При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Вторая волна пандемии накрыла регионы России. Больницы переполнены, врачи заболевают сами. Карантин по типу весеннего чиновники обещают не вводить. Но ограничений становится все больше. А вот о новых масштабных мерах поддержки экономики пока не слышно.
Важнейшей экономической темой ближайших месяцев в России и в мире будет ситуация с пандемией китайского коронавируса. После летней паузы заболеваемость бьет рекорды – в день в России уже регистрируется более 20 тысяч новых больных. Однако, по мнению врачей, у большинства болезнь проходит в легкой форме обычной простуды или вообще без симптомов. Эти люди точно не будут долгими часами сидеть в очередях в больницах чтобы сдать анализы, а, следовательно, и не попадают в статистику.
По словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, в российских больницах уже занято более 80% мест, предназначенных для лечения больных коронавирусом. О серьезности ситуации говорит хотя бы тот факт, что в Ростовской, Тюменской и Калининградской областях временно приостановили оказание плановой медпомощи, а в отдельных городах Новгородской области приостановили диспансеризацию.
В Россию возвращаются точечные закрытия целых отраслей экономики. В Москве мэр Сергей Собянин по 15 января 2021 года отправил студентов на удаленку, запретил работу с 23 до 6 часов ресторанов, баров и ночных клубов, а театры и кинотеатры не должны превышать 25% от полной загрузки залов. Приостановлено проведение разного рода развлекательных и культурных мероприятий, а Новый год рекомендовано отпраздновать в кругу семьи. Но это еще не все! Департамент культуры Москвы рекомендовал столичным библиотекам, музеям, кинотеатрам и другим культурным заведениям ввести электронные коды для регистрации сотрудников и посетителей.
Как и минувшей весной, столица вновь задала направление борьбы с пандемией российским регионам. В Петербурге с 14 ноября 2020 года по 15 января 2021 года вводятся лишь немногим более мягкие ограничения. Очевидно, что вскоре руководители других мегаполисов страны введут подобные меры и у себя. Думаю, вышеперечисленными мерами дело не ограничится. Некоторые предлагаемые меры кажутся мне нелогичными и излишними. Впрочем, оценивать полезность этих мер в первую очередь должны специалисты – вирусологи и эпидемиологи.
Обращает на себя внимание, что о поддержке отраслей бизнеса, которые затрагивают вводимые ограничения, пока мало что говорится. Это означает, что целые отрасли экономики вновь оказываются под ударом. Многие из предприятий еще летом рассчитывали, что смогут вернуться к нормальной работе. Поэтому старались не увольнять людей, брали кредиты на выплату заработной платы и для оплаты аренды.
Нынешние точечные ограничения вроде бы не закрывают многие предприятия полностью. Например, ночные клубы могут успешно работать целый день, а рестораны – организовать доставку блюд на дом. Но принимаемые меры накладывают на работу многих предприятий такие ограничения, что вместо прибыли эти предприятия начнут генерировать убытки. Естественно, смысл существования такого бизнеса пропадает. А владельцы предприятий проблемных отраслей позавидуют своим более прозорливым коллегам, которые мудро закрылись и уволили всех сотрудников еще во время апрельского карантина.
В странах Евросоюза и в Великобритании власти тоже вводят серьезные ограничения граждан – закрывают часть увеселительных заведений и заведений общепита, резко ограничивают часы их работы, отправляют студентов и школьников на удаленное обучение. Ношение масок в общественных местах становится обязательным все в большем числе стран. Некоторые страны, например Австралия, почти полностью закрылись от внешнего мира. Однако в большинстве стран стараются помочь дотациями из госбюджетов попавшим под удар предприятиям и гражданам.
Что же мы знаем о помощи российской экономике и гражданам со стороны государства с самого начала пандемии? По словам главы Минфина Антона Силуанова, всего в 2020 и 2021 годах меры поддержки экономики составят 9% от ВВП страны. По оценкам замглавы Минэкономразвития Оксаны Тарасенко, общая стоимость пакета антикризисных мер уже составила 5%-6% ВВП. Впрочем, по оценкам множества экспертов, например, главного экономиста Альфа банка Натальи Орловой, речь пока идет о гораздо более скромных суммах – в пределах 2%-3% ВВП.
