Четверг, 17.04.2025
×
Начинаю инвестировать: первые 8 шагов / Биржевая среда с Яном Артом

Вкалывают роботы – счастлив человек?

Аа +
+7 -0
2
Владислав Лейбов,
финансовый аналитик

Какие финтех сервисы ждут нас в ближайшее время.

Совсем недавно российские банки предоставляли своим клиентам первоклассные финансовые сервисы. В этом отношении наши банки были не хуже лучших банков Европы и США, а иногда – и лучше. Однако после начала военной операции на Украине, ухода из России многих зарубежных компаний и введения жестких финансовых санкций по отношению к крупнейшим российским банкам многие сервисы стали недоступны. Это заставило всех профессионалов финтеха – как в банках, так и в Центробанке отложить амбициозные планы и в первую очередь направить свои усилия на создание и внедрение в жизнь отечественных сервисов, которые должны были как можно скорее заместить ушедшие иностранные.

В результате работа банковских карт Visa и MasterCard была оперативно переведена на процессинг Национальной системы платежных карт (НСПК). Банки активнее стали выпускать для клиентов карты российской платежной системы «Мир», которые также работают на процессинге НСПК в России и в странах ближнего зарубежья, с которыми есть соответствующие соглашения.

Вместо исчезнувших из Google Play и App Store мобильных приложений подсанкционных банков банкиры предлагают владельцам смартфонов на Android устанавливать эти приложения из российских магазинов, например, из RuStore или напрямую – с сайтов банков. Для владельцев смартфонов Apple банкиры предлагают воспользоваться веб-версиями онлайн-банков, которые были доработаны с учетом небольших экранов смартфонов и других отличий смартфонов от полноразмерных компьютеров.

Сложнее оказалось заменить на смартфонах системы бесконтактной оплаты Apple Pay и Google Pay. Для смартфонов на Android платежная система «Мир» предложила приложение Mir Pay. Крупные банки предлагают свои приложения, например, SberPay или Tinkoff Pay. На любых смартфонах работает оплата покупок с помощью сканирования QR-кодов в Системе быстрых платежей (СБП). Универсальны и предлагаемые многими банками платежные стикеры. Это, по сути, маленькая банковская карта платежной системы «Мир» с NFC-чипом, которую предлагают прикрепить на смартфон.

Нужно отметить, что далеко не все банки и прочие профучастники финансового рынка были одинаково успешны в замене ушедших из России финансовых сервисов. Это хорошо заметно по тем сервисам, которые уже внедрили и которые только собираются внедрить в 2023 году отдельные банки.

Лучше других себя чувствуют крупнейшие банки, которые имеют значительный финансовый и человеческий ресурс. Многие средние и малые банки решают вопрос замены западных сервисов немного медленнее. В этом им помощь оказывают и сервисы Центробанка, например, уже упомянутые Система быстрых платежей и Национальная система платежных карт. Эти сервисы и создавались Центробанком в значительной степени для помощи тем банкам, которым было бы дорого и трудно разработать все IT-системы самостоятельно.

Но на создание и развитие каких финтех сервисов будут направлены усилия специалистов в ближайшем будущем? Думаю, в первую очередь – на доработку и расширение возможностей уже существующих. Например, будет расширяться использование Системы быстрых платежей для трансграничных переводов в страны, которые подключены к этой системе. В расширении использования оплаты через СБП товаров и услуг как в России, так и за ее пределами заинтересованы не только частные лица, но и компании, так как комиссии при этом в несколько раз ниже, чем при оплате банковскими картами.

Эксперты рынка предполагают активное развитие встроенных финансов, т.е. интеграции традиционных финансовых сервисов, например, проведения платежей, оформлении кредитов и кредитных карт в нефинансовые сервисы, например, в площадки электронной коммерции. Продолжится активное внедрение открытых интерфейсов или Open API, на чем в том числе жестко настаивает и Центробанк. Именно этот инструмент быстрого и безопасного обмена информацией между банками, другими участниками финансового рынка и предприятиями позволяет встраивать финансовые продукты в любые интернет-сервисы. Например, магазины бытовой техники и электроники уже предлагают оформить рассрочку прямо на своем сайте.

Продолжат свое развитие финансовые маркетплейсы – площадки, на которых можно сравнивать и приобретать финансовые продукты сотен банков и других профучастников финансового рынка. Такие площадки особенно эффективны для небольших банков, ведь они позволяют привлекать клиентов, в том числе и из других регионов, без крупных затрат на рекламу и открытие отделений. Для клиентов ценность финансовых маркетплейсов в том, что можно быстро сравнить схожие предложения от множества банков и выбрать наиболее выгодное.

