При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Инобанки сворачивают свой бизнес в России. А Сбербанк уходит из Европы.
Еще 10 лет назад россияне опасались, что все частные банки в стране будут принадлежать иностранцам. Судя по опыту Восточной Европы, эти опасения были не беспочвенны.
Однако Россия избрала свой путь развития экономики и банковской системы как ее части. После двух серьезных экономических кризисов, введения санкций и контрсанкций, а также провозглашения стратегии опоры на собственные силы, иностранцы, имеющие в России немалые объемы бизнеса, начали в задумчивости чесать затылок. Что касается «дочек» инобанков в России, то их экспансия российским банкирам давно не грозит. Наоборот - не знают, как вырваться из страны без огромных убытков те инобанки, которые в России еще остались.
На днях стало известно, что сразу две «дочки» крупных инобанков планируют сворачивать объемы бизнеса в России. Акционеры Нордеа Банка по сведениям СМИ ведут активные переговоры о продаже российского банковского бизнеса. Так как продать банк по хорошей цене в сегодняшних условиях невозможно, рассматривается вариант продажи кредитного портфеля в объеме 116 млрд. рублей. Для стабильно работающего банка это примерно так же выгодно, как для авиакомпании - сдача современного авиалайнера в пункт приема цветных металлов.
Нордеа Банк начал сворачивать свой бизнес в России еще в 2015 году. За это время банк закрыл большинство региональных отделений и продал портфель ипотечных кредитов на сумму 16 млрд. рублей.
Недавно стало известно и о планах серьезного сокращения масштабов бизнеса Ситибанка в России.
И хотя оба банка появившиеся слухи оперативно опровергли, дела говорят красноречивее слов.
Уход инобанков из России начался 5-7 лет назад, когда стало понятно, что возврата к быстрому росту экономики в России после кризиса 2008-2009 годов не будет. Дополнительный толчок дал нынешний кризис, который оказался самым затяжным в постсоветской России.
О приходе и об уходе инобанков из России можно написать не только отдельную большую статью, но и целый роман – настолько много было при этом любопытных и даже курьезных случаев. Злые языки шутили, например, что приход банка «Барклайз» в Россию является верным признаком скорого наступления экономического кризиса. Ведь этот банк дважды входил на наш рынок, перед кризисами 1998 и 2008 годов. А желание Рабобанка в России уделить большое внимание кредитованию сельского хозяйства вызывало слезы умиления у бывалых сотрудников российских банков.
Однако скупые цифры, характеризующие уход инобанков из России, особого веселья не вызывают. По данным Центробанка доля нерезидентов в уставном капитале российской банковской системы достигла максимальных 26,2% в 2009 году, упала до 23% в 2014 году, а по итогам 1 полугодия 2017 года составила 14,7%. Количество действующих кредитных организаций с участием нерезидентов за этот период снизилось с 251 до 170. Впрочем, в топ-30 банков по активам входят лишь Юникредит Банк, Райффайзенбанк, Росбанк и Ситибанк.
По подсчетам Национального рейтингового агентства инобанки потеряли $2 млрд. уже к середине прошлого года, избавляясь от своих подразделений в России с момента начала нынешнего экономического кризиса. Мало кому из инобанков удалось уйти из России без убытков – из 15 проанализированных агентством сделок лишь 3 были прибыльными.
Сами инобанки объясняют свой уход или сворачивание бизнеса в России несколькими причинами, чаще всего - переориентацией головных банков на другие финансовые рынки и ужесточением госрегулирования в России. У ряда инобанков – прежде всего европейских – на самом деле были финансовые проблемы в Еврозоне, и им стало не до развития бизнеса в России. «Война санкций» дополнительно увеличила риски ведения инобанками бизнеса в России. Все чаще происходящие в России экономические кризисы, громкие банкротства компаний и снижение реальных доходов населения делают нашу страну все менее привлекательной для развития банковского бизнеса.