Что же касается прямой помощи гражданам, то реально массовой стала поддержка по 20 тыс. рублей родителей детей в возрасте до 16 лет. Были увеличены пособия по безработице, что привело к резкому росту официально зарегистрированных безработных в бюро трудоустройства. Большинство же остальных россиян помощи весной от государства не получили. При этом даже по данным Росстата реальные располагаемые доходы населения по итогам 3 квартала снизились на 4,8%. Думаю, всем понятно, как падение доходов граждан сказывается на работе предприятий сферы развлечений и услуг.
Уповать на скорое завершение пандемии явно не стоит. Специфических лекарств от новой болезни, которые бы резко снизили опасность тяжелых осложнений, фармацевты пока не выпустили на рынок. Те же лекарства, которые раньше выпускали для лечения других болезней, применяют для лечения коронавируса с переменным успехом.
Вакцины, на которые возлагались самые большие надежды, пока находятся в стадии испытаний. Результаты испытаний на днях объявили для вакцины производства компании Pfizer, и они весьма обнадеживающие – эффективность защиты от заражения составила 90%. Однако сами производители вакцины Pfizer утверждают, что даже при максимальной скорости работы вакцина появится в продаже в небольших объемах в конце 2020 года, а в крупных объемах производство станет возможным только в 2021 году. При этом почти весь объем производства на 2020-2021 годы уже выкуплен правительством США, поэтому на внешние рынки вакцина поступит еще позднее.
Некоторые вакцины, например, упомянутая выше компании Pfizer, требует сложных условий хранения, которые, скорее всего, в России обеспечить за пределами нескольких мегаполисов будет невозможно. Впрочем, в мире сейчас находятся на заключительной стадии испытаний около десятка вакцин от крупных фармацевтических компаний, и часть из них не требует сложных условий для хранения и перевозки.
Я не сомневаюсь, что уже к концу 2020 года в мире будет испытано и зарегистрировано несколько эффективных вакцин. Беда в том, что вакцины не только должны доказать свою эффективность, их нужно еще произвести в ранее небывалых количествах – нескольких миллиардов доз. Поэтому для прививки всех желающих потребуется еще год-полтора. Что же касается вакцин, разработанных в нашей стране, то, по словам Владимира Путина, организовать производство десятков миллионов доз российских вакцин тоже будет непросто. Возможно, для этого потребуется привлечение западных фармацевтических компаний.
Поэтому ограничения работы предприятий и целых отраслей экономики будут продолжаться волнами в разных странах еще год, а то и все два. И экономику большинства стран в ближайшее время не ждет ничего хорошего.
Счастливчиками смотрятся на фоне других стран разве что Китай, Тайвань и Южная Корея. Экономика этих стран возвращается к докризисному росту. Впрочем, припомнив весеннее вранье китайских чиновников о распространении и степени опасности коронавируса, в хорошие известия из Поднебесной верится пока с трудом.
Что же касается экономики России, то тут хороших новостей немного. Восстановление летом оказалось медленнее прогнозов, а осенняя волна пандемии не позволяет надеяться на лучшее. При этом в российской статистике слабо учитывается работа малого и микро бизнеса, который сильнее всего пострадал от карантинных ограничений в 2020 году.
Российские банки, служащие своего рода барометром состояния экономики, пока не показывают большого объема проблемных ссуд. Эксперты ранее считали, что пик роста просрочки придется на конец 2020 – первую половину 2021 года. Но эти прогнозы делались исходя из предположения, что в стране не будет очень мощной второй волны пандемии. В реальности же размер проблемных ссуд может заметно превысить первоначальные прогнозы.
Впрочем, огромная проблема в борьбе с пандемией с помощью вакцин – вовсе не медицинская, а, скорее, психологическая. По подсчетам эпидемиологов, для прекращения пандемии нужно привить 60%-70% населения. Беда в том, что по опросам больше половины россиян категорически не хотят прививаться от коронавируса. Убедить скептиков будет весьма непросто. А без массовой вакцинации китайский вирус будет гулять по стране еще как минимум несколько лет, приводя к периодическим закрытиям целых отраслей экономики.
обсуждение