной сети является «мертвыми душами» и в зависимости от результатов будет снижать предложенную цену. В результате котировки Twitter довольно серьезно припали. И, естественно, возникает вопрос: а не сорвется ли сделка вообще? Полагаю, что все-таки не сорвется. Похоже, для Маска покупка Twitter – не столько бизнес, сколько дело принципа, возможность реализовать его взгляды на свободу слова и мнений, которая в сегодняшнем мире стала заложником где тоталитарных правительств, а где – тоталитарных обществ. Маск заявил, что разблокирует аккаунт бывшего президента США Дональда Трампа, когда сделка с Twitter состоится, и говорит о намерении снизить уровень модерации. «О дивный новый мир!» – не знаю как вы, а я уже хочу в Twitter. Надоело быть чрезмерно толерантным в… соцсети, которую нельзя называть, и чрезмерно аккуратным в ВКонтакте.
ОК, это лирика и надежды, вернемся к циничным реалиям мира чистогана и наживы.
Есть ли какие-то позитивные сигналы на рынке в эти дни? Да, есть.
Отчет компании Toshiba показал рост чистой прибыли этой корпорации, причем выросла она в в 1,7 раза выше уровня прошлого года. Аналогичная ситуация у Sony: по отчету эмитент получил рекордный уровень операционной прибыли, за год она выросла на 25,9% и впервые превысила 1 трлн. иен (это $7,8 млрд).
Примечательно, что вслед за Toyota еще две знаковые японские компании показывают, что японский рынок начал двигать собой… Наша осенняя версия, что в новом году инвесторам уже стоит начать поглядывать в эту сторону, получает все новые и новые подтверждения.
И еще один позитив от многолетнего аутсайдера: концерн Bayer резко, более чем в полтора раза, нарастил чистую прибыль по итогам отчета за 1-й квартал 2022 года
Итак, резюмируем. Проблемы на фондовом рынке – все те же, вводные – все те же. Из глобальных рисков – война, азиатский кризис, сырьевой кризис и новый рывок инфляции.
Из позитивных сигналов – сезон отчетности ведущих эмитентов мира показал, что далеко не везде мрак и безысходность. Так что – конец света на фондовом рынке переносится до лучших времен. Ну, с поправкой, что в одной отдельно взятой стране его могут обеспечить своими методами…
Исходя из этого – что делать инвесторам?
Занудливо напомню, что, начиная с 13 февраля этого года, я советовал просто держать позиции, отказавшись даже от усреднений. И либо вообще не использовать маржинальную торговлю, либо, наоборот – тогда уж с головой окунуться в работу с индексными, сырьевыми и валютными фьючерсами (если вы это умеете и осознаете все риски). В середине апреля я еще раз акцентировал на этом подходе внимание, полагая, что апрельская депрессия перерастет в майский спад и что возможный перелом произойдет (если вообще произойдет) не ранее самых последних дней мая.
Сегодня я могу лишь повторить этот совет и усилить его ссылкой на аналитиков ведущих инвестигроков мира, которые тоже не видят катастрофы на фондовом рынке и тоже советуют быть осторожными с рисковыми активами. Надеюсь, вместе мы (Ян Арт и ведущие аналитики мира) это серьезный авторитет. Как говорилось в старом фильме: «Галантерейщик и кардинал – это сила!».
Мой выбор – держать позиции до появления более весомых признаков изменений, нежели легкое замедление инфляции в США и прекрасные отчеты некоторых эмитентов.
Понимаю, совет скучный и к тому же многим трудно держать позиции, видя как уменьшается объем капитала. Но другого дать не могу.
Надеюсь, что уже в этом году рынок вернет все потери с легкой лихвой. Но готов потерпеть и больший срок, если понадобится.
Кстати, о сроках. Исторические аналогии – не самый надежный аргумент, но они хотя бы позволяют нам прикинуть, а что было раньше в таких ситуациях. Мой коллега, обозреватель Finversia Федор Чайка поднял статистику по медвежьим рынкам минувших лет, начиная с 1950 года. Из оной статистики выясняется, что в среднем во время медвежьих рынков инвесторы падали примерно на 30%, своего дна медвежий рынок достигал в среднем за 338 дней, а восстанавливается рынок за 603 дня или 1,7 года.
Полтора года? Ну, лично я готов потерпеть такое время. Чего и другим советую…
Тема «ястребиной политики» ФРС и ее влияния на рынок еще не закончена. В конце прошлого года фондовый мир переварил желание ФРС повышать ставку на 25 базисных пунктов. В этом – переваривает решение повышать сразу на 50 базисных пунктов. Но кто сказал, что не придется повышать на 75 или на 100 базисных пунктов?
Об этом, кстати, размышлял мой коллега Петр Пушкарев в своем традиционном биржевом видеообзоре. Вообще, рекомендую посмотреть этот обзор тем, кто хотел бы подробнее познакомиться с нюансами политики ФРС.
И еще немного об этом же. Марк Гойхман, шеф-аналитик компании TeleTrade, в своей колонке на портале Finversia подробно анализирует проблему укрепления доллара по отношению к ведущим мировым валютам. И предполагает, что эта история может привести к «валютным войнам наоборот»: мировые центробанки будут работать не на снижение, а на укрепление курсов своих валют. За исключением Японии, разумеется. Это может коснуться евро, швейцарского франка и тем более британского фунта стерлингов. Марк Гойхман пришел к тем же выводам, что я: «из двух зол, как известно, выбирают меньшее. Этим меньшим для многих стран выступает сейчас стагнация. А инфляция – большее… Выбор такой, конечно, неоднозначен. Скорее, здесь работает правило «оба хуже». Но бороться и с тем, и с другим – сложно, поскольку методы такой борьбы часто противоположны по последствиям».
