Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Невероятные приключения инобанков в России

Аа +
+4 -0
Владислав Лейбов,
финансовый аналитик

Иностранные банки уходят из России. Но некоторые остаются, успешно работают и даже входят в список системно значимых банков.

На днях произошли сразу два важных события, касающихся работы инобанков в России. Ситибанк, российский дочерний банк американской Citigroup, объявил, что будет сворачивать работу с физлицами в России. Напомню, что Ситибанк работает в России уже 25 лет, по последней отчетности входит в топ-20 крупнейших банков по размеру активов, имеет 166 млрд. рублей вкладов физлиц и 44 млрд. рублей выданных физлицам кредитов.

А 16 апреля Центробанк аннулировал лицензию Нордеа банку – дочернему банку Nordea Bank – крупнейшему банку Северной Европы. В России Нордеа банк сокращал объем бизнеса постепенно уже несколько лет. А в свои лучшие годы банк входил в топ-20 российских банков по активам и имел в регионах неплохую сеть филиалов.

Немного раньше сдал банковскую лицензию Морган Стэнли банк, а также нерезидентами РФ были проданы акции еще нескольких банков. Казалось бы, речь однозначно идет о продолжении тенденции ухода с рынка инобанков. На самом деле все немного сложнее. Например, Ситибанк сейчас уходит из розницы сразу в 13 странах в связи с изменением глобальной стратегии после прихода в банк нового топ-менеджера.

Если же взять более долгий период – скажем, последние 10 лет, то многие инобанки на самом деле сворачивают свою работу в нашей стране. Почти всегда официальные лица банка при его уходе объясняют этот процесс максимально нейтрально, скажем, изменением стратегии развития. Однако в большинстве случаев уход инобанков из России связан с тем, что риски кредитования в стране растут, а процентные ставки и банковская маржа значительно снизились за последние годы. Экономика страны растет темпами ниже среднемировых, а доходы россиян падают уже несколько лет подряд. Ранее высокодоходная ниша кредитования частных лиц все жестче регулируется Центробанком. Санкции и антисанкции дополнительно увеличили риски ведения бизнеса инобанками в России. Да еще и три четверти банковского рынка занято госбанками, конкурировать с которыми частным банкам становится все сложнее. Пандемия коронавируса не только в России, но и во всем мире только прибавила проблем и банкам, и их клиентам. В таких условиях банкам начинать и развивать свои проекты стало еще труднее.

Нужно сказать, что сейчас доля банков с иностранным участием в России все еще достаточно заметна. Дело в том, что эти банки за редким исключением не пострадали в ходе масштабной банковской зачистки, так как старались вести бизнес с максимальным соблюдением российского законодательства. Владельцы и топ-менеджеры инобанков не сбегали в Лондон, предварительно выведя за рубеж часть средств своих клиентов, как это делали некоторые российские банкиры.

В итоге на начало 2021 года по данным Центробанка из 406 кредитных организаций работали целых 124 кредитные организации с участием нерезидентов РФ в капитале, из которых у 72 доля нерезидентов в капитале составляла свыше 50%. Доля капитала банков, имеющих в акционерах нерезидентов, на начало 2021 года составила 13,2%.

О большинстве банков с участием иностранного капитала рядовой россиянин никогда не слышал. И это неспроста. Дело в том, что все российские «дочки» инобанков делятся на несколько больших групп.

Первая, наименее заметная рядовому россиянину группа инобанков – те, в капитал которых сделаны инвестиционные вложения зарубежными компаниями и фондами, причем иностранным компаниям принадлежит менее 50% капитала. Вторая группа – «дочки» иностранных банков, которые открываются в России с конкретной, иногда достаточно узкой, целью. Чаще всего инобанки заняты обслуживанием в России финансовых потоков крупных компаний из родной для материнского банка страны. Можно выделить дочерние банки крупнейших мировых автоконцернов, основная задача в России у которых – продажа автомобилей в кредит.

И, наконец, можно выделить еще одну небольшую группу инобанков – универсальные банки с крупным объемом бизнеса в России. У этих банков российские активы занимают более 2% от сводных активов банковской группы во всех странах мира. Такими банками являются, например, Райффайзенбанк, Хоум кредит энд финанс банк, ОТП банк, Юникредит банк и Росбанк.

Напомню, что в список системно значимых банков Центробанк включил Юникредит банк, Росбанк и Райффайзенбанк. Эти же банки, а также Ситибанк входят в топ-20 крупнейших банков в России по размеру активов.

Очевидно, что большинство банков с иностранным участием, уже имеющих в России крупный объем бизнеса, в сегодняшних условиях даже при большом желании не смогут уйти с российского рынка без серьезных финансовых потерь. На это их могут подвергнуть только очень жесткие международные финансовые санкции, вероятность введения которых невысока. Поэтому эти банки наверняка продолжат работу в нашей стране. Даже сейчас процентные ставки по кредитам в России значительно выше, чем в ведущих западных странах. К этой же категории можно, на мой взгляд, отнести и дочерние банки крупных автоконцернов, основной смысл которых – поддерживать и наращивать продажи автомобилей своих марок в кредит. Подвигнуть все эти банки на серьезное сокращение объемов бизнеса могут разве что кардинальные изменения в топ-менеджменте головных банков, что мы и увидели недавно на примере Ситибанка.

Те инобанки, которым не удалось вовремя занять заметную долю рынка, вряд ли смогут сделать это теперь. Они или продолжат обслуживать финансовые потоки родственных компаний в России, или задумаются об уходе с рынка. Уход с рынка небольшого по объему бизнеса в нашей стране инобанка обходится сравнительно недорого, и вполне возможно, что некоторые из них захотят это сделать.

Уход инобанков из России – не слишком радостное событие, даже если они и не имели в нашей стране крупный объем бизнеса. В условиях, когда подавляющая доля рынка занята госбанками, инобанки стали одними из последних крупных частных игроков. В течение многих лет инобанки предоставляют российским компаниям доступ к финансированию их проектов, а рядовым россиянам – доступ к качественным финансовым услугам, дают возможность обслуживаться в банках высокой надежности, приносят в нашу страну лучшие мировые финансовые практики, которым обучают сотрудников. А в моменты финансовых кризисов инобанки служат дополнительным стабилизирующим фактором для всего российского банковского рынка. Поэтому мне хочется надеяться, что вопреки всем проблемам и санкциям уцелевшие инобанки продолжат развивать банковский и сопутствующий финансовый бизнес в России.

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

ЦБ удивил рынок, сохранив ключевую ставку на уровне 21% ЦБ удивил рынок, сохранив ключевую ставку на уровне 21% Регулятор увидел признаки охлаждения отдельных секторов экономики и снижение кредитной активности банков. Егор Сусин: Банк России позитивно удивил Егор Сусин: Банк России позитивно удивил Рациональная пауза. Евгений Коган: Трансформация МТС и новые перспективы Евгений Коган: Трансформация МТС и новые перспективы Что задумало руководство компании?

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)