Четверг, 21.11.2024
×
Дивиденды vs депозиты / Биржевая среда с Яном Артом

Маркетплейсы теснят госбанки?

Аа +
+6 -0
Владислав Лейбов,
финансовый аналитик

Конкуренцию крупнейшим банкам неожиданно начали составлять молодые банки маркетплейсов.

На прошедшей в апреле конференции «Платежная индустрия – стратегическое развитие и новые решения» представители крупнейших госбанков неожиданно заявили, что озабочены конкуренцией со стороны банков маркетплейсов Ozon и Wildberries.

«Для своих экосистем данные игроки используют свои собственные финтех-решения, финтех-услуги на базе и банковских, и факторинговых, и страховых продуктов, которые основаны на полноценной лицензии. Что дает возможность полноценно работать с клиентом абсолютно по всем направлениям банковских услуг. Это безусловный плюс, когда есть уникальная возможность встроиться в нативный клиентский путь по оплате товаров практически бесшовно», – сказала заместитель руководителя департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ Яна Тимофеева.

Зампред другого крупного госбанка – Промсвязьбанка Константин Басманов, обратил внимание, что маркетплейсы используют схемы оплаты с пониженной комиссией. «Маркетплейсы в СБП имеют маленькую комиссию, большой объем пополнения виртуальных карт через СБП [идет] бесплатно. Соответственно, очевидно целевой сценарий, который они внедряют, – пополни свою карту бесплатным переводом на Ozon или Wildberries и с этой картой внутри платежной системы – у них есть уже платежные лицензии – заплати продавцу на этом маркетплейсе с нулевой комиссией или с комиссией 0,3%», – описал процесс Басманов, добавив, что это приводит к исчезновению кешбэков у клиентов других банков и к росту маржи маркетплейсов.

Сходное мнение высказал и управляющий директор одного из крупнейших частных банков – Совкомбанка Андрей Оснос на банковском форуме «Эксперт РА»: «Удобство маркетплейсов в том, что они предлагают финансовые услуги в тот момент, когда клиент собирается приобрести товар».

Наличие собственных банков в экосистеме маркетплейса позволяет им предлагать способы оплаты товаров по цене ниже, чем при оплате этих же товаров картами банков-конкурентов. Например, маркетплейс Ozon предлагает оплачивать товары с помощью «Ozon карты» по более низким ценам, а Wildberries при выборе оплаты с помощью «Wildberries кошелька» дает скидку на товар в размере 3%.

Напомню, что маркетплейсы Ozon и Wildberries вместе занимают 80% рынка электронной коммерции. Ранее маркетплейсы пытались договориться с крупнейшими розничными банками о партнерстве, но не смогли получить от них необходимых условий сотрудничества. Поэтому маркетплейсы начали активно развивать собственные финансовые институты сравнительно недавно.

При этом банки маркетплейсов пока не могут похвастаться сопоставимыми размерами с госбанками-конкурентами. Например, банк «Озон» занимает по состоянию на 1 апреля 2024 года 61 место по активам, имеет капитал в размере 12 млрд. рублей. Прибыль банка за 2023 год составила 5 млрд. рублей. Общее число клиентов банка «Озон» и МКК «Озон кредит» уже составляет 20,2 млн. человек, и быстро растет. Но, как видим, работая внутри экосистемы своего маркетплейса, даже сравнительно небольшие банки могут составить конкуренцию крупнейшим банкам.

Ситуация с конкуренцией на банковском рынке страны ухудшается уже достаточно давно. Сейчас в России всего 320 банков, из которых 98 небольших банков с базовой лицензией.

За период с января 2022 по март 2024 года доля в активах банков топ-5 возросла с 64% до 65%. За последние 5 лет процесс концентрации банковских активов еще заметнее. Так, доля банков за пределами первой сотни по активам сократилась более чем вдвое – с 3,6% до 1,7%. За этот же период доля 10 крупнейших банков по активам возросла с 73,2% до 78,4%, а доля системно значимых банков вместе с их дочерними банками увеличилась с 73,4% до 80,4%.

За последние 10 лет число региональных банков сократилось в 2,5 раза. А число регионов, в которых нет ни одного местного банка, выросло более чем в 3 раза. Сегодня в 51 регионе страны нет ни одного местного банка. Большинство крупнейших российских банков свой головной офис располагают в Центральном федеральном округе, на их долю приходится более 80% от общих активов банковской системы страны. Даже сравнительно крупным региональным банкам сейчас становится все сложнее конкурировать с подразделениями федеральных банков в своих регионах. Конечно, отдельные примеры такой успешной конкуренции есть, но это скорее исключение, чем правило.

Доля инобанков в активах банковской системы с января 2022 по март 2024 года снизилась с 11,3% до 9,5%. Это тоже не способствовало росту конкуренции в банковском секторе.

При этом ведущие госбанки, прежде всего Сбербанк и ВТБ, сегодня имеют чрезвычайно прочные позиции на рынке, сконцентрировав более 50% от сводных активов банковской системы. Один только Сбербанк в ряде направлений бизнеса занимает до половины рынка. Даже в кредитовании малого и среднего бизнеса, в котором всегда были сильны средние банки, Сбербанк занимает сегодня 29,5%, а ВТБ – 11,9%, причем оба госбанка свою долю на этом рынке активно наращивают. Вряд ли в ближайшие годы завоеванные позиции крупнейшие госбанки уступят. Скорее, их доли рынка будут медленно расти.

