При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Что необходимо для экономического роста России. Для прорыва нужно меньше населения и больше водорода. Как благодаря чиновникам инфляция снижалась. Наценка на продукты будет минимальной. Икра подорожает на 10-20-30%. Дышите парами алкоголя. Россия в сравнении с СССР живет на 20% богаче. Индексация пенсий и материнского капитала. Пенсионерам посоветовали скупать золотые слитки.
1.
По традиции, середина января богата на экономические новости уже потому, что в Москве состоялся традиционный Гайдаровский форум – мероприятие, на котором профессионально и непредвзято обсуждают экономическое состояние страны, ее перспективы и задачи, которые потребно решить.
Нет, не правильно – не «задачи», а «вызовы». Теперь в тренде употреблять это слово, так что российская экономика, судя по риторике помпезных форумов, напоминает девочку по вызову. Единственное, что она не может ответить: «Вас много, а я одна».
Как сообщает РБК, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина «назвала главные вызовы для экономики России». По ее мнению, это дефицит рабочей силы и отсутствие мотивации у частных инвесторов. Тут трудно не согласиться. Продолжительность жизни снижается, смертность растет – откуда здесь взяться приросту рабочей силы? Капитал из страны утекает, налоги меняются в сторону ужесточения, рубль прихрамывает – откуда взяться мотивации инвесторов? Так что можно констатировать: одни чиновники считают проблемой то, что породили другие чиновники.
Примерно так и выглядел ответ министра финансов Антона Силуанова. Цитируем по «Ведомостям»: «чтобы мотивировать бизнес инвестировать, нужно снижать акционерные риски, повышать защиту собственности, гарантии макроэкономической стабильности, указал министр финансов».
Здорово, одно только требуется уточнение – кому указал? Кто должен это делать? Кто посмел снизить защиту собственности? Какой паразит не обеспечил макроэкономическую стабильность? Или министры сами себе указывают? Или – кому?! Совсем запутались? От слова «путаница», разумеется…
2.
А вот относительно дефицита рабочей силы у Силуанова – иное видение, нежели у Набиуллиной. Он считает, что дефицит рабочей силы поспособствует внедрению новых технологий и повышению производительности труда. Буквальная цитата: «Дефицит рабочей силы как раз подстегнет к росту производительность труда. То есть всегда говорим, что если у нас есть дешевый ресурс, то нет никакого резона внедрять новые технологии, энергосбережение. То же самое и здесь. Это надо поддержать». «Ага!» – поняли догадливые россияне. – То есть мы правильно поняли, что надо поддержать дефицит рабочей силы? А вице-премьер Марат Хуснуллин, говоривший о необходимости ввоза миллионов мигрантов, в курсе?»… Но в любом случае тогда становится понятна логика сокращения финансирования здравоохранения: хуже медицина – выше смертность, выше смертность – больше дефицит рабочей силы, больше дефицит – выше уровень технологий и производительности труда». Тогда – хорошо идем! Даешь пятилетку за три года!
Но вот дальше – опять нестыковки. Как пишут «Ведомости», «Минэк, Минфин и ЦБ обсудили способы ускорения роста ВВП». Читаем русским по белому: «Высокая инфляция, энергопереход, низкие темпы роста стали серьезными вызовами для государств в условиях глобальной неопределенности. Как России не проиграть в этих условиях, обсудили министр финансов Антон Силуанов, председатель Банка России Эльвира Набиуллина и министр экономического развития Максим Решетников на Гайдаровском форуме».
Далее говорится, что, по словам Набиуллиной, экономический рост в России «будет ниже среднемирового». «А почему?» – спросит в этом месте любознательный россиянин. Цитируем: «потому что демография и состояние рынка труда ухудшаются, экстенсивно расти за счет привлечения рабочей силы мы не можем».
Так все-таки дефицит рабочей силы – это плохо, потому что не можем расти? Или это хорошо, потому что технологии и производительность? Это участники высокой дискуссии не уточнили. Но разговор был умный.