Вывод: центробанки будут повышать ставки. А значит – добавят свою лепту в охлаждение мирового фондового рынка.
Кстати, Гойхман присоединился к сонму финансовых аналитиков, которые смотрят на укрепление рубля к доллару и говорят: «Это невозможно, это вызовет проблемы у бюджета». И полагает, что в скоро времени рубль откатит на уровни 70-75 рублей за доллар.
А пока… А пока Ассоциация трейдеров развивающихся рынков (Trade Association for the Emerging Markets, EMTA) рекомендовала инвесторам не использовать данные Московской биржи при оценке курса рубля. Потому что этот курс рубля, скажем мягко, из «параллельной реальности».
А сама Московская биржа тем временем бодро развивает эту «параллельную реальность». Слеза умиления невольно катится по щеке, когда читаешь: Московская биржа собирается запустить торги дирхамами, драмами и сумами. Это в качестве альтернативы утерянным возможностям работать с долларом. В общем, идея интересная. О перспективах работы инвесторов с дирхамами, драмами и сумами судить не берусь – компетенции явно не хватит. Но в целом намек Московской биржи понял: от тюрьмы и от сумы не зарекайся…
Впрочем, заткну фонтан своего претендующего на иронию красноречия по отношению к рублю. Потому что рискую вызвать приступ гнева. Рубль в России больше чем рубль. Это знак. Это символ государственного достоинства, поникшего было (ну, надо же было бюджет наполнять и закрома сырьевых корпораций), а теперь восставшего гордо, как фаллос Геркулеса, когда ему по плану правителя Беотии пришлось осчастливить 50 девственниц.
Так что все наши размышления – экспертов, аналитиков, инвесторов – относительно нереальности задранного курса рубля и рисках для бюджета; все эти размышления могут оказаться никчемными, ибо все самые грамотные подсчеты могут идти в разрез с политическими планами.
Финишируем. На что стоит обратить внимание инвесторов на будущей неделе?
Понедельник, 16 мая, – день азиатского рынка. Япония обнародует данные по индексу цен на корпоративные товары. Китай опубликует данные об инвестициях в основной капитал, объём промышленного производства, объём розничных продаж. В Южной Корее отчитаются по объёму экспорта, импорта и опубликуют сальдо торгового баланса. Все это не имело бы особого значения, но если мое смутное ощущение вероятности азиатского кризиса хоть сколь либо имеет смысл, то наступает пора немного внимательнее относится к азиатской статистике.
В США в понедельник выйдут данные по чистому объёму покупок долгосрочных ценных бумаг США иностранными инвесторами.
Во вторник, 17 мая, выходит много статистики по рынку труда в Британии. В Евросоюзе представят общий уровень занятости и данные по ВВП за 1-й квартал 2022 года. В США – опять штрихи к портрету инфляции: опубликуют базовый индекс розничных продаж, объем розничных продаж, товарные запасы в розничной торговле без учёта автомобилей.
В среду, 18 мая, – много разрозненной статистики по странам Европы. Евросоюз отчитается по индексу потребительских цен – это уже штрихи к портрету инфляции европейской. Россия опубликует данные по ВВП за 1-й квартал 2022 года. В этот день пройдет заседание ЕЦБ – тут смотрим не столь за решениями, сколь за риторикой.
19 мая, в четверг, в США как всегда выходит число первичных и повторных заявок на пособия по безработице.
В пятницу, 20 мая, Народный банк Китая примет решение по процентной ставке.
Ну, а главное событие начнется в будущее воскресенье, – в Давосе начнет работу Международный экономический форум. Ирония судьбы: 22 мая – международный день биологического разнообразия. Но на давоском форуме разнообразия не будет: повестка понятна – санкции против России, военный конфликт, сырьевой кризис, отказ от российских нефти и газа, мировая инфляция плюс немного коронавируса и «зеленой темы».
На канале Finversia 18 мая – традиционная «биржевая среда», гость – директор по стратегии группы компаний «Финам» Ярослав Кабаков, а тема, что называется, «на любителя»: что покупать на российском рынке? Иными словами – разговор для тех, кто все же не внемлет моему совету и имеет аппетит продолжать инвестировать. Поговорим о знаковых эмитентах российской биржи – Сбербанк, Газпром, Роснефть, Яндекс, НЛМК, Магнит, Фосагро, Аэрофлот, Озон – что происходит с ними? И вообще: есть ли на российском фондовом рынке 2022 место для оптимистов?
19 мая – еще один прямой эфир для оптимистов, будем говорить об инвестиционных стратегиях 2022 года с руководителем отдела инвестиционного консультирования компании «Риком-Траст» Ярославом Муштаковым и управляющим партнёром экспертной платформы EQPA Игорем Мальцевым.
Ну, а 20 мая – эфир для пессимистов и реалистов – вместе с Дмитрием Потапенко обсудим в прямом диалоге с нашими зрителями, есть ли жизнь на Марсе… ой, простите, есть ли экономическая стратегия или хотя бы просто план действий в России.
обсуждение