Центробанк в своих планах по развитию финансового рынка страны имеет и планы по улучшению ситуации с конкуренцией на рынке банковских услуг. Уже традиционно Центробанк отводит развитию конкуренции целый раздел в «Перспективных направлениях развития банковского регулирования и надзора».

Регулятор, например, планирует расширить объем публикуемой банками финансовой отчетности, сократить объем отчетности, который готовят банки с базовой лицензией, облегчить средним и малым банкам доступ к долгосрочному финансированию. Для развития потенциала малых банков Центробанк работает над расширением возможностей финансирования сегмента МСБ через эти банки, а также над привлечением малых банков к участию в международных расчетах. Важной задачей является совместная работа Центробанка и Минфина над переходом на кредитный рейтинг в качестве основного критерия отбора банков для их участия в госпрограммах. Не секрет, что длительное время доступ небольших банков к госпрограммам был затруднен. Еще одной мерой по развитию конкуренции на рынке являются планы регулятора по допуску на рынок филиалов иностранных банков, которые могли бы стать расчетными центрами для взаимодействия с зарубежными контрагентами в условиях ужесточающихся международных финансовых санкций.

Важнейшим козырем в завоевании доли рынка сейчас стало качество цифровых сервисов. Развитие их – дело весьма затратное, непростое даже для банков среднего размера. Для расширения возможностей средних и малых банков, которые не могут выделить сравнимый с крупнейшими банками объем средств на разработку цифровых сервисов, Центробанк, по сути, создает сейчас собственную цифровую экосистему, включающую Систему быстрых платежей, Национальную систему платежных карт и карты «Мир», а также активно проходящие сейчас тестирование платежи цифровыми рублями. Но эта экосистема из-за более выгодных для клиентов условий со временем сама может вытеснить другие финансовые сервисы на обочину рынка.

Однако не должно быть иллюзий – на простое и быстрое решение проблемы конкуренции на российском банковском рынке рассчитывать вряд ли стоит. Речь может идти только о длительной серии совместных усилий Центробанка, Минфина и самих банков.

Пока же мы видим чаще признаки, наоборот, уменьшения конкуренции. Например, смена владельцев Росбанка и его планируемое объединение в одну банковскую группу с банком «Тинькофф» явно росту конкуренции на банковском рынке не способствует. Да и в целом для конкуренции с крупнейшими банками сегодня необходимо вкладывать сравнимые средства в развитие экосистем и технологий, что даже для средних по размеру банков, не входящих в крупные банковские группы, сделать непросто.

Фактор регулярных экономических кризисов в стране тоже нельзя исключать. Многие россияне в этих условиях предпочитают не рисковать своими деньгами и хранить их в системно значимых банках, у которых лицензию точно не отзовут. Недавний отзыв лицензии у банка «Киви» показал, что Центробанк готов отзывать лицензию даже у финансово устойчивых банков среднего размера, которые играют важнейшую роль в отдельной нише финансового рынка. И вряд ли это событие, как и возвращение Центробанка к практике отзыва лицензий у банков после длительного перерыва будут способствовать притоку новых клиентов в банки за пределами топ-20.

Насколько же для крупнейших банков опасны конкуренты – банки маркетплейсов? Оценить долю платежей клиентов маркетплейсов могут помочь данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). На начало 2024 года доля всей интернет-торговли в общем объеме розничных продаж составляла 13%. На все маркетплейсы приходилось 57% от онлайн-продаж, т.е. порядка 7% в общем розничном обороте. Кстати, конкуренцию Ozon и Wildberries на рынке маркетплейсов достаточно успешно составляют Avito и «Яндекс Маркет».

В этих условиях всем нам как потребителям банковских услуг можно лишь порадоваться новой возможности экономии, открывшейся благодаря несколько неожиданному укреплению на банковском рынке позиций молодых, но уже достаточно сильных игроков.

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Deere прогнозирует снижение прибыли на фоне падения спроса на сельскохозяйственное оборудование Deere прогнозирует снижение прибыли на фоне падения спроса на сельскохозяйственное оборудование Компания Deere & Co, ведущий мировой производитель сельскохозяйственного оборудования, опубликовала прогноз по прибыли на 2025 год, который оказался ниже ожиданий аналитиков. Основные причины — снижение доходов фермеров, инфляционное давление и уменьшение спроса на сельскохозяйственную технику. Китай принимает меры для стимулирования торговли на фоне угрозы новых тарифов США Китай принимает меры для стимулирования торговли на фоне угрозы новых тарифов США На фоне угроз избранного президента США Дональда Трампа ввести высокие тарифы на китайские товары, Министерство торговли Китая объявило о комплексе мер, направленных на поддержку внешней торговли. Эти шаги направлены на смягчение возможных негативных последствий и укрепление позиций Китая как одного из крупнейших участников мировой торговли. Baidu превзошла ожидания, несмотря на снижении выручки Baidu превзошла ожидания, несмотря на снижении выручки Китайский технологический гигант Baidu сообщил о падении выручки в третьем квартале на 3%, поскольку компания столкнулась со слабыми расходами со стороны клиентов на свои рекламные услуги в условиях вялой экономики. Несмотря на это, компания превзошла ожидания рынка, чему способствовал рост в сегменте облачных технологий и искусственного интеллекта.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)