Свои «пять копеек» добавил и министр экономического развития Максим Решетников. Он сказал, что «рост реальных доходов населения – это половина экономического роста». Решетников считает, что бюджетная политика должна быть «нейтральной «до копейки», чтобы все деньги, которые экономика генерирует, в нее возвращались». Иными словами, все эти многочисленные профициты, о которых мы слышим последние годы, все недорасходованные расходы и все переприходованные приходы – это изъятие денег из экономики? И это, наконец, прозвучало из министерских уст? Отлично, идем дальше.
А дальше – неизменный персонаж всех Гайдаровских форумов Анатолий Чубайс. Он тоже мыслит глобально и внес свою лепту в список «вызовов», заявив на форуме, что «развитие водородной отрасли позволит России получать до 40 млрд долларов».
Так что если соединить идеи Силуанова и Чубайса, то получается хороший девиз экономической политики страны: «Меньше народа – больше водорода».
Но тут напрашивается невольная параллель…. А лет этак десять назад не говорилось ли что-нибудь вроде «Развитие нанотехнологий позволит России…» и т.д.? И что получила Россия? Банкротство Роснано, которое, как пишут «Аргументы недели», остается «жутко закредитованной дочерью неэффективной государственной системы».
С другой стороны, причем тут нано? Водород – это же совсем другое дело!. Как говорил Шариков: «Что ж я не понимаю, что ли? Слон – животное полезное. Кот совсем другое дело!».
3.
Ну, а на втором месте после слова «вызовы», на Гайдаровском форуме звучало слово «инфляция».
Потому как инфляцию участники форума назвали «главной помехой дальнейшего роста экономики после завершения периода адаптации к вызовам (опять вызовы!) пандемии». У нас, правда, и без инфляции как-то не особо росло в последние годы. И до пандемии тоже не росло. Но вот теперь все прямо-таки готово расти, а тут – глянь-ка! – инфляция мешает.
А разве инфляция мешает росту экономики? Исторический опыт говорит, что нет, иногда даже способствует. Например, во времена рейганомики экономика США росла как раз при высокой инфляции. Но это – «не наш метод». А какой наш?
Этот вопрос участники форума не обсуждали. Потому что зацепились за слово «инфляция» и решили – рост экономики подождет! – измерить свой вклад в дело борьбы с ростом цен.
Выяснилось, что с инфляцией дело обстоит следующим образом…
«Без действий Банка России инфляция была бы заметно выше», где-то на 4%. Так считает глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
«Без действий кабмина инфляция в 2021 году была бы выше 9%». Так считает министр экономического развития Максим Решетников.
«Борьба властей с инфляцией в России к концу 2022 года принесет положительные результаты». Так считает Силуанов. По его словам, «у властей есть политическая воля, чтобы в случае необходимости принимать непопулярные решения» с тем, чтобы «выйти на нормальные уровни инфляции»,
Что до непопулярных решений, то хотелось бы углубить и дополнить: у вас, дорогие чиновники, в этом деле есть не только воля, но и огромный опыт.
А в целом резюмировать можно заголовком «Московского комсомольца»: «На Гайдаровском форуме правительство похвалило себя за борьбу с инфляцией». Что ж, логично, как известно, сам себя не похвалишь…
4.
Мысленно покинем каминные залы Гайдаровского форума и поползем по магазинным полкам, где все было бы хуже, если бы слоны, на которых держится экономика России («Кот – иное дело!»), не прилагали «усилия». О росте цен на… на всё наша программа, как и тысячи других СМИ, сообщала весь прошлый год. Что касается нового года, то, как сообщается, правительство отказалось от практики ценовых соглашений с производителями и поставщиками. И первую инициативу по ограничению роста цен взяли на себя торговцы.
Крупнейшие ритейлеры – X5 Group, «Магнит» и «Бристоль» – обязуются в течение 2022 года устанавливать наценки на самые дешевые базовые продукты на уровне не более 10%. Эти самоограничения, предложенные ритейлерами Федеральной антимонопольной службе, начинают действовать уже в эти дни.
