При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
«Отвязался» ли рубль от нефти?
Меня нередко спрашивают далекие от мира финансов знакомые – почему курс рубля в последние годы как будто бы отвязался от стоимости нефти? Почему нефть после провала в 2016 году подорожала до 70$ за баррель, а курс рубля не только не заметил этого, а даже снизился с января 2018 года с 57 до 65 рублей за доллар?
Собственно, для тех, кто внимательно читает финансовые новости, в таком поведении курса рубля нет ничего загадочного. Ведь еще в прошлом году министр финансов России Антон Силуанов поведал нам, что без грамотных действий правительства курс рубля был бы 50 рублей за доллар.
Причина столь странного поведения нашей национальной валюты – новая редакция бюджетного правила, которая действует с 2018 года. Согласно этой редакции все нефтегазовые доходы, получаемые бюджетом от цены на нефть выше 40$ за баррель, конвертируются в валюту на открытом рынке и направляются в Фонд национального благосостояния России.
Фонд национального благосостояния является своеобразной финансовой подушкой безопасности страны. Сделки по покупке валюты для Минфина проводит Центробанк. Ежегодно цена отсечения индексируется на 2%. Ранее действовало еще несколько вариантов бюджетного правила, а его условия неоднократно корректировались. Также действие бюджетного правила приостанавливалось в зависимости от ситуации в российской экономике.
Объемы покупки валюты по новому бюджетному правилу весьма значительны. Только за 2018 год была приобретена иностранная валюта на сумму 4,2 трлн. рублей. Ожидается, что за 2019 год размер фонда возрастет с 4 до 7,9 трлн. рублей.
Цель принятия бюджетного правила благая – снизить зависимость бюджета страны, курса рубля, инфляции и других макроэкономических параметров от цен на основные продукты российского экспорта. В теории закупка валюты в рамках бюджетного правила должна оказывать стабилизирующее действие на курс рубля. Если ранее при повышении цен на нефть курс рубля укреплялся, а при снижении цен на нефть рубль слабел, то теперь этот эффект компенсируется за счет закупок валюты Минфином.
В реальности же слишком жестко выставленная цена отсечения – около 40$ при цене нефти около 70$ приводит к тому, что в российскую экономику не поступает значительная часть доходов государства от экспорта сырьевых ресурсов.
Безусловно, относительная стабильность курса рубля позволяет бизнесменам и рядовым россиянам лучше планировать свои бюджеты. Для экспортеров выбранная цена отсечения и фактически заниженный курс рубля позволяет работать в комфортных условиях и не спешить с модернизацией производства и снижением производственных затрат. Для бюджета низкий курс рубля означает более легкое выполнение государством своих социальных обязательств.
Однако для рядовых россиян искусственное занижение курса рубля в периоды высоких цен на нефть означает занижение их реальных доходов. А также завышенные цены в рублях не только на импортную электронику и бытовую технику, у которой в принципе нет и в ближайшие годы не будет российских аналогов, но и, например, на жизненно необходимые импортные лекарства.
Кроме того, работа нового бюджетного правила в реальности добавляет неопределенности и нестабильности на валютный рынок. Это стало хорошо заметно в 2018 году, когда Центробанк несколько раз приостанавливал закупку валюты для Минфина. А с августа до конца декабря 2018 года в условиях высокого оттока капитала из страны из-за ухода инвесторов с развивающихся рынков и из-за опасения новых антироссийских санкций Центробанк вообще прекратил закупки валюты в рамах бюджетного правила на рынке и предоставлял валюту Минфину за счет своих резервов. Это наглядно показало несовершенство механизма бюджетного правила.
Возобновив покупки валюты в январе 2019 года, Центробанк пообещал запас невыкупленной согласно бюджетному правилу в 2018 году валюты покупать на рынке частями, в течение целых трех лет. Это должно уберечь рубль от дополнительного ослабления.
Получается, что бюджетное правило в реальности работает в тесной связи с ситуацией на российском валютном рынке, а его параметры могут быть непредсказуемо изменены в широких пределах в зависимости от ситуации и решений российских чиновников. Но можно ли при этом считать роль такого бюджетного правила стабилизирующей для финансового рынка?
Дестабилизирующую роль бюджетного правила для валютного рынка отмечал даже глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он считает целесообразным поднять цену отсечения хотя бы до уровня 45$ за баррель, а дополнительные доходы направлять в экономику страны.
Возможна и более тонкая настройка условий бюджетного правила. Например, четко прописать параметры, при которых покупка валюты для Минфина Центробанком на рынке приостанавливается. Кроме того, полезно было бы поработать и над повышением качества инвестирования средств самим Фондом национального благосостояния.
Что же будет с бюджетным правилом, изменят ли в ближайшее время его условия? Вот что сказала на эту тему на днях глава Центробанка Эльвира Набиуллина в ответ на обвинения в занижении Центробанком курса российского рубля.
«Центробанк закупает валюту для Минфина только в рамках бюджетного правила, которое призвано обеспечивать независимость экономики от нефтяных цен, а не направлено на поддержание того или иного курса рубля…
Бюджетное правило нецелесообразно менять. Хотя бы потому, что правило есть правило и действует вне зависимости от конъюнктуры сырьевого рынка. При этом оно придает дополнительную силу российской экономике, создавая условия ее стабильного функционирования в меньшей зависимости от динамики сырьевых цен».
Так что, скорее всего, изменения условий бюджетного правила мы в ближайшее время не увидим. Слишком уж оно устраивает наших финансовых чиновников.
обсуждение