При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Индивидуальный пенсионный капитал – следующее звено пенсионной реформы.
Любопытные новости поступают с пенсионного фронта. Сразу два чиновника Центробанка – глава Центробанка Эльвира Набиуллина и первый зампред Сергей Швецов высказали мнение, что введение системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) будет произведено в сжатые сроки.
Концепция ИПК была разработана Центробанком и Минфином взамен навсегда замороженной в 2013 году накопительной части пенсии. Эта концепция предполагает, что россияне будут отчислять со своей зарплаты на накопительную пенсию 6% ежемесячно. Этими деньгами будет управлять выбранный вами негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Для управления деньгами так называемых «молчунов» предполагается создать НПФ Внешэкономбанка.
Запуск системы ИПК по принципу автоподписки планировалось произвести в январе 2019 года, постепенно увеличивая отчисления с 1% до 6%. Но из-за крайне негативной реакции россиян на повышение пенсионного возраста введение ИПК было отложено. Министр финансов Антон Силуанов в конце прошлого года говорил, что введение ИПК теперь перенесено на 2020 год.
Напомню, что взносы на накопительную часть пенсии в размере 6% входили в те 22% налога, которые работодатель перечислял в Пенсионный фонд. Теперь же работодатель продолжит перечислять 22% от зарплаты работника в Пенсионный фонд, а на ИПК как новый вид накопительной части пенсии россиянам придется отчислять 6% от их зарплаты. По сути, россиян ждет новый налог, уменьшающий их доходы ради отдаленной перспективы светлого будущего.
Какие плюсы будут в системе ИПК в сравнении с самостоятельным накоплением и инвестированием средств и смогут ли россияне отказаться от участия в ИПК – пока неясно. Ведь законопроект о введении ИПК пока хранится в глубокой тайне и известны лишь основные его положения.
Предполагается, что после опубликования концепции ИПК произойдет ее широкое общественное обсуждение. Однако я думаю, что надеяться на положительные результаты общественного обсуждения не стоит. Ведь огромное количество здравых предложений, которые были высказаны экспертами по поводу выбранного властями «жесткого варианта» повышения пенсионного возраста, не оказали на суть этого нововведения сколько-нибудь заметного влияния.
Кто же получит максимальную выгоду от введения ИПК? Логично предположить, что выгоду от введения ИПК должны получить в первую очередь рядовые россияне, которые наконец-то будут получать в старости достойную их труда пенсию. Но многое будет зависеть от окончательной конфигурации закона.
Да и выгоду от введения ИПК россияне почувствуют нескоро. Ведь те, кому на пенсию предстоит выйти через 5-10 лет, вряд ли успеют скопить в новой системе сколько-нибудь значимую для них сумму. Зато те структуры, которым достанется управление отчисляемыми по новой схеме деньгами, ощутят выгоду от новой накопительной схемы пенсий практически сразу.
Однако пока НПФ не сильно радуют россиян успешными инвестициями.
На результаты НПФ за последние несколько лет оказали огромное негативное влияние результаты крупных «карманных» НПФ, входивших в финансовые группы банков «московского кольца». Из-за этого итоги работы за 2017-2018 годы доброй половины крупнейших НПФ не порадуют тех, кто доверил этим фондам свои пенсионные накопления.
О том, что далеко не все проблемы отрасли НПФ уже разрешены, косвенно свидетельствует разрабатываемая схема санации пенсионных фондов. Вполне возможно, что без четких гарантий государства значительная часть этих средств может быть потеряна некомпетентными или недобросовестными управляющими НПФ.
Однако низкую доходность отрасли нельзя полностью объяснить проблемами последних лет у НПФ, связанных с банками «московского кольца». Ведь доходность НПФ на длинных отрезках времени тоже оказалась ниже даже значений «официальной» инфляции.
Например, за 2005-2017 годы инфляция составила 197%, а средняя доходность НПФ – только 164%. И лишь за 2013-2017 годы накопленная доходность НПФ у одной трети НПФ смогла на несколько процентов превзойти официальную инфляцию в 44,6%.
Ужесточение правил инвестирования НПФ, проводимое Центробанка после вскрытия крупных проблем отрасли в последние годы, тоже не будет способствовать росту доходности инвестиций на длительном отрезке времени. Ведь сейчас основную долю рынка занимают квазигосударственные НПФ, принадлежащие госбанкам и госкомпаниям. Эти НПФ создавались в первую очередь с целью привлечения «длинных» и дешевых денег в крупные государственные и квазигосударственные проекты. Причем успешное завершение подобных проектов в условиях российских реалий никто не может гарантировать.
Кроме того, даже долгосрочные вложения на российском фондовом рынке весьма рискованны. Не секрет, что российский фондовый рынок еще достаточно мал по своим размерам и при этом подвержен сильным колебаниям цен. Это может привести к убыткам будущих пенсионеров.
Для повышения доходности и диверсификации страновых и валютных рисков было бы полезным разрешить НПФ вкладывать средства не только в ценные бумаги российских предприятий, но и в бумаги ведущих мировых компаний. Неплохо бы небольшую часть средств НПФ инвестировать в драгметаллы. Это не самая доходная, но вполне надежная инвестиция на сроках 20 лет и более. Нужно также разрешить НПФ при необходимости держать значительную долю средств на банковском счете, что целесообразно в моменты сильной турбулентности на фондовом рынке.
В целом пока неясно, какие плюсы программы ИПК привлекут к участию в ней россиян, если это участие будет добровольным. Возможно, повысить привлекательность программы ИПК могли бы дополнительные налоговые льготы. Ведь сейчас налоговый вычет для россиян, желающих откладывать дополнительные средства на пенсию в любом из НПФ, составляет 15,6 тыс. рублей (13% от 120 тысяч рублей) в год. Но пока о дополнительных налоговых льготах после введения программы ИПК нет никаких новостей.
Думаю, большинство россиян уже поняли, что государство в обозримой перспективе не способно обеспечить им достойные пенсии. И при желании сохранить качество жизни в преклонном возрасте придется самим откладывать средства на старость.
Да вот беда – судя по опросам, у двух третей россиян пока нет вообще никаких сбережений. Добрая половина россиян живет на доход, с которого отложить сколько-нибудь значительную сумму без ущемления первичных жизненных потребностей попросту невозможно. При этом реальные доходы россиян не растут шестой год подряд.
Возможно, в крупнейших российских мегаполисах проблема низких доходов россиян не столь заметна. Но любому горожанину достаточно посмотреть из окна поезда, проходящего по бескрайним российским просторам, на пролетающие мимо деревеньки, чтобы понять – жителям этих деревень пока не до проблем инвестирования свободных средств на финансовом рынке страны.
Решение проблемы сбережений на достойную старость, на мой взгляд, заключается вовсе не в новой схеме накопительной пенсии, сколь бы хороша эта схема не была. А в ускорении роста экономики, поощрении частного предпринимательства в стране. Все это увеличит реальные доходы россиян и даст им возможность накопить деньги на безбедную старость.
обсуждение