Пикантная деталь – эксперты отмечают, что это решение усугубит положение более мелких сетей, так что бесплатный, вернее – с малой наценкой сыр может оказаться в будущей мышеловке монополистов, но пока инициатива сетей X5 Group, «Магнит» и «Бристоль» выглядит олицетворением благородства.
Не знаю, относится ли икра к числу базовых продуктов, но вот по ней цены вырастут сразу на 10%. Впрочем, как уточняет «Коммерсант», может быть, и на 20%. Или на 30%.
Так или иначе, но в Росрыболовстве «обещали предотвратить искусственный рост цен» на икру. Другое дело, что на практике искусственный рост цен на икру предотвращался только искусственной икрой.
А это невкусно.
5.
Но с хлебом тоже не все просто. Эксперты и производители предупреждают о росте цен на хлеб. А заодно – на одежду, бытовую электронику, автомобили, бензин, недвижимость и алкоголь – причем на алкоголь цены вырастут больше всего – на 20-40%.
Так что Госдума может опоздать. Дело в том, что руководитель проекта «Трезвая Россия» депутат Султан Хамзаев предложил обязать производителей алкоголя размещать на упаковке «страшные картинки», наподобие тех, что размещаются на пачках сигарет. Но пока в Госдуме и минздраве «изучают идею», россияне могут возразить: «Не беспокойтесь, на алкоголе уже появились «страшные картинки» – это ценник».
И это особенно грустно, с учетом новых идей по борьбе с пандемией коронавируса. В интервью «Пятому каналу» иммунолог Зоя Скорпилева заявила, что «вдыхание паров спирта может помочь в борьбе со штаммом коронавируса «Омикрон». Почему именно этот штамм вируса оказался таким трезвенником, специалист не уточнила. И добавила, что хотя эта идея не доказана и специальных исследований не было, но «некоторые медики проводили испытания с парами алкоголя на себе».
«Ага!» – подняли голову тут некоторые готовые к самопожертвованию россияне: «А добровольцы для испытаний не нужны?»
Надо констатировать, что это любопытный подход к борьбе с вирусом. Во-первых, его точно никто не посмеет назвать «непопулярным решением». Во-вторых, проблема массового иммунитета была бы, осмелюсь предположить, решена проще и спокойнее. И возможно, процентов на 110. Но пока эта тема не имела продолжения…
6.
Дополнительный нюанс в тему цен и уровня жизни внес руководитель Счётной палаты Алексей Кудрин. В интервью ТАСС он заявил, что в современной России уровень жизни на 20% выше, чем был в СССР. Кудрин, правда, не уточнил: 20% за 30 лет – это достижение или диагноз? Но подхватил традиции чиновников, усиленно хваливших себя на Гайдаровском форуме, и добавил: «В нулевые годы, когда я был вице-премьером, с 2000-го по 2011 год уровень жизни в стране вырос в три раза».
По данным ООН, по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни, Россия сейчас находится примерно на 52-м месте. Не самый худший показатель, кстати, но несколько напрягает то, что в последнее время он неуклонно снижается.
Что же до сравнений с Советским Союзом, то это сравнение Кудрина россиянам постарше напомнило, как в советское время все показатели сравнивали с уровнем царской России 1913 года – и по всякому выходило, что «в попугаях я гораздо длиннее».
По иронии судьбы в эти же дни некий житель Москвы выставил на продажу банку огурцов известного некогда венгерского бренда Globus, законсервированную в советские времена, в 1986 году. Продавец заявил, что такие огурцы «являются исторической ценностью и могут пополнить чью-то необычную коллекцию».
Так что ценности Советского Союза, судя и по этому объявлению и по сравнению Кудрина, еще в цене.
Впрочем, как сказал когда-то Ремарк, «кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть».
Так что ностальгию по советским огурцам прибережем на крайний случай.
7.
Об огурцах и ценах можно говорить долго, но в целом с ними все в порядке (особенно с огурцами). Как заявил в интервью РБК Антон Силуанов, Россия прошла пик инфляции. А заодно назвал еще одну причину инфляции – «стремление правительства поддержать россиян в условиях пандемии». И это возвращает нас к мысли, которая косвенно прозвучала на Гайдаровском форуме: нет населения – нет проблем.
