При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Илон Маск ставит смелые эксперименты над пользователями купленного им Twitter. Оценка компании упала на 70%. Что происходит с одной из самых популярных в мире соцсетей?
Оценка соцсети X (бывший Twitter) снизилась в 3,5 раза с $44 млрд. до $12,5 млрд., если считать с момента покупки контрольного пакета компании Илоном Маском в октябре 2022 года. Именно такие данные на днях привела инвесткомпания Fidelity, которая сама участвовала в этой сделке.
Конечно, это всего лишь приблизительная оценка, и она может быть неточна. Однако в октябре 2023 года сам Илон Маск оценивал купленную им соцсеть в $19 млрд. или в $45 за акцию исходя из стоимости опционов на акции сотрудникам, что тоже весьма далеко от начальной оценки. Что же происходит с когда-то самой оригинальной и лаконичной в выражении мыслей соцсетью?
Илон Маск выкупил контрольный пакет соцсети в октябре 2022 года. Напомню основные вехи грандиозной реформы Twitter после его покупки одним из самых богатых бизнесменов в мире.
Начал свои реформы новый владелец Twitter с сокращения персонала. В первую очередь Маск уволил топ-менеджеров соцсети, в том числе – генерального директора Парага Агравала и финансового директора Неда Сигала. Затем настал черед сокращений среди рядовых сотрудников. После масштабных сокращений в компании на апрель 2023 года осталось всего 1,5 тысячи человек из ранее работавших 8 тысяч. В числе ненужных и малополезных компании сотрудников Маск сократил отдел по борьбе с фейковыми новостями и спамом, а также солидную часть технического персонала.
В результате ли проведенных сокращений персонала или по каким-либо другим причинам, но масштабные технические сбои в Twitter стали происходить с завидной регулярностью. А число ботов и мусорных аккаунтов настолько возросло, что Маск даже решил провести эксперимент по платной регистрации новых пользователей в соцсети в Новой Зеландии и Филиппинах.
В целях борьбы с цензурой в соцсети Маск разблокировал многих из ранее заблокированных в соцсети знаковых участников, от известного репера до бывшего президента США Дональда Трампа. Заодно, впрочем, были разблокированы и многие аккаунты, ранее изолированные за рассылку спама. В результате очень быстро в соцсети выросло количество спама и фейковых «новостей», бороться с которыми оказалось просто некому.
Проведя на посту гендиректора компании еще несколько любопытных реформ, Маск в мае 2023 года уступил этот пост приглашенной им Линде Яккарино, которая на прошлом своем месте работы в NBCUniversal руководила огромной командой из специалистов по рекламе.
Важной вехой жизни соцсети в руках нового владельца стала смена названия с Twitter на X в июле 2023 года. Знаменитую птичку из логотипа Twitter, один из самых узнаваемых знаков среди мировых IT-компаний, сменила большая буква X. За этим процессом с изумлением наблюдали как рядовые пользователи соцсети, так и сторонние специалисты по оценке стоимости брендов компаний.
Для фанатов искусственного интеллекта Маск подготовил сюрприз. Стартап Маска под названием xAi будет использовать публикации в соцсети X для обучения, а также сотрудничать с компанией Tesla в работе над автопилотом. Сейчас тестируется разработанный xAi чат-бот Grok, который будет с юмором отвечать на вопросы пользователей соцсети. Маск хочет сделать свою систему искусственного интеллекта конкурентом системам компаний Google и Microsoft.
Чем же можно объяснить такие смелые эксперименты нового владельца над Twitter и его пользователями? Напомню, что при предыдущих владельцах и при основателе Twitter Джеке Дорси соцсеть не баловала пользователей острыми новинками. По сути, основатель Twitter придумал только главную идею соцсети – краткие посты в стиле газетных заголовков для тех, у кого нет времени или желания читать длинные страницы чужих текстов.
Возможно, неожиданно для многих, эта идея оказалась очень популярной. В Twitter завели странички многие политики, общественные деятели, медиаперсоны и журналисты изданий со всех концов света. Twitter всегда сильно уступал по числу пользователей крупнейшим соцсетям, но из-за множества статусных участников и сам стал очень влиятельным. А многим пользователям просто нравилось, что всего за четверть часа можно было прочесть заголовки всех ведущих мировых новостных изданий, на которые был подписан.