Для россиян – как частных лиц, так и владельцев бизнеса – сворачивание или замораживание бизнеса в России инобанками означает усложнение доступа к качественным финансовым услугам, а также к услугам частных банков с высокой надежностью, вполне сравнимой с надежностью Сбербанка в России.
Конечно, нельзя сказать, что инобанки в России в последние годы обладали какими-то особыми передовыми технологиями – как техническими, так и ведения банковского бизнеса. Времена начала девяностых давно прошли, и российские банки уже многому научились от своих иностранных коллег. А в некоторых аспектах ведения бизнеса, например, в использовании современных технологий, российские банки подчас даже опережают мировых банковских гигантов. Да и подход к выбору клиентов для сотрудничества в инобанках зачастую был неоправданно жестким.
Сейчас в России происходит быстрое сокращение частного банковского бизнеса – одна фактическая национализация за месяц ФК «Открытие» и Бинбанка чего только стоит. На этом фоне сворачивание бизнеса инобанками в России для банковских клиентов выглядит особенно печально. Инобанки всегда представляли для клиентов альтернативу крупнейшим частным российским банкам по качеству услуг, а российским госбанкам – по надежности. В моменты серьезных экономических кризисов в России инобанки были дополнительным стабилизирующим фактором для всего банковского рынка.
Кроме того, крупнейшие мировые финансовые холдинги помимо банков открывали в России негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, предлагали россиянам широкий спектр финансовых услуг. Поэтому сокращение присутствия инобанков на российском рынке приводит к снижению конкуренции не только на банковском рынке, но и на всем финансовом рынке страны.
При этом инобанки в России не были пойманы на крупном нарушении правил ведения банковского бизнеса, например, на «вкладах в тетрадку».
Даже уходили инобанки из России вполне достойно. Руководители российских подразделений инобанков не сбегали в Лондон, предварительно выведя из своих банков средства клиентов, как это делали некоторые российские банкиры. А сотрудникам АСВ и Центробанка не приходилось за счет российского бюджета закрывать дыры в балансах дочек инобанков в России.
А ведь момент для развития бизнеса инобанков в России сейчас весьма привлекателен. Активно происходящий переход клиентов в госбанки может быть благоприятен и для «дочек» инобанков. А ужесточение банковского регулирования затрагивает инобанки в России в значительно меньшей степени, чем частные российские банки, так как инобанки изначально не занимались, например, наращиванием капитала с помощью различных «серых» схем.
Но даже в таких привлекательных условиях инобанки не ставят цель наращивание объемов бизнеса в России. И это явно не служит признаком здоровья как российской экономики, так и банковской системы страны.
Причем процесс финансовой изоляции становится взаимным. Попавшие под международные санкции российские госбанки, ранее затратившие огромные силы и средства чтобы пробиться на финансовый рынок западных стран, вынуждены сворачивать свой бизнес и нести немалые убытки. Совсем недавно Сбербанк объявил об уходе из Евросоюза.
Ранее похожие действия предпринял и ВТБ. Это очень плохо не только для самих госбанков, но и для всех их клиентов в России. Где еще, как не на высококонкурентном рынке банковских услуг западных стран наши госбанки могут научиться цивилизованным правилам ведения бизнеса и цивилизованному же отношению к своим клиентам. Не секрет, что жалоб на качество услуг госбанков в России хоть и стало меньше, но еще предостаточно.
Конечно, в России даже при самом плохом сценарии будут представлены «дочки» инобанков. Очевидно, что банки, входящие по объемам активов в России в топ-20, никуда уже из нашей страны не денутся. У них здесь вполне прибыльный бизнес, и его ликвидация по одним только политическим причинам принесет крупные убытки. Останутся и банки, изначально открывшие свои подразделения в России для обслуживания дружественных компаний или созданные для конкретных проектов, например, для выдачи автокредитов на покупку машин производства компаний-владельцев банка. Но на рост доли инобанков в России нам в ближайшие годы рассчитывать явно не стоит.
обсуждение