Суббота, 23.11.2024
×
Гиперинфляция? Обвал рубля? Заморозка депозитов? Падение биржи? Потеря доходов? | Ян Арт. Finversia

Финансовый рынок на пороге перемен

Аа +
+30 -0
6
Владислав Лейбов,
финансовый аналитик

Почему в России становится все меньше частных инвесторов.

Сокращение российского рынка частных инвестиций активно происходит сразу с двух сторон.

С одной стороны Центробанк постоянно ужесточает требования к участникам рынка. В результате число банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и микрофинансовых организаций сократилось за годы руководства Центробанком Эльвирой Набиуллиной даже не на десятки процентов, а в несколько раз. Причем процесс сокращения числа участников финансового рынка еще далек от завершения.

С другой стороны идет сокращение числа частных лиц – активных участников финансового рынка, как за счет сокращения числа россиян, относящих себя к среднему классу, так и за счет сокращения их реальных доходов. Речь в данном случае вовсе не о тех россиянах, которые оформляют различные виды кредитов, а о тех, кто инвестирует свободные денежные средства на средний и длительный срок.

Нельзя сказать, что Россия в этом уникальна. Медленное сокращение доли среднего класса идет даже в ведущих западных странах. Но та скорость и глубина, с которыми снижается доля среднего класса в России после кризисов 2008-2009 и 2014-2015 годов, на мой взгляд, для развитых капстран нехарактерна.

Кто же относится в России сегодня к среднему классу?

Один из самых древних критериев сформулировал еще Аристотель, считавший средний класс стабилизирующей силой общества. По Аристотелю общество делится на богатых, бедных и средний класс, к которому философ относил до 80% населения. Любопытно, что в наиболее благополучных западных странах доля среднего класса сейчас как раз и составляет 60%-80%.

В России, по мнению большинства специалистов, доля среднего класса пока значительно меньше. Например, согласно опросу НАФИ к среднему классу в 2018 году себя относили всего 19% россиян. Именно они могли позволить себе оплачивать текущие расходы, покупать бытовую технику и мебель, ездить в турпоездки. Однако на дорогие покупки им требовалось или копить деньги, или оформить банковский кредит.

Иногда к уровню доходов среднего класса специалистами выдвигаются и более жесткие критерии. В итоге, по мнению аналитиков АКРА, доля среднего класса в Москве составляет 18%, а доля среднего класса в целом по стране значительно ниже – всего 9%.

Нужно отметить, что значительная часть суждений специалистов основывается на данных Росстата о доходах россиян. Однако к качеству статистики Росстата есть немало претензий не только у специалистов в этой области, но и у многих наших сограждан. Слишком плохо согласуются приводимые цифры средних зарплат с тем, что каждый из нас может увидеть в своем непосредственном окружении.

Поэтому можно использовать и более простой, но понятный критерий. Ведь одна из отличительных черт среднего класса – способность делать сбережения. По результатам опросов, две трети россиян вообще не имеют сбережений. А те 30% наших сограждан, которые сбережения имеют, в максимально широком смысле и можно отнести к российскому среднему классу.

Однако концентрация головных офисов крупных российских компаний в мегаполисах, и прежде всего – в Москве, трудности в создании малого бизнеса способствуют еще большему падению доходов как наемных работников, так и предпринимателей в малых и средних городах. В том, что немалая часть сельского населения до сих пор живет в значительной мере натуральным хозяйством, может убедиться любой, просто съездив в российскую глубинку. В итоге реальные доходы россиян за последние 5 лет даже по данным Росстата упали на 12%.

При такой ситуации с доходами россиян становится весьма туманной и перспектива формирования по-настоящему массового рынка розничных финансовых услуг за пределами крупнейших мегаполисов.

В России 90-х создатели компаний финансового рынка тоже надеялись на создание схожей конфигурации. Однако сегодня максимально востребованными становятся самые примитивные виды финансовых продуктов, в основном – платежи за товары и услуги. В лучшем случае – банковские кредиты и вклады. Даже снижение процентных ставок по вкладам в середине 2018 года до исторически минимальных значений в постсоветской России не привело к принципиальному изменению ситуации.

При этом высокая степень проникновения дистанционных финансовых услуг, которой мы обязаны дешевизной современных смартфонов и компьютерной техники, в характере спроса на услуги мало что меняет. У значительной доли населения просто нет средств для сколько-нибудь заметных финансовых инвестиций.

Очевидно, что рост российской экономики на протяжении 5-7 и более лет темпами выше среднемировых мог бы заметно увеличить долю среднего класса и его доходы. Но то, как сделать всех богатыми и счастливыми – тема для отдельного большого разговора.

Кроме того, не стоит забывать, что если экономисты в качестве критерия отнесения человека к среднему классу говорят в первую очередь о его уровне доходов, то социологи обязательно добавляют к критерию доходов важнейшие критерии образования, самоопределения и социального статуса. Ведь средний класс в современном обществе – не только основной потребитель товаров и услуг, но и генератор идей, создатель новых бизнесов.

И тут полезно вспомнить интересную деталь в развитии российского среднего класса, которую отметили специалисты Высшей школы экономики. Экономические кризисы за последние 10 лет серьезно изменили саму структуру нашего среднего класса. Работники науки и культуры, сотрудники частных малых и средних предприятий постепенно покидают средний класс, а их место занимают госслужащие и работники силовых ведомств. Лицом современного российского среднего класса стали бюджетники и работники госпредприятий, которые живут в крупных городах.

Не случайно участники финансового рынка уже несколько лет делают ставку на привлечение на обслуживание именно вышеназванных категорий россиян. Скромные учителя, врачи, медсестры, преподаватели госвузов, сотрудники госкомпаний, полицейские, военные и чиновники всех мастей сегодня – самые желанные розничные клиенты для банков и финансовых компаний.

Ведь именно эти россияне получают гарантированный «официальный» доход. И именно их доходы государство старается регулярно индексировать. Хотя большинство бюджетников и нельзя пока по размеру доходов уверенно отнести к среднему классу, но для банков, страховых компаний и НПФ в ближайшие годы привлекательность этой категории клиентов будет только расти.

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Экономическая статистика 25 ноября – 1 декабря 2024: ожидания Экономическая статистика 25 ноября – 1 декабря 2024: ожидания Мировые рынки, выступления, отчеты, анонсы событий. Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Индекс деловой активности (PMI) в США достиг 31-месячного максимума, составив 55,3. Этот показатель не только превзошёл октябрьский результат в 54,1, но и оказался самым высоким с апреля 2022 года, внушая надежды на ускорение экономического роста. Основные драйверы улучшения — ожидания более мягкой денежно-кредитной политики, а также оптимизм бизнеса, связанный с избранием Дональда Трампа президентом, который обещает поддержку предпринимательства. Алексей Родин: Новые санкции и эскалация конфликта Алексей Родин: Новые санкции и эскалация конфликта Главное за неделю.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)