Пользователи соцсети сами изобретали удобные для них инструменты, а руководители Twitter внимательно за этим наблюдали и очень аккуратно добавляли новые возможности в интерфейс. Так появились, например, ретвиты, хэштеги, треды, возможность вставлять картинки и короткие видео и некоторые другие функции. Возможно, так происходило потому, что Джек Дорси не стремился нести что-то новое и необычное пользователям Twitter, а бережно использовал то, что пользователи соцсети сами изобрели, опробовали и одобрили.
Илон Маск же с самого момента покупки Twitter заявил о своих масштабных планах сделать из соцсети суперприложение «для всего», наподобие китайского WeChat. В обновленную платформу X по планам Маска и нового топ-менеджмента к концу 2024 года будут входить полноценная платежная система, финансовое приложение, которое позволит управлять инвестициями, стриминг видео как в YouTube, видео и аудио звонки без необходимости регистрации телефонного номера, система подбора и найма персонала и даже служба знакомств! Уже сейчас в соцсеть пользователи, оплатившие подписку, могут выкладывать тексты длиной до 25 тыс. знаков. В тестовом режиме запускается и ряд других новых функций. А чтобы пользователи соцсети не забывали о главном вдохновителе всех этих новшеств, Маск приказал IT-специалистам компании увеличить просмотры его личных постов в соцсети в тысячу раз!
Возможно, у новой соцсети Х появятся мощные конкуренты, которые смогут переманить к себе часть из тех 250 миллионов пользователей, которые ежедневно заходили в Twitter? Джек Дорси развивает свою новую соцсеть. Марк Цукерберг предложил свой вариант соцсети коротких сообщений с гораздо более жесткой цензурой и традиционной слежкой за пользователями. Есть и еще несколько независимых проектов соцсетей для коротких сообщений. Правда, ни один из существующих проектов пока еще не смог обзавестись числом активных пользователей, хоть сколько-нибудь близким к бывшему Twitter, на котором до сих пор регистрируют 6,8 млрд. посещений в месяц!
А как же обстоят у обновленной соцсети X дело с финансами? К сожалению, последние финансовые данные доступны только по состоянию на середину 2022 года, так как затем соцсеть перестала быть публичной компанией. На тот момент 86% выручки соцсеть получала от рекламы, а еще 14% – от продажи аналитики данных платформы.
Косвенно о финансовом положении соцсети X можно судить по одному из заявлений ее основного владельца. Илон Маск во время первой встречи с сотрудниками компании в ноябре 2022 года допускал, что соцсеть может обанкротиться. За последний год из-за ряда неоднозначных высказываний Маска или из-за несогласия с рядом нововведений приостанавливали или совсем прекратили сотрудничество с соцсетью ряд ее крупнейших рекламодателей. В их числе, например, Walt Disney, Warner Bros, Discovery, Paramount, Sony Pictures, Apple, IBM и еще длинный ряд менее известных компаний. Маск в сентябре 2023 года заявил, что доходы от рекламы соцсети в США снизились на 60%. Перенос акцента доходов соцсети с рекламы на платную подписку пока себя не оправдал. Вернуть часть потерянных доходов Маск планирует за счет более широкого привлечения к рекламе в соцсети компаний малого и среднего бизнеса. Серьезно увеличить доходы компании может помочь запуск проведения финансовых операций. Но для этого соцсети нужно еще получить все необходимые разрешения, что топ-менеджеры обещают сделать до конца 2024 года. В итоге газета Financial Times в своих предсказаниях на 2024 год даже прогнозирует, что соцсеть X может обанкротиться уже в этом году!
Думаю, что Twitter или Х в его новом воплощении при мощной медийной и финансовой поддержке Маска все же останется на рынке. Вряд ли даже один из самых богатых людей в мире рискнет признать свое поражение и спишет потраченные на покупку соцсети $44 млрд. в убытки. Но соцсеть X будет представлять собой принципиально отличный от «классического» Twitter IT-продукт, с другими возможностями и с другой культурой. А, возможно, и со значительно обновившимся кругом не только рекламодателей, но и пользователей.
обсуждение