Развитие получат сделки с цифровыми финансовыми активами (ЦФА). Закон о ЦФА вступил в силу еще в 2021 году, но развитие этого сектора рынка идет неспешно. ЦФА – это цифровые аналоги обычных активов, например, облигаций и акций компаний. Банкам ЦФА интересны для расширения линейки продуктов. Например, можно будет кредитовать клиентов под залог ЦФА или предоставить возможность купить ЦФА на долю в недвижимости или на драгметаллы и получать доход.

Все шире в банках и других профучастниках рынка будут применять системы искусственного интеллекта (ИИ). Например, топ-менеджеры Сбербанка в своих выступлениях рисуют нам заманчивые перспективы, при которых огромная часть технических и аналитических операций, которые ранее выполнялась в банках сотрудниками, переводится на системы искусственного интеллекта. ИИ в Сбербанке участвует в принятии решений, которые раньше принимал человек. Например, какой продукт предложить конкретному клиенту, как выстроить оптимальный маршрут для инкассации, что ответить клиенту в чат-боте или колл-центре. При кредитовании клиентов-юрлиц и индивидуальных предпринимателей ИИ помогает сотрудникам Сбербанка структурировать кредитную сделку, проанализировать риски и проверить деловую репутацию клиента, а также принять итоговое решение. Очевидно, подобное использование искусственного интеллекта тестируют и другие крупные банки.

Возможности ИИ будут все активнее использоваться банками и другими профучастниками финансового рынка. Это позволит быстрее и качественнее обрабатывать большие объемы данных о клиентах, об операциях, которые клиенты проводят, и с учетом возможностей и предпочтений клиентов делать им персональные предложения финансовых услуг. Правда, о судьбе сотрудников, чью работу будет вскоре выполнять искусственный интеллект, банки обычно умалчивают.

Насколько гладко будет и дальше проходить замещение, например, общения с «живым» сотрудником банка онлайн и по телефону на общение с банковскими ботами – вопрос открытый. Скорее всего, банки будут очень активно использовать различные системы ИИ для ускорения и удешевления своих внутренних процессов, но каналы для общения с клиентами «живых» консультантов все же останутся. Да и слишком активное использование систем ИИ для анализа, например, корпоративных кредитных заявок может дать неожиданные для клиентов банков и не всегда радующие самих банкиров результаты. Ведь в таком случае алгоритмы ИИ должны учитывать во время анализа множество факторов, которые нелегко описать сухим языком цифр.

После принятия закона о цифровом рубле начинается тестирование платежей цифровыми рублями реальных клиентов в группе банков, уже входящих в этот проект. Для банков, не входящих в пилотную группу, актуальной будет встраивание сервисов работы с цифровым рублем в их IT-системы. В перспективе цифровой рубль станет еще одной формой денег, которая была специально создана для расчетов как внутри страны, так и с «дружественными» странами. Центробанк для этого прилагает немалые усилия. Насколько эта новая форма денег будет принята россиянами – пока сказать трудно. Многое будет зависеть от удобства и надежности предложенных банками платежных сервисов.

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Пересмотр прогноза UnitedHealth спровоцировал волну распродаж в страховом секторе Пересмотр прогноза UnitedHealth спровоцировал волну распродаж в страховом секторе UnitedHealth Group неожиданно сократила прогноз по скорректированной прибыли на 2025 год до диапазона $26–26,50 за акцию, снизив предыдущий ориентир в $29,50–30,00, что оказалось значительно ниже прогноза аналитиков в $29,73 за акцию. В ответ на это котировки UnitedHealth рухнули более чем на 20%, что стало крупнейшим внутридневным падением с начала 2020 года, и оказало давление на весь сектор медицинского страхования. Кроме того, снижение акций UnitedHealth спровоцировало распродажу бумаг своих основных конкурентов — Elevance, CVS Health, Cigna, Centene и Humana. Blackstone удалось превзойти ожидания по прибыли Blackstone удалось превзойти ожидания по прибыли Американский гигант в сфере альтернативных инвестиций Blackstone опубликовал отчёт за первый квартал 2025 года, который удивил рынки. Компания сообщила о прибыли выше ожиданий, подчеркнув устойчивость своей бизнес-модели в условиях торговой неопределённости и волатильности на рынках. Китайская компания Chagee успешно дебютировала на NYSE Китайская компания Chagee успешно дебютировала на NYSE Китайская сеть чайных заведений Chagee успешно провела первичное публичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), в рамках которого удалось привлечь $411 млн. Цена за акцию была установлена на уровне $28, что соответствует верхней границе ранее заявленного ценового диапазона от $26 до $28, сообщили два источника, знакомые с деталями сделки.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)

Сообщить автору об опечатке:

Адрес страницы с ошибкой:

Текст с ошибкой:

Ваш комментарий или корректная версия: