При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Конкуренцию крупнейшим банкам неожиданно начали составлять молодые банки маркетплейсов.
На прошедшей в апреле конференции «Платежная индустрия – стратегическое развитие и новые решения» представители крупнейших госбанков неожиданно заявили, что озабочены конкуренцией со стороны банков маркетплейсов Ozon и Wildberries.
«Для своих экосистем данные игроки используют свои собственные финтех-решения, финтех-услуги на базе и банковских, и факторинговых, и страховых продуктов, которые основаны на полноценной лицензии. Что дает возможность полноценно работать с клиентом абсолютно по всем направлениям банковских услуг. Это безусловный плюс, когда есть уникальная возможность встроиться в нативный клиентский путь по оплате товаров практически бесшовно», – сказала заместитель руководителя департамента транзакционного розничного бизнеса ВТБ Яна Тимофеева.
Зампред другого крупного госбанка – Промсвязьбанка Константин Басманов, обратил внимание, что маркетплейсы используют схемы оплаты с пониженной комиссией. «Маркетплейсы в СБП имеют маленькую комиссию, большой объем пополнения виртуальных карт через СБП [идет] бесплатно. Соответственно, очевидно целевой сценарий, который они внедряют, – пополни свою карту бесплатным переводом на Ozon или Wildberries и с этой картой внутри платежной системы – у них есть уже платежные лицензии – заплати продавцу на этом маркетплейсе с нулевой комиссией или с комиссией 0,3%», – описал процесс Басманов, добавив, что это приводит к исчезновению кешбэков у клиентов других банков и к росту маржи маркетплейсов.
Сходное мнение высказал и управляющий директор одного из крупнейших частных банков – Совкомбанка Андрей Оснос на банковском форуме «Эксперт РА»: «Удобство маркетплейсов в том, что они предлагают финансовые услуги в тот момент, когда клиент собирается приобрести товар».
Наличие собственных банков в экосистеме маркетплейса позволяет им предлагать способы оплаты товаров по цене ниже, чем при оплате этих же товаров картами банков-конкурентов. Например, маркетплейс Ozon предлагает оплачивать товары с помощью «Ozon карты» по более низким ценам, а Wildberries при выборе оплаты с помощью «Wildberries кошелька» дает скидку на товар в размере 3%.
Напомню, что маркетплейсы Ozon и Wildberries вместе занимают 80% рынка электронной коммерции. Ранее маркетплейсы пытались договориться с крупнейшими розничными банками о партнерстве, но не смогли получить от них необходимых условий сотрудничества. Поэтому маркетплейсы начали активно развивать собственные финансовые институты сравнительно недавно.
При этом банки маркетплейсов пока не могут похвастаться сопоставимыми размерами с госбанками-конкурентами. Например, банк «Озон» занимает по состоянию на 1 апреля 2024 года 61 место по активам, имеет капитал в размере 12 млрд. рублей. Прибыль банка за 2023 год составила 5 млрд. рублей. Общее число клиентов банка «Озон» и МКК «Озон кредит» уже составляет 20,2 млн. человек, и быстро растет. Но, как видим, работая внутри экосистемы своего маркетплейса, даже сравнительно небольшие банки могут составить конкуренцию крупнейшим банкам.
Ситуация с конкуренцией на банковском рынке страны ухудшается уже достаточно давно. Сейчас в России всего 320 банков, из которых 98 небольших банков с базовой лицензией.
За период с января 2022 по март 2024 года доля в активах банков топ-5 возросла с 64% до 65%. За последние 5 лет процесс концентрации банковских активов еще заметнее. Так, доля банков за пределами первой сотни по активам сократилась более чем вдвое – с 3,6% до 1,7%. За этот же период доля 10 крупнейших банков по активам возросла с 73,2% до 78,4%, а доля системно значимых банков вместе с их дочерними банками увеличилась с 73,4% до 80,4%.
За последние 10 лет число региональных банков сократилось в 2,5 раза. А число регионов, в которых нет ни одного местного банка, выросло более чем в 3 раза. Сегодня в 51 регионе страны нет ни одного местного банка. Большинство крупнейших российских банков свой головной офис располагают в Центральном федеральном округе, на их долю приходится более 80% от общих активов банковской системы страны. Даже сравнительно крупным региональным банкам сейчас становится все сложнее конкурировать с подразделениями федеральных банков в своих регионах. Конечно, отдельные примеры такой успешной конкуренции есть, но это скорее исключение, чем правило.
Доля инобанков в активах банковской системы с января 2022 по март 2024 года снизилась с 11,3% до 9,5%. Это тоже не способствовало росту конкуренции в банковском секторе.
