При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Начинают сбываться ночные кошмары финансистов.
Когда из Центробанка создали мегарегулятор всего российского финансового рынка, задумка была неплохая. Считалось, что контроль за всеми сегментами рынка будет у лучших профессионалов страны. Ведь давно уже существуют крупные финансовые холдинги, контролировать работу которых нужно целиком, а не по частям.
Однако жизнь, как это часто бывает, внесла коррективы в надежды оптимистов. В обстановке затяжного экономического кризиса, равному которому по продолжительности, пожалуй, не было в новейшей российской истории, начали всплывать до этого заботливо скрытые владельцами участников финансового рынка проблемы. Причем эти проблемы оказались неожиданно большими, многие из них накапливались еще с кризиса 2008 года.
Мегарегулятор за прошедшие с момента его создания 4 года не смог вовремя разглядеть новые вызовы и среагировать на них. Многие вскрывшиеся проблемы стали для него крайне неприятным сюрпризом. Лучше всего это, конечно, заметно на примере банкротств и санаций крупнейших банков. Примеров успешной санации банков силами банков-санаторов и на средства Центробанка крайне мало. А вот обратных примеров – когда банк-санатор отправляется через пару лет в реанимацию вместе с банками, которые он взялся оздоровить, можно привести множество.
После зачистки рынка от более 300 банков, которая сопровождалась крупными потерями средств их клиентов и исчерпанием фонда АСВ, Центробанк обнаружил, что 2 крупных частных финансовых холдинга страны – ФК «Открытие» и Бинбанк находятся на грани коллапса. Причем активный рост обоих холдингов пришелся уже на период работы Центробанка мегарегулятором.
Внезапно всплывшие серьезные проблемы в банковской отрасли нужно было срочно решать. Иначе рухнул бы весь российский финансовый рынок. Цена решения проблем – почти триллион рублей, потраченных из российского бюджета на затыкание дыр в ФК «Открытие» и Бинбанке, а также в тех банках, которые были переданы им на санацию ранее самим Центробанком. Окончательная цена санации банков «Открытие» и Бинбанка пока не ясна. Ясно лишь одно – дешевым спасение этих крупных холдингов точно не будет.
Санация «Открытия» и Бинбанка проводится через недавно созданный Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС). Название фонда оказалось пророческим – уже было заявлено, что попавшие в него группы банков ФК «Открытие» и Бинбанка будут объединены в один. Причем этими двумя банковскими группами дело может не ограничиться. Вполне вероятно, что в фонд со временем будут переданы еще несколько крупных частных банков.
На наших глазах возникает еще один крупный государственный банк, возглавил который экс-глава ВТБ 24 Михаил Задорнов. Руководством Центробанка сгоряча было обещано, что ФК «Открытие» и Бинбанк будут оздоровлены менее чем за год и проданы частным инвесторам. Но Михаил Задорнов уже заявил, что оздоровление столь крупных банков – дело долгое, и парой лет тут не обойтись.
Если вспомнить, что через Центробанк государство контролирует Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и ряд менее крупных банков, то Банк России из регулятора превратился в крупнейшего игрока на банковском рынке страны. Нет нужды говорить, что никакая здоровая конкуренция между частными и государственными банками невозможна в условиях, когда, например, зампред Центробанка и куратор надзорного блока Василий Поздышев лично обзванивает клиентов ФК «Открытия» и просит их вернуть обороты в ставший государственным банк.
Но это еще не все! Вслед за банковским сектором и созданием ФКБС становится невозможно скрывать проблемы в других секторах финансового рынка – прежде всего в негосударственных пенсионных фондах и страховых компаниях.
На рассмотрении в Госдуме находится законопроект о создании фонда при Центробанке для санации системно значимых страховых компаний. Схема его работы будет похожа на схему работы Фонда консолидации банковского сектора. Планируется, что в случае нарушения установленных Центробанком нормативов или выявления в страховой компании других признаков неустойчивого финансового положения Центробанк будет входить в капитал системно значимых страховых компаний, пытаться наладить бизнес компании и затем – выставлять страховые компании на продажу.
Страховые компании находятся сейчас далеко не в лучшей форме. Просто отзыв лицензий у страховых компаний проходит тише, чем у банков. Тем не менее, с конца 2013 года с рынка ушли около 40% страховых компаний. А с тех пор, как Центробанк взялся за расчистку крупных банков, ему достаются и проблемы входящих в банковские группы страховых компаний. Так было в 2015 году во время санации группы «Уралсиб». Последний яркий пример – ФК «Открытие» и «Росгосстрах».
Сможет ли такой фонд быстро вернуть к жизни занемогшие страховые компании? Судя по началу работы ФКБС, процесс воскрешения проблемных финансовых бизнесов сейчас очень сложен, требует огромных затрат государственных денег и может длиться долгие годы.
И это еще не все! Недавно было заявлено и о планах создания Центробанком в 2018 году аналога ФКБС для рынка негосударственных пенсионных фондов (НПФ). На санацию в Центробанк уже попали НПФ, входящие в холдинг ФК «Открытие». Да и в ходе бесконечной и непредсказуемой пенсионной реформы, стагнации экономики и падения реальных доходов россиян перспективы рынка НПФ в России весьма туманны.
А регулярно вскрывающееся использование НПФ в составе финансовых холдингов как кошелька для финансирования сомнительных проектов владельцев холдингов может подорвать и без того шаткое доверие россиян к самому институту НПФ. Последний громкий скандал на рынке НПФ – новость о возможной потере НПФ «Будущее» вложений в акции ФК «Открытие» в сумме 12 млрд. рублей.
В итоге неплохая на первый взгляд идея мегарегулятора и здравые меры по поддержке стабильности нашего финансового сектора в условиях российских реалий стремительно превращаются в ночной кошмар для всех участников рынка.
Центробанк становится влиятельным и грозным монополистом, повлиять на решения которого добросовестным участникам рынка все труднее, а то и вовсе невозможно. Более того! Повлиять на решения Центробанка не могут даже другие финансовые чиновники. Ведь Центробанк формально независим от правительства.
Растущие как грибы после дождя фонды консолидации грозят превратиться в очередной мегапроект государства, выдавливающий с финансового рынка последние остатки здоровой конкуренции. При этом цена каждой новой ошибки мегарегулятора для государства – а значит и для всех россиян - становится все выше.
обсуждение