При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Просчеты в работе Центробанка и АСВ дорого обходятся россиянам.
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) через суд требует взыскать 2 млрд. рублей с уборщицы подмосковного Воскресенска. Устраиваясь ранее в московскую компанию на должность курьера, женщина не глядя подписала документы об учреждении компании «Реалти плюс», кредитный договор от имени компании с Судостроительным банком на 32 миллиона долларов и личное поручительство по этому долгу.
В 2015 году у Судостроительного банка отозвали лицензию, а требования по этому кредиту перешли к АСВ. После решения суда половину от зарплаты в 15 тыс. рублей женщина будет отдавать в погашение долга «своей» компании. На полное погашение долга АСВ может рассчитывать через 22 тысячи лет. Если, конечно, женщина проживет так долго.
Этот пример прекрасно показывает не только то, какими бессовестными мошенниками могут быть банкиры. Не менее показательно, какими слепыми бывают ревизоры надзорного блока Центробанка, которые при комплексных проверках не смогли вовремя обнаружить этот и ему подобные «кредиты».
Напомню – крупные банки проверяет команда из нескольких десятков человек. В обязанности ревизоров входит, в том числе, проверка кредитных досье. А в случае возникновения подозрений в фальсификации банком документов ревизоры обязаны провести выездные проверки на место ведения бизнеса компаний-заемщиков и на место хранения заложенного этими компаниями имущества.
Общий размер затрат Центробанка, понесенных им в ходе зачистки банковской системы, непросто оценить. Полгода назад старший директор банковской аналитической группы Fitch Ratings Александр Данилов оценил расходы Центробанка на расчистку банковской системы в 5,2 трлн. рублей. В эту сумму входят 2 трлн. рублей, которые ушли на выплату вкладчикам через АСВ и 1,3 трлн. рублей, которые Центробанк выделил банкам в качестве кредитов на санацию и докапитализацию. Еще 2 трлн. рублей составили затраты на санацию банков через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС).
Впрочем, зачистка банков продолжается, и общая сумма затрат может еще возрасти. Вот только несколько из последних фактов.
После введения временной администрации в Московском индустриальном банке в январе 2019 года Центробанк неожиданно для себя обнаружил в банке 50 фиктивных заемщиков с общей суммой долга 80 млрд. рублей. Управление финансовыми потоками и финансовую отчетность этих заемщиков осуществляла одна компания, директором которой был заместитель главбуха банка.
Напомню – весь кредитный портфель банка на начало 2019 года составлял 168 млрд. рублей. Как можно было просмотреть во время комплексных проверок, что половина ссуд банка выдана фиктивным компаниям – совершенно непонятно.
Сумма ущерба в деле о хищениях средств из банка «Югра» недавно возросла с 7,5 до более чем 200 млрд. рублей. В суды подано 330 исков к должникам банка на общую сумму 282 млрд. рублей. Практически весь кредитный портфель банка после отзыва лицензии оказался проблемным.
В июне 2019 года суд установил вывод активов в размере 255 млрд. рублей из Рост банка. Сделки проходили в 2016-2017 годах во время санации Рост банка экс-владельцем Бинбанка Михаилом Шишхановым.
Возможно, что на пути в ФКБС сейчас находится и банк «Восточный», в котором после объединения с Юниаструм банком и прогремевшего на всю страну конфликта акционеров выявилось немало проблем.
Не удивительно, что даже зампред Центробанка Василий Поздышев оценивает размер возможных потерь регулятора только от санаций банков через ФКБС в сумму до 1,5 трлн. рублей.
И это еще весьма оптимистичная оценка!
Напомню – санировать банки через ФКБС Центробанк начал только с 2017 года. Ранее банки-банкроты санировались другими банками. В итоге многие банки-санаторы со временем сами обанкротились и перешли на оздоровление в ФКБС.
Сколько денег потеряли в обанкротившихся банках клиенты – трудно подсчитать. В любом случае речь будет идти о сотнях миллиардах рублей.
После ареста главы «банковского» отдела ФСБ России полковника Кирилла Черкалина, у которого нашли имущества на сумму 6,3 млрд. рублей при официальном доходе за последние 10 лет службы в размере 17,5 млн. рублей стали известны любопытнейшие факты о работе некоторых сотрудников АСВ. Вместо того чтобы продать имущество банков-банкротов за максимально возможные деньги и вернуть максимум средств клиентам банков, сотрудники АСВ участвовали в увеличении размеров «дыры» в банковских балансах.
Теперь становится понятно, почему глава Центробанка Эльвира Набиуллина в 2017 году создала для оздоровления банков-банкротов Фонд консолидации банковского сектора, отобрав эту функцию у АСВ. При создании ФКБС говорилось, что его работа поможет сэкономить около 30% средств на санацию банков.
Если же говорить не только о финансовой цене ошибок Центробанка, то стоит напомнить о резком снижении уровня доверия клиентов к российским частным банкам. Причем речь идет не только о пострадавших в рухнувших банках крупных вкладчиков и тех, чьи вклады оказались не оформлены сотрудниками банков надлежащим образом. Ведь в первую очередь от зачистки банковского рынка пострадали корпоративные клиенты и владельцы компаний малого и среднего бизнеса. И вернуть прежнее доверие к тем частным банкам, которые остались на рынке, банкирам и Центробанку будет очень непросто.
И как всегда остается открытым вопрос – если проворовавшиеся банкиры привлекаются в меру сил к ответственности в судах, то какая ответственность грозит бывшим и нынешним руководителям надзорного блока Центробанка, все эти нарушения проглядевших? И грозит ли наказание сотрудникам АСВ, допускавшим столь грубые нарушения?
обсуждение