Но оно есть. И хочет есть. И тут – опять нестыковка. Если причина инфляции – поддержка населения, значит, НОВЫЕ меры поддержки по той же логике вызовут НОВЫЙ виток инфляции? Если взять эту логику «главного бухгалтера» России за основу, то получается, что сейчас правительство усиленно работает над разгоном инфляции, коль скоро что-то там все-таки повышает и индексирует?
После второго напоминания президента Владимира Путина чиновники все же взялись индексировать пенсии в России не на уровне 5,9%, как было заявлено в конце прошлого года, а на уровне около 8%, вровень с официальной декларированной инфляцией. Объявлено, что «доиндексация» может случиться уже в феврале.
На том же уровне решено проиндексировать материнский капитал и некоторые другие социальные выплаты, размеры которых не привязаны к размеру прожиточного минимума. Так что выплата материнского капитала на первого ребенка достигнет 524,5 тыс. рублей, на второго – 693,1 тыс. рублей – и даже с поправкой на инфляцию нельзя не признать, что это серьезная поддержка.
А вот высокопоставленный чиновник, который в конце прошлого года заявил, что о пенсиях люди должны думать сами, отправлен в эти дни в отставку: Сергей Швецов, которого после приснопамятного «пенсионного заявления» и извинений Набиуллиной за слова своего зама, не было видно и слышно, покидает кресло 1-го заместителя председателя Банка России.
Впрочем, что не позволено Юпитеру – то позволено быку: многочисленные эксперты по-прежнему советуют пожилым россиянам 1001 способ, как пишет издание «Невские новости», «накопить на безбедную старость». Экономист Артем Голубев предлагает россиянам ради пенсии инвестировать – либо самостоятельно, либо вкладываясь в негосударственные пенсионные фонды. Ну, если учесть, что о пенсионных фондах в нашей стране давно пора говорить как о покойниках – либо хорошо, либо ничего – то остается только первый способ.
Голубев на пальцах пояснил будущим пенсионерам, что начать инвестировать можно с небольших сумм: «например, на декабрь 2021 года одна акция одного из крупнейших банков России стоит менее 5 копеек». Пример отличный, только давайте посмотрим, что это за банк, акция которого стоит менее 5 копеек. Это ВТБ. И заодно посмотрим, а что бы было за годы вложений в эти акции: в 2015 году они стоили 8 копеек, в 2011 году – 10 копеек, в 2007 году – 13 копеек. Отличный пример инвестиций: за 15 лет снижение стоимости актива более чем в 3 раза.
Полагаю, такой пример для пенсионеров-инвесторов стоит дооснастить известным видео: «Вчера были по пять, но очень большие, но вчера, а сегодня – по три. Но маленькие»…
8.
В общем, совет инвестировать логичен, но не слишком вдохновляет. Но тут на помощь экономисту Голубеву приходит экономист Голубовский. В сонме аналитиков, экспертов и думцев нашелся человек, который смог дать пенсионерам просто, ясный и предельно конкретный совет. Как пишет «Экономика сегодня», экономист Голубовский посоветовал россиянам, которые планируют накопить средства на пенсию, приобретать золотые монеты и слитки. И для ясности совета г-н Голубовский не акции какие-то приводит в пример, а сообщает, что, «данный способ не требует никаких вложений» и что «это единственный способ защититься от инфляции без инвестиций, без открытия брокерского счета, без каких-либо заморочек».
Каким образом можно начать прибирать золотишко без вложений и «заморочек», экономист не пояснил. Из книжек детства я помню два хороших варианта – брать на абордаж кастильские галеоны или воспользоваться философским камнем. Тут уж каждый будущий пенсионер должен выбрать сам. Зато издание «Экономика сегодня», верное своим живописным традициям, оснастило заметку изображением золотых слитков и золотых монет – ну, это для тех (немногих, конечно же) российских пенсионеров, которые по какой-то необъяснимой причине могут не знать, как выглядят слитки…
обсуждение