При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Автомобильная промышленность и автокредитование показывают рекордный спад. Восстановление будет небыстрым.
Одна из наиболее пострадавших от международных санкций и добровольного ухода иностранных компаний из России отраслей промышленности – производство легковых автомобилей. Большинство иностранных компаний объявили о приостановке производства и продаж в России. А отечественные автозаводы сталкиваются с серьезными проблемами из-за задержек с поставками деталей и электронных компонентов.
Производство легковых автомашин в России по данным Росстата в марте месяце снизилось на 72% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. Данных Росстата по апрелю пока нет, но по предварительным подсчетам агентства «Автостат» апрельский объем производства оказался еще ниже мартовского.
До конца неясна перспектива восстановления работы всех совместных автосборочных заводов. Большинство компаний пока приостановили производство. Кто – по причинам геополитики, но большинство – по причине проблем с логистикой и нехватки запчастей.
Однако судьба крупнейшего завода «АвтоВАЗа» уже прояснилась. Пакет акций завода, принадлежащий концерну Renault, передан за символическую цену подведомственному Минпромторгу ФГУП НАМИ, а московский завод Renault – передан столичному правительству. Концерн Renault готовится списать в убытки 2,2 млрд. евро.
Ранее на московском заводе собирали модели Renault и Nissan, а на «АвтоВАЗе» – преимущественно модели Lada и две модели Renault. Теперь «АвтоВАЗ» будет производить традиционные Lada, первое время, скорее всего в несколько упрощенной комплектации из-за проблемы с запчастями. А мэр столицы Сергей Собянин решил возобновить на базе завода производство автомобилей под памятной старшему поколению россиян маркой «Москвич». Любопытно, что по просочившимся в прессу слухам новый «Москвич» будет производиться с помощью китайского автопрома. Некоторые мечтатели говорят даже о возможности запуска на заводе массового производства электромобилей. Впрочем, для перенастройки оборудования завода на производство других автомашин в любом случае потребуются время и серьезные инвестиции.
Вместе с падением объемов производства уменьшается выбор машин в автосалонах дилеров. Дилеры все чаще устанавливают запретительные цены на ряд моделей авто, чтобы растянуть складские запасы машин на более долгий срок и избежать полного опустения салонов.
Одновременно падают объемы продаж. В марте месяце по данным Ассоциации европейского бизнеса продажи новых легковых автомашин упали на 63% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. А в апреле падение составило 79%.
По оценкам Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомашин в 2022 году по сравнению с прошлым годом сократятся до 800 тыс. штук. Напомню, что сравнительно недавно, в 2012 году, в России было продано 2,9 млн. новых легковых автомашин, а российский авторынок по прогнозам экспертов мог стать крупнейшим в Европе по объему продаж.
Уже много лет значительная доля новых легковых автомашин продавалась в кредит. Автокредитование давно стало основным драйвером продаж автомашин. А для крупных банков автокредитование – еще и очень важный сегмент рынка, по перспективам развития уступающий только ипотеке. Ведь автокредит обеспечен залогом автомобиля, который в случае длительной просрочки банкиры могут найти и продать.
По мере роста цен на автомобили и стагнации реальных доходов многих россиян значение автокредитования только росло. На заемные деньги еще совсем недавно покупалось около 60% автомобилей. Рынок автокредитов был фактически монополизирован несколькими крупными банками – Сбербанком, Росбанком, ВТБ и Совкомбанком. За ними с заметным отрывом следовали РН банк, Тойота банк, БМВ банк и Юникредит банк. Активно наращивали долю рынка ФК «Открытие» и Тинькофф банк.
За 2021 год банками было выдано 935 тыс. автокредитов. Средний размер кредита составил 1,3 млн. рублей. По последним доступным данным Банка России сводный портфель автокредитов составил 1,3 трлн. рублей. Однако после повышения ключевой ставки Банком России в конце февраля банки были вынуждены поднять ставки по автокредитам до заградительных 25%-30% годовых. Одновременно банки значительно ужесточили отбор заемщиков, так как реальные доходы у многих россиян упали, а часть россиян оказалась под угрозой увольнения с работы или ухода в неоплачиваемый отпуск. Если в прошлом году уровень одобрения заявок на автокредит составлял 40%-45% для новых автомашин, то в марте месяце по данным НБКИ было одобрено всего лишь 10% заявок на автокредиты, а в апреле – 14% заявок. В результате число выданных автокредитов в марте месяце по данным НБКИ сократилось на 82% по сравнению с мартом прошлого года, а в апреле – сократилось на 81% в сравнении с апрелем прошлого года. Некоторые банки полностью остановили выдачу автокредитов, ожидая стабилизацию ситуации на рынке как с уровнем процентных ставок, так и с ценами на новые автомобили.
Скорее всего, после снижения процентных ставок по кредитам во 2 полугодии 2022 года банки будут гораздо охотнее выдавать автокредиты. Однако из-за падения реальных доходов многих россиян, дефицита автомашин и более тщательного отбора заемщиков по прогнозам аналитиков Frank RG в 2022 году автокредитование может снизиться по количеству выданных кредитов на 55%. Кроме того, с рынка кредитования могут уйти некоторые из дочерних банков автопроизводителей. Ведь они кредитовали покупки машин собственных брендов, официальные поставки и производство которых будут приостановлены на некоторое время. Всего на кэптивные банки автопроизводителей приходилось около 20% от объема выданных автокредитов. Их долю рынка могут со временем занять универсальные банки.
Что касается перспектив быстрого восстановления рынка легковых автомашин, то они пока скрыты туманом геополитики. Ожидается, что китайские и южнокорейские производители продолжат работу своих заводов в России. Однако я бы не слишком надеялся на активное строительство китайскими компаниями новых заводов. Китай всегда действует в первую очередь в интересах собственных производителей, а глубокая локализация производств автомашин в нашей стране китайским производителям не слишком выгодна. А пока китайцы могут ограничиться увеличением поставок из Китая готовых машин, в которых в самом Китае давно нет недостатка.
Что касается автозаводов западных производителей, то переориентация их оборудования на сборку других моделей – например, китайских или российских, будет делом непростым и затратным. Запланированный импорт автомашин западных марок через страны, не присоединившиеся к антироссийским санкциям, тоже вряд ли сможет быстро компенсировать образовавшийся на авторынке дефицит.
Остается одна надежда – на отечественный «АвтоВАЗ» и возрожденный мэрией столицы завод «Москвич». Вот только им придется решать очень непростые технические, логистические и организационные проблемы. Но думаю, что российские автолюбители без новых автомашин в итоге не останутся.
обсуждение