При этом ведущие госбанки, прежде всего Сбербанк и ВТБ, сегодня имеют чрезвычайно прочные позиции на рынке, сконцентрировав более 50% от сводных активов банковской системы. Один только Сбербанк в ряде направлений бизнеса занимает до половины рынка. Даже в кредитовании малого и среднего бизнеса, в котором всегда были сильны средние банки, Сбербанк занимает сегодня 29,5%, а ВТБ – 11,9%, причем оба госбанка свою долю на этом рынке активно наращивают. Вряд ли в ближайшие годы завоеванные позиции крупнейшие госбанки уступят. Скорее, их доли рынка будут медленно расти.
Центробанк в своих планах по развитию финансового рынка страны имеет и планы по улучшению ситуации с конкуренцией на рынке банковских услуг. Уже традиционно Центробанк отводит развитию конкуренции целый раздел в «Перспективных направлениях развития банковского регулирования и надзора».
Регулятор, например, планирует расширить объем публикуемой банками финансовой отчетности, сократить объем отчетности, который готовят банки с базовой лицензией, облегчить средним и малым банкам доступ к долгосрочному финансированию. Для развития потенциала малых банков Центробанк работает над расширением возможностей финансирования сегмента МСБ через эти банки, а также над привлечением малых банков к участию в международных расчетах. Важной задачей является совместная работа Центробанка и Минфина над переходом на кредитный рейтинг в качестве основного критерия отбора банков для их участия в госпрограммах. Не секрет, что длительное время доступ небольших банков к госпрограммам был затруднен. Еще одной мерой по развитию конкуренции на рынке являются планы регулятора по допуску на рынок филиалов иностранных банков, которые могли бы стать расчетными центрами для взаимодействия с зарубежными контрагентами в условиях ужесточающихся международных финансовых санкций.
Важнейшим козырем в завоевании доли рынка сейчас стало качество цифровых сервисов. Развитие их – дело весьма затратное, непростое даже для банков среднего размера. Для расширения возможностей средних и малых банков, которые не могут выделить сравнимый с крупнейшими банками объем средств на разработку цифровых сервисов, Центробанк, по сути, создает сейчас собственную цифровую экосистему, включающую Систему быстрых платежей, Национальную систему платежных карт и карты «Мир», а также активно проходящие сейчас тестирование платежи цифровыми рублями. Но эта экосистема из-за более выгодных для клиентов условий со временем сама может вытеснить другие финансовые сервисы на обочину рынка.
Однако не должно быть иллюзий – на простое и быстрое решение проблемы конкуренции на российском банковском рынке рассчитывать вряд ли стоит. Речь может идти только о длительной серии совместных усилий Центробанка, Минфина и самих банков.
Пока же мы видим чаще признаки, наоборот, уменьшения конкуренции. Например, смена владельцев Росбанка и его планируемое объединение в одну банковскую группу с банком «Тинькофф» явно росту конкуренции на банковском рынке не способствует. Да и в целом для конкуренции с крупнейшими банками сегодня необходимо вкладывать сравнимые средства в развитие экосистем и технологий, что даже для средних по размеру банков, не входящих в крупные банковские группы, сделать непросто.
Фактор регулярных экономических кризисов в стране тоже нельзя исключать. Многие россияне в этих условиях предпочитают не рисковать своими деньгами и хранить их в системно значимых банках, у которых лицензию точно не отзовут. Недавний отзыв лицензии у банка «Киви» показал, что Центробанк готов отзывать лицензию даже у финансово устойчивых банков среднего размера, которые играют важнейшую роль в отдельной нише финансового рынка. И вряд ли это событие, как и возвращение Центробанка к практике отзыва лицензий у банков после длительного перерыва будут способствовать притоку новых клиентов в банки за пределами топ-20.
Насколько же для крупнейших банков опасны конкуренты – банки маркетплейсов? Оценить долю платежей клиентов маркетплейсов могут помочь данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). На начало 2024 года доля всей интернет-торговли в общем объеме розничных продаж составляла 13%. На все маркетплейсы приходилось 57% от онлайн-продаж, т.е. порядка 7% в общем розничном обороте. Кстати, конкуренцию Ozon и Wildberries на рынке маркетплейсов достаточно успешно составляют Avito и «Яндекс Маркет».
В этих условиях всем нам как потребителям банковских услуг можно лишь порадоваться новой возможности экономии, открывшейся благодаря несколько неожиданному укреплению на банковском рынке позиций молодых, но уже достаточно сильных игроков.
обсуждение