При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Экономический кризис пришел надолго. Но Центробанк пока не готов оказать помощь участникам финансового рынка в полном объеме.
В минувшую пятницу глава Центробанка Эльвира Набиуллина провела большую онлайн-конференцию, огласив решение Совета директоров Банка России не изменять ключевую ставку и меры регулятора по стабилизации экономики и финансового рынка страны перед угрозой нового кризиса.
Напомню, что мировой экономический кризис начался как всегда неожиданно – с эпидемии в Китае.
Уже в начале февраля стало ясно, что одним Китаем дело не ограничится. А принимаемые правительствами разных стран жесткие карантинные меры способны на месяцы заморозить экономическую активность целых отраслей.
Для России экономическая ситуация сложилась особенно тяжелая. Карантинные меры и ценовые войны привели к обвалу цен на основные товары российского экспорта. Так, цена на нефть с начала 2020 года упала более чем вдвое, с 65 до примерно 25-28 долларов за баррель.
Обвал курса рубля за февраль-март с 63 до 80 рублей за доллар снижает и без того замороженные несколько лет реальные доходы россиян. Одно это обстоятельство самым плачевным образом отразится на множестве отраслей экономики и предприятий страны.
А ведь массовой эпидемии коронавируса в России еще нет. И, судя по развитию ситуации в других крупных странах, самые жесткие карантинные меры еще впереди. Сколько-нибудь точный прогноз о масштабах ущерба для экономики России дать пока невозможно. Но уже понятно, что от совокупности названных выше негативных факторов пострадает огромное число россиян.
Чтобы смягчить последствия удара по экономике и финансовой системе страны Центробанк огласил первый список антикризисных мер. Их основная цель – облегчить регуляторную нагрузку на банки, микрофинансовые компании и негосударственные пенсионные фонды, дав им возможность продолжать работать с клиентами после произошедшего обвала на российском финансовом рынке.
К мерам по поддержке физлиц Центробанк отнес рекомендации не взыскивать штрафы с россиян, заболевших коронавирусом. При этом банки и МФО получают право не досоздавать по таким кредитам резервы и не обращать взыскание на заложенную недвижимость до 30 сентября 2020 года. Кроме того, снижены требования к резервированию ипотечных кредитов с низкими первоначальными взносами.
Еще одна мера – переводы в Системе быстрых платежей до 100 тыс. рублей должны проводиться банками без взимания комиссии. Также регулятор прорабатывает вопрос об установлении предельных комиссий по эквайрингу для оплаты покупок банковскими картами.
К мерам по поддержке малого и среднего бизнеса Центробанк отнес запуск программы кредитов МСБ с лимитом 500 млрд. рублей, в рамках которой процентная ставка для банков-кредиторов установлена в размере 4% годовых. Это поможет бизнесменам получить кредит в банках на льготных во время кризиса условиях – не дороже 8,5% годовых. Также банкам и МФО дано право до 30 сентября 2020 года не увеличивать резервы по уже выданным МСБ кредитам при ухудшении финположения заемщиков и нарушении им сроков погашения ссуд.
Есть и меры по поддержке самих банков. Им дана возможность до начала 2021 года не производить переоценку купленных ценных бумаг, а также до 30 сентября 2020 года при расчете нормативов учитывать инвалюту по «докризисному» курсу. Эти меры дадут возможность банкам временно не отражать полученные убытки от обвала рынка и продолжить кредитование клиентов. Также отложены плановые проверки банков и даны послабления в части защиты информации, чтобы банки смогли перевести часть сотрудников на удаленную работу.
Нельзя сказать, чтобы полный перечень мер был очень мал. В более спокойные времена эксперты бы утирали слезы радости, рассказывая о том, как Центробанк облегчает бюрократический и регуляторный пресс на участников финансового рынка. Однако с учетом происходящих сегодня на финансовых рынках событий предложенные меры явно несоразмерны масштабу надвигающегося кризиса. Кроме того, вряд ли проблемы у банков и их клиентов закончатся в обозначенный Центробанком срок 30 сентября, и часть мер наверняка придется продлять как минимум до конца 2020 года.
