При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Новый сбой в работе Агентства по страхованию вкладов.
Агентство по страхованию вкладов – в роли коллектора? Заставить вкладчика обанкротившегося банка через суд вернуть вклад в банк-банкрот, чтобы вкладчик поделился своими деньгами с другими кредиторами? Это – вовсе не фантазия, а самая настоящая реальность!
В начале февраля случился очередной крупный провал в работе Агентства по страхованию вкладов. В деловые СМИ просочилась информация о том, что АСВ начало в судах массово оспаривать снятие денег вкладчиками обанкротившихся банков и взыскивать с них полученные в банках средства.
В рамках банкротства Военно-промышленного банка АСВ было подано более 50 требований к его бывшим вкладчикам-физлицам. Иски поданы спустя год и более после снятия вкладчиками своих средств. Суды рассматривают иски за 10-15 минут, при этом от АСВ не требуют доказательств недобросовестности вкладчиков. Аналогичные иски поданы примерно к 500 бывшим вкладчикам банков-банкротов Татарстана, прежде всего – к бывшим вкладчикам Татфондбанка.
АСВ предлагает бывшим крупным вкладчикам получить страховое возмещение в сумме 1,4 млн. рублей. Остальную сумму вклада предлагается получать в процессе банкротства банка вместе с другими его кредиторами.
Безусловно, перед банкротством банка в нем могут происходить весьма странные вещи. Зачастую руководители банков в такой ситуации заключают и откровенно криминальные сделки.
Тонкость в том, что если вклад был получен в банке в течение месяца до его банкротства, то АСВ по российскому законодательству доказывать недобросовестность вкладчика суду не обязательно. Для суда бывает достаточно факта наличия в банке картотеки неисполненных платежей на момент снятия вклада. При этом в жернова российского правосудия попадает множество добросовестных бывших клиентов банка.
Понятно, что при малейших признаках возникновения проблем у банка, в котором лежит крупный вклад, любой нормальный вкладчик сделает все возможное, чтобы досрочно забрать свои деньги. И многим вкладчикам удается это сделать. Было бы очень странно в такой ситуации спокойно сидеть дома и дожидаться отзыва у банка лицензии, теряя значительную часть своих денег в процессе банкротства банка.
АСВ успешно взыскивало в судах деньги с бывших вкладчиков банков-банкротов. И только после публикаций в ведущих СМИ и волны возмущения от рядовых клиентов банков от руководства АСВ последовали сколько-нибудь внятные комментарии. После того, как в дело вмешались депутаты Госдумы, АСВ согласилось отозвать часть исков к бывшим вкладчикам банков-банкротов. При этом вкладчики, которые забрали свои деньги до истечения срока вклада, по-прежнему остаются на подозрении.
Напомню – предыдущим крупным провалом в работе Центробанка и АСВ с вкладчиками банков можно считать выявление десятков тысяч «вкладов в тетрадках».
Причем далеко не все пострадавшие от банкиров-мошенников вкладчики смогли вернуть свои деньги. Зачастую доказать в суде, что вкладчики оформляли именно вклад в банке, а не передавали деньги конкретному сотруднику банка как частному лицу, оказывалось невозможным.
Причем прекратить незаконную практику неверного отражения в банковском бухучете вкладов Центробанку и АСВ пока не удается. Совсем свежий пример – банкротство банка «Канский», лицензия у которого была отозвана в декабре 2017 года. До сих пор в реестр внесено только 10% от числа вкладов, с которыми сотрудниками банка производились мошеннические действия. Всего же пострадавших от действий банкиров-мошенников – более 800 человек.
Мы хорошо помним высказывания руководителей АСВ о так называемых «серийных вкладчиках». Ведь именно от них, от серийных вкладчиков, происходят все беды банковской системы России! Рассчитывая на систему страхования вкладов, эти злостные нарушители законов несут свои деньги не в самый надежный в мире Сбербанк, а в те банки, которые предлагают максимальные проценты по вкладам. И таким образом своими сбережениями медленно подтачивают изнутри финансовую систему страны!
Интересно, что Центробанк и АСВ настоятельно советуют вкладчикам как можно внимательнее подходить к выбору банка и не доверять свои деньги банкам-помойкам. В то же время мы видим, что если вкладчик проявляет недюжинную осведомленность в финансах банка и забирает свои деньги незадолго до отзыва у банка лицензии, то АСВ и Центробанк автоматически считают самого такого вкладчика мошенником, подают на него в суд и требуют вернуть деньги в конкурсную массу банка-банкрота.
Причем проблемы вкладчиков банков не ограничиваются борьбой с банкирами-мошенниками. Даже в супернадежном государственном Сбербанке вкладчиков могут поджидать весьма неприятные сюрпризы.
В этом плане крайне любопытным было решение коллегии Верховного суда по гражданским спорам, признавшее правоту Сбербанка, отказавшего клиенту в выдаче депозита по окончании срока вклада.
Причина нежелания Сбербанка выдавать деньги вкладчику – сомнения банка в законности происхождения средств клиента. Допустим, сомнения банка имеют под собой основания. Тем более что речь идет о достаточно крупной сумме вклада – целых 56 млн. рублей.
Но тогда почему Сбербанк после получения клиентом на счет этих средств переводом из другого банка не отказался принять подозрительные деньги на вклад? Ведь если у банка есть сомнения в законности происхождения средств клиента, то с таким клиентом Сбербанк вообще не должен иметь никаких договорных отношений, закрыть его счета, а деньги отправить обратно в банк, из которого они поступили. Если же банк согласился принять деньги клиента на счет банковского вклада, то и выдать вклад по окончании его срока обязан в той форме, в которой этого пожелает клиент.
Думаю, при сегодняшнем низком уровне ставок по вкладам хранение денег в банке у большинства россиян имеет целью скорее уберечь их от квартирных воров, чем получить солидный доход. Особенно если речь идет о вкладах в валюте, проценты по которым в российских банках уже можно считать чисто символическими.
В такой ситуации АСВ и Центробанку нужно крайне аккуратно вести себя с вкладчиками. Если, конечно, у Центробанка нет желания передать еще десяток-другой частных банков в Фонд консолидации банковского сектора.
обсуждение