При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Успехи и просчеты Эльвиры Набиуллиной.
Эльвира Набиуллина возглавляет Центробанк с июня 2013 года. А буквально на днях ее утвердили в этой должности на второй срок. Самое время оглянуться назад и посмотреть – что же было сделано Эльвирой Набиуллиной с момента назначения на этот пост?
Думаю, что соглашаясь возглавить Центробанк, Набиуллина не могла предвидеть, насколько сложные задачи ей предстоит решать. Ее предшественник Сергей Игнатьев, например, не слишком усердствовал в надзоре за банками, предпочитая проблемы кризиса 2008-2009 годов заливать деньгами. Благо, денег тогда у государства было в избытке.
В этом отношении Набиуллиной повезло меньше, чем Сергею Игнатьеву. Экономика России и ее финансовый рынок давно не подвергались таким испытаниям, как в последние годы. И эти испытания еще далеки от завершения. Денег же чтобы залить ими выявившиеся проблемы у государства в необходимых количествах уже не осталось.
Запуск рубля в свободное плавание произошел раньше запланированного самим Центробанком срока и во многом под давлением неблагоприятных внешних обстоятельств. Результат известен - шок и паника на валютном рынке, беспрецедентная по скорости и глубине с 1998 года девальвация рубля и заметное падение реального уровня доходов большинства россиян.
Вряд ли у Центробанка хватило бы ресурсов, чтобы ослабить глубину девальвации. А вот сделать падение рубля не столь обвальным, избежать паники, предотвратить набег на банки вкладчиков - было вполне по силам регулятору.
Тем не менее, Центробанк достаточно быстро учел свои ошибки, и смог взять ситуацию зимой 2014-2015 годов под контроль. И впоследствии регулятор придерживался политики минимального вмешательства в ситуацию на валютном рынке вопреки оказываемому серьезному политическому давлению.
Инфляция, как нам и обещало руководство Центробанка, значительно снизилась. Конечно, все еще остается множество вопросов к методике расчета потребительской инфляции. Ведь удорожание инфляционной корзины большинства россиян заметно выше, чем рассказывает Росстат.
Возможно, зная реальное положение дел, Центробанк и проводит крайне консервативную денежно-кредитную политику, снижая ключевую ставку значительно медленнее, чем снижается «официальная» инфляция. Однако значительное снижение инфляции за последние годы – факт, который ощутили на себе все россияне.
Задача создания мегарегулятора для всего финансового рынка страны тоже выпала на долю Эльвиры Набиуллиной. Процесс этот непростой и болезненный, связан с большими кадровыми перестановками внутри Центробанка и серьезными потрясениями для всех участников финансового рынка. Для отладки процессов надзора и взаимодействия со всеми участниками финансового рынка Центробанку еще многое предстоит сделать.
Банковская зачистка, проводимая Центробанком под руководством Эльвиры Набиуллиной с осени 2013 года, привела к отзыву лицензий более чем у 300 банков – практически у каждого третьего банка на рынке. Для очистки рынка от недобросовестных банков регулятору не хватило целых 3 (трех!) лет. Эльвира Набиуллина считает, что для этого потребуется еще два, а то и три года. Сколько банков уцелеет в итоге – можно только гадать. Хочу подчеркнуть, что ужесточение правил надзора идет одновременно с тяжелым и затяжным экономическим кризисом, когда даже самым законопослушным банкам и их клиентам непросто вести свой бизнес.
Безусловно, в последние полтора-два года всплывающие в банках огромные финансовые проблемы уже нельзя списать на недоработки «старой» команды Центробанка. Очевидно, что проведенная в Центробанке реформа надзора пока не смогла коренным образом изменить положение. А новые зампреды Центробанка и начальники департаментов не смогли полностью взять ситуацию в банковской отрасли под контроль. В результате надзорные меры нередко запаздывают. И уже после отзыва лицензии Центробанк и АСВ обнаруживает огромные дыры в балансах банков.
Это ведет к огромным потерям средств банковских клиентов и крупных вкладчиков. Фонд Агентства по страхованию вкладов давно опустел, и АСВ производит выплаты вкладчикам банков-банкротов за счет кредитов Центробанка. Внебалансовые вклады, которые надзор не в состоянии вовремя отследить – тоже один из просчетов новой команды надзора.
Немало вопросов у банкиров накопилось и по поводу проведения санаций банков-банкротов.
Причем как к выбору тех банков, которые решено санировать, так и к механизму проведения санации. Большинство проведенных санаций оказались чрезвычайно дорогостоящими для государства, а их результатом не стало возвращение санируемого банка к нормальной работе. Центробанк, пусть и с запозданием, разобрался в ситуации и сейчас пытается изменить механизм санации с целью повышения ее эффективности.
Зачистка небанковских секторов финансового рынка началась позже банковской зачистки. Но сегодня уже идет полным ходом. Вместе с этим идут преобразования рынка микрофинансовых компаний, пенсионных накоплений и страхового рынка. Как и в случае банковской зачистки, Центробанк действует крайне жестко. В результате за последние пару лет с финансового рынка выведено более половины его профессиональных участников. Беда в том, что уход недобросовестных игроков как и в случае банковской зачистки не сопровождается приходом на рынок новых компаний.
Непросто проходит и взятие под контроль регулятором российского рынка форекс для частных игроков.
Присматривается Центробанк и к рынку новых финансовых технологий. Ведь этот рынок содержит не только пряники в виде технических решений, облегчающих компаниям и рядовым россиянам финансовые операции, но и настоящие мины в «серой» зоне, которая пока не регулируется законодательством.
Проводимая столь жестко зачистка финансового рынка вызывает закономерные вопросы у его участников. Все громче голоса тех финансистов, кто предлагает оценивать качество работы Эльвиры Набиуллиной по развитию вверенного ей финансового рынка страны, появлению на нем новых компаний и банков.
Рассказать даже об основных решениях Эльвиры Набиуллиной за первые 4 года ее руководства Центробанком в небольшой колонке невозможно. Упомяну лишь еще несколько проведенных регулятором реформ – реформа рынка рейтинговых агентств, выделение банков с базовой и универсальной лицензией, запуск платежной системы «Мир», изменения в уголовном законодательстве с целью привлекать мошенников финансового рынка к ответственности…
Мы видим, что у Эльвиры Набиуллиной во время первого срока во главе Центробанка были и успехи, и поражения. При этом вряд ли будет справедливо взваливать на Эльвиру Набиуллину и ее команду вину за все проблемы финансового рынка страны. Ведь давно очевидно, что многие важные проблемы в экономике и финансах России не могут быть решены усилиями одного Центробанка.
Второй срок руководства Эльвиры Набиуллиной будет на год длиннее первого – не 4, а целых 5 лет. Никто не может точно предсказать, какие задачи в эти годы предстоит ей решить. Думаю, немалая часть названных выше проблем далеки от успешного разрешения, и останутся актуальными в ближайшие 2-3 года. При этом будет непросто устоять под нажимом тех сил, которые заинтересованы в быстром накачивании неэффективных предприятий дешевыми деньгами. И мне хочется пожелать Эльвире Набиуллиной и ее команде успехов в решении стоящих перед ними серьезных задач.
обсуждение