На мой взгляд, уже сейчас было необходимо настоятельно рекомендовать банкам предоставлять кредитные каникулы даже полностью здоровым россиянам, которые временно оказались без источника дохода из-за остановки их предприятий. Таких россиян, пострадавших от мер карантина и от ухудшения экономической ситуации в стране, явно будет немало.
И уже не Центробанку, а правительству полезно было бы объявить об увеличении размеров пособий по безработице хотя бы до величины прожиточного минимума. Иначе совершенно непонятно, за счет чего оказавшиеся без средств к существованию россияне смогут не то, что гасить кредиты банкам, а просто покупать себе продукты и оплачивать услуги ЖКХ. Ведь значительная часть россиян не имеет никаких сбережений.
Эта мера помощи стала бы хоть какой-то заменой разовым выплатам субсидий, которые сейчас все шире используют в западных странах. В США, например, президент Дональд Трамп решил раздать всем гражданам страны по $1000 за каждый месяц вынужденного карантина и потери доходов.
Необходимо предусмотреть и ряд мер по поддержке малого и среднего бизнеса, которые помогут МСБ пережить пик падения спроса на товары и услуги из-за введения карантинных мер государством. Предоставление кредитных каникул – самое малое, что можно сделать для поддержки МСБ в такой ситуации. Но простого переноса выплат по кредитам и налогам на полгода вперед может оказаться недостаточно. Возможно, правительству нужно будет объявить о прямых субсидиях или серьезных налоговых льготах давно работающим на рынке компаниям МСБ с целью помочь им пережить самый пик падения спроса и не обанкротиться. Именно такие меры сейчас активно обсуждаются в отношении крупнейших российских частных и государственных компаний.
Также Центробанку необходимо было оперативно предпринять более решительные меры для стабилизации курса рубля, не доверяя полностью новый уровень курса волшебной «руке рынка». Мы уже видели, как в декабре 2014 года курс рубля упал слишком сильно, и потом на годы зафиксировался на этих заниженных значениях.
То, что недостаточность объявленных мер прекрасно понимают и в самом Центробанке, следует из совместного заявления Центробанка и Правительства России от 17 марта 2020 года. В нем прямо сказано, что пока точно оценить все последствия кризиса невозможно, и меры поддержки экономики будут приниматься по мере необходимости. Кроме того, в заявлении указаны меры правительства по поддержке предприятий наиболее пострадавших на сегодня отраслей – авиаперевозчиков и турфирм, а также меры, облегчающие работу торговых предприятий.
Особо отмечу тот запредельный оптимизм, который прозвучал в ответах Эльвиры Набиуллиной на вопросы онлайн-конференции 20 марта. Оказывается, Центробанк пока не ожидает спада в экономике России в 2020 году. Инфляция может достичь пика в начале 2021 года, но не слишком превысит 4% годовых. Облегчить регулирование потребкредитования Центробанк также пока не видит необходимости. Не видит необходимости регулятор ни в удержании в каких-либо границах курса рубля, ни в оказании прямой материальной помощи страдающим от кризиса россиянам. Впрочем, весьма показательно, что во время онлайн-конференции на лице самой Эльвиры Набиуллиной особого оптимизма в отношении будущего финансового сектора страны заметно не было.
Для оптимистов, считающих, что дно кризиса 2020 года уже пройдено, у меня плохая новость. Дно точно еще не пройдено. И хорошо, если мировые рынки – и финансовый рынок России в том числе – пройдут его в 1 полугодии 2020 года. Если же мировой кризис затянется, то и предприятия, и банки, и граждан России ждут очень непростые времена.
Сейчас почти любые выводы и прогнозы устаревают вскоре после их написания. Но вывод о том, что экономика и финансовый рынок страны без серьезной поддержки будут искать очередное дно – еще долго будет актуален.
обсуждение