При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Какие финансовые профессии роботы оставят людям?
Все вы наверняка имели «счастливую» возможность пообщаться с роботом-консультантом, позвонив в справочную службу своего сотового оператора. И поняли, что далеко не все проблемы с ним можно решить. А те проблемы, которые решить все-таки можно – решать приходится иногда довольно долго.
Дозвониться же до «живого» сотрудника сотового оператора становится все сложнее. Зачастую подобная функция вообще отсутствует в предложенном клиенту меню автоматизированного колл-центра!
Более того! Нам обещают, что роботы и искусственный интеллект уже в ближайшие годы станут основной причиной массовой безработицы среди людей великого множества профессий. Например, Герман Греф в прошлом году обещал, что количество «живых» сотрудников Сбербанка с 330 тысяч к 2025 году сократится вдвое.
В финансовом секторе дозвониться до живого человека – пока не слишком сложная проблема. Однако сокращение расходов заставляет банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды и микрофинансовые компании все активнее заменять живых сотрудников роботами – автоматизированными системами и устройствами различной степени сложности и совершенства.
В результате колл-центры банков и финансовых компаний уже широко используют автоматизированные системы для помощи «живым» сотрудникам. И дело идет к тому, что значительная часть сотрудников колл-центров будут заменены роботами уже в обозримом будущем. А пробиться к «живому» сотруднику, станет непростой задачей.
Обзвоны должников автоматическими программами коллекторов – еще один пример использования автоматизированных систем в финансовом секторе. Впрочем, если вспомнить некоторые отвратительные примеры общения «живых» сотрудников с должниками, то в данной области разговор должника с роботом не слишком пугает.
Автоматизированные системы грозят заменить множество HR-специалистов или по-старому – кадровиков. Крупные участники финансового рынка активно применяют такие системы для предварительного отбора резюме на специализированных сайтах и первоначального обзвона кандидатов на рядовые позиции.
Понятно, что робот будет оценивать резюме по стандартным требованиям в сотни раз быстрее «живого» сотрудника. Но горе потенциальному кандидату, если его резюме не удовлетворяет одному из заранее заданных работодателем критериев. Например, если вы старше 45 лет. В этом случае «живой» сотрудник отдела кадров такое резюме никогда не увидит, так как оно не попадет в сделанную роботом предварительную выборку.
Не избежат замены роботами и сотрудники бэк-офисов банков и компаний, прежде всего – выполняющие простые типовые функции, которые легко поддаются автоматизации. Сотни тысяч российских бухгалтеров уже сегодня должны быть готовы к тому, что не смогут доработать до пенсии без смены профиля работы.
Достанется лиха сотрудникам банков и компаний, занятых механическим выполнением тысяч бюрократических требований Центробанка. Поскольку эти сотрудники не приносят никаких доходов, а их работа в подавляющем большинстве случаев выполняется по жестким правилам, то их функции будут переданы автоматизированным системам в максимальной степени. И этот процесс уже активно идет. А постепенный переход в России на электронный документооборот еще больше облегчит замену «живых» сотрудников бездушными машинными алгоритмами.
Еще недавно профессия юриста считалась в России одной из самых перспективных и доходных. Теперь это, похоже, уже не так. Около года назад зампред Сбербанка Вадим Кулик, под руководством которого в банке была создана знаменитая «кредитная фабрика», доложил о скорейшем увольнении 3 тысяч юристов банка и замене их автоматизированной системой. Роботы-юристы успешно составляют письма и исковые заявления по не слишком сложным делам.
Самое пикантное, что под сокращение подпадут не только менеджеры и продавцы финансовых услуг, но и многие специалисты IT-служб компаний и банков. Уже сегодня в Соединенных Штатах крупные компании продают свои дата-центры Microsoft, Google и Amazon.
Непрофильным компаниям невыгодно развивать и поддерживать собственные хранилища данных, а целесообразнее пользоваться услугами крупнейших IT-корпораций. Естественно, централизация хранилищ данных приводит к сокращению обслуживающих их специалистов.
Но если банкомат уже давно стал привычной заменой «живого» кассира в небольшом отделении банка, то с заменой остальных сотрудников роботами пока возникает немало проблем.
Относительно недавний пример «успешной» работы систем искусственного интеллекта в банках – массовая блокировка банковских карт из-за будто бы подозрительных операций клиентов. Дело в слишком жесткой настройке автоматизированных систем банков и в автоматизации подавляющей части подобных решений. Там, где сотрудник банка легко понимает ситуацию, и примет верное решение, немного отступив от излишне формализованной инструкции, автомат сделает все по правилам. Схожие проблемы уже возникают и при автоматизации блокировки расчетных счетов предприятий малого бизнеса.
В итоге любой, кто столкнулся с роботом и искусственным интеллектом не при просмотре очередного фантастического фильма, а в реальной жизни, знает, что это столкновение далеко не всегда приносит положительные эмоции.
Если посмотреть на наступление роботов и систем искусственного интеллекта максимально широко, то замена людей роботами оказывается финансово привлекательной в областях, связанных с относительно несложной офисной работой, которая осуществляется по сравнительно простым алгоритмам. В этом случае все сводится к покупке компьютеров и написанию для них сравнительно недорогих программ.
Замена же людей на производствах и в сфере обслуживания требует не только компьютера и программы, но также покупки относительно сложных «физических» механизмов, этих людей заменяющих. В целом такая замена обходится уже заметно дороже, чем просто покупка компьютеров и программ. Она имеет смысл или на производствах с огромными объемами выпуска продукции, или в странах с высокой стоимостью рабочей силы и крупными социальными льготами для «живых» работников.
Поэтому относительная дешевизна рабочей силы в России за пределами нескольких крупнейших мегаполисов позволит миллионам россиян, занятых на реальном производстве и в сфере услуг, еще достаточно долгое время не опасаться нашествия умных машин.
Значительная часть теневой экономики в России также будет тормозить внедрение роботов и систем искусственного интеллекта. Ведь в программах вряд ли будут предусмотрены специальные блоки для ведения «серой» бухгалтерии. А число россиян, занятых в «серой» области экономики, составляет по самым грубым прикидкам экспертов несколько десятков миллионов человек.
Впрочем, в России основная опасность быть уволенными сотрудникам финансового сектора пока исходит вовсе не от роботов или новомодного финтеха. Центробанк уже несколько лет упорно зачищает российский финансовый рынок от подозрительных по его мнению компаний и банков. В результате выброшенными на улицу оказались сотни тысяч сотрудников банков, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и прочих участников финансового рынка.
Этот процесс идет одновременно с затяжным экономическим кризисом и закрытием всеми участниками рынка неприбыльных отделений. Клиенты оставшихся на плаву отделений максимально переводятся в дистанционные каналы обслуживания. А работа с ними – максимально автоматизируется. Частные клиенты уже совершают бОльшую часть операций через системы ДБО. На очереди – перевод в системы ДБО максимального перечня операций с клиентами малого и среднего бизнеса.
Думаю, уцелевшим от сокращений сотрудникам финансового сектора расслабляться все же не стоит. Через 5-7 лет вполне вероятна новая волна сокращений, вызванная уже исключительно внедрением новых технологий. Под нее попадут множество россиян, чьи каждодневные функции удастся успешно автоматизировать. Поэтому всем нам нужно быть готовым всю жизнь учиться и осваивать новые навыки и даже профессии.
обсуждение