При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России готовит масштабный передел всего финансового рынка. Какие новые возможности и новые риски у нас при этом появятся.
Банк России как мегарегулятор всего финансового рынка страны задумал реформу, которая станет самой масштабной за последние десятилетия. В самом конце августа, во время массовых отпусков, Банк России опубликовал доклад «Совмещение видов деятельности на финансовом рынке», в котором кратко изложил суть предстоящих сложных и по-настоящему революционных изменений. Для тех, кто не захочет подробно знакомиться с деталями реформы, предложения по новым возможностям для компаний сведены в таблицу в конце документа. Реакции и предложений компаний-профучастников рынка регулятор ждет до 1 октября.
Масштабную реформу финансового рынка Центробанк объясняет желанием потребителей получать все финансовые услуги не просто в одной компании, а даже в одном окне, у одного менеджера. Для этого сегодня крупные финансовые холдинги состоят из нескольких компаний разного профиля, что упрощает их регулирование Центробанком, но удорожает финансовым холдингам ведение бизнеса. Сегодня по словам топ-менеджеров Центробанка есть запрос как со стороны крупных интернет-компаний, так и со стороны финтех-стартапов на предоставление финансовых услуг. Центробанк надеется, что предложенные меры после их реализации позволят снизить издержки участников рынка и повысить конкуренцию компаний на нем.
Масштабную реформу финансового рынка Центробанк объясняет желанием потребителей получать все финансовые услуги не просто в одной компании, а даже в одном окне, у одного менеджера.
Центробанк предлагает всем нам – и профучастникам рынка, и их клиентам – множество интересных вещей. До сих пор открывать банковские счета россиянам и проводить по ним платежи могли только банки и НКО – небанковские кредитные организации, например, системы денежных переводов. Это очень большой рынок – только за 2020 год россияне совершили платежей по картам на 29,4 трлн. рублей.
Теперь же предложено разрешить проводить платежи всем профучастникам рынка – и финансовым, и нефинансовым компаниям, например, интернет-компаниям. Для этого компаниям потребуется получить новый статус – небанковских поставщиков платежных услуг. Получения специальной лицензии на проведение платежей Банк России требовать не станет, достаточно будет внесения компании в специальный реестр. Центробанк отмечает спрос на подобные услуги со стороны микрофинансовых компаний, брокеров, интернет-поисковиков и крупных сетевых магазинов.
У новых участников рынка платежей все будет по-взрослому, как сейчас у банков. В Банке России эти организации откроют корсчета (что ранее могли делать только банки) и будут держать на них средства организаций и граждан для расчетов. Через эти счета и будут проходить платежи. В случае банкротства компаний предполагается, что деньги клиентов в расчетах окажутся сохранены на этом счете в Банке России. Ведь деньги клиентов на счетах у новых участников платежного рынка не подпадут под действующие для банков сегодня гарантии Агентства по страхованию вкладов.
Предложено максимально приблизить спектр услуг, которые будут оказывать страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. Планируется разрешить страховщикам заниматься негосударственным пенсионным обеспечением, а негосударственным пенсионным фондам разрешить заниматься страховой деятельностью. Кстати, максимально спектр услуг Центробанк предлагает расширить именно для страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов. Значительно расширятся и возможности по проведению операций у микрофинансовых компаний.
Предложено максимально приблизить спектр услуг, которые будут оказывать страховые компании и негосударственные пенсионные фонды. Планируется разрешить страховщикам заниматься негосударственным пенсионным обеспечением, а негосударственным пенсионным фондам разрешить заниматься страховой деятельностью.
А меньше всех от намеченной реформы выиграют банки. Им предложено добавить только одну возможность – управление паевыми инвестиционными фондами. Так что банкам, например, для оказания услуги страхования придется по-прежнему использовать отдельные компании.
К тому же банки проиграют из-за ухода от них части расчетных операций в другие компании. Масштаб подобных потерь пока сложно оценить. А если к проведению расчетов для финтех компаний добавят возможность кредитования, то судьба небольших банков с базовой лицензией может быть весьма печальной.
Банк России особо выделяет риск появления на финансовом рынке новых крупных компаний, которые станут для рынка системно значимыми. Сейчас регулятор выделяет, например, 12 банков, бизнес которых слишком значим для всего финансового рынка, чтобы дать им возможность обанкротиться. С выходом на финансовый рынок интернет-холдингов, их со временем наверняка тоже придется внести в список системно значимых.
Интересный вопрос – возможный конфликт интересов. Представьте, что вы приходите в негосударственный пенсионный фонд или даже в микрофинансовую компанию за оказанием консультационных услуг по инвестициям. Естественно, их менеджеры в первую очередь будут предлагать вам инвестиционные продукты своих же компаний. Они, может быть, и были бы рады поговорить с вами об инвестициях в другие продукты, но у менеджеров будет установлен жесткий план по продаже конкретных услуг компаний, в которых они работают.
Банк России особо выделяет риск появления на финансовом рынке новых крупных компаний, которые станут для рынка системно значимыми. Сейчас регулятор выделяет, например, 12 банков, бизнес которых слишком значим для всего финансового рынка, чтобы дать им возможность обанкротиться.
Еще один важный вопрос – наличие в конкретной компании квалифицированных специалистов по оказанию новых услуг и по управлению новыми рисками. Ведь раньше даже банки не оказывали весь спектр финансовых услуг, хотя именно в крупных банках были самые развитые подразделения по управлению рисками. Теперь же специалисты по отдельным сегментам финансового рынка и по управлению соответствующими рисками потребуются во многих компаниях, в том числе – и в нефинансовых. Мне сложно поверить, что на российском финансовом рынке за пару-тройку лет появятся множество универсальных специалистов, которые одинаково хорошо разбираются в инвестировании и в проведении платежей. А мы уже не раз видели, когда в крупных финансовых группах один вид бизнеса оказывался крайне неудачным и убыточным, в результате чего финансовые проблемы со временем появлялись у всей финансовой группы в целом.
Наконец, во время реформы финансового рынка резко возрастут риски разного рода мошенничества. Даже сегодня доля россиян, которым возвращают украденные у них в банках деньги, очень мала. С приходом же на платежный рынок множества новых компаний размер мошеннических операций может дополнительно возрасти.
Вопрос качества надзора регулятора за финансовым рынком после начала реформы станет еще более актуален. Жизнь показала, что Центробанк не слишком успешно разбирался в реальных операциях крупных банковских групп. Теперь же из-за увеличения типов финансовых операций у всех участников рынка и прихода на рынок новых участников в виде нефинансовых компаний нагрузка на надзорный блок Центробанка значительно возрастет. Сможет ли Центробанк справиться с этой нагрузкой – вопрос открытый.
В ближайшие месяцы Банк России планирует представить на обсуждение участников рынка законопроекты, в которых предлагаемые изменения будут детально описаны. Пока же множество вопросов относительно предлагаемой реформы остаются без ответов.
Пример банка плохих долгов «Траст», которому были переданы проблемные активы банковских групп «Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка на общую сумму более 2 трлн. рублей, тут весьма показателен. Кстати, руководитель «Траста» Александр Соколов уверен, что банк плохих долгов нужно сделать постоянно работающей организацией. И при неудачном ходе реформы финансового рынка работы у банка «Траста» явно прибавится.
Что касается сроков проведения реформы, то пока регулятор собирает предложения участников рынка, в том числе и по возможным срокам предстоящих изменений и по очередности их проведения. Сам Банк России пока планирует уложиться с реформой финансового рынка в срок около 5 лет. Все намеченные изменения планируется вводить постепенно, а очередность их введения Банк России намерен согласовать с участниками рынка.
В ближайшие месяцы Банк России планирует представить на обсуждение участников рынка законопроекты, в которых предлагаемые изменения будут детально описаны. Пока же множество вопросов относительно предлагаемой реформы остаются без ответов.
Так что если у вас есть любая действующая компания, которая обслуживает розничных покупателей, задумайтесь – интересно ли вам будет обслуживать их платежи. А если же вы просто клиент компаний – профучастников финансового рынка, будь то банк, брокер или страховая компания, то вам тоже стоит задуматься – пользоваться ли услугами компании, которая давно их предоставляет, или, например, прислушаться к советам по инвестициям менеджера микрофинансовой компании.
обсуждение