При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Размер потерь россиян от действий мошенников растет. Основные способы хищений остались прежними. Но появляются и опасные новинки.
После очередного звонка из «службы безопасности Сбербанка» я решил посмотреть, как идут дела у финансовых мошенников. Известно, что любые кризисы в экономике – золотое время для мошенников всех мастей. Они с удовольствием и даже весьма успешно используют старые, проверенные методы обмана. Но оказывается, что с учетом окружающей нас реальности мошенники успешно создают и новые способы, проявляя при этом завидную осведомленность о проблемах рядовых россиян.
Например, недавно появилась схема обмана, рассчитанная на частных инвесторов. Мошенники предлагают вернуть деньги, которые неудачливые россияне потеряли на инвестициях на фондовом рынке. При этом у граждан выпытывают данные об их финансовых операциях, а также выманивают «комиссию» за будто бы оказываемые услуги. Уверен, что обязательно появятся и мошенники, предлагающие за скромную плату разблокировать зарубежные активы частных инвесторов. И они тоже найдут своих жертв.
На фоне новостей о блокировке части мобильных номеров мошенники представляются сотрудниками сотовых операторов, говорят, что срок действия СИМ-карты истекает, а для его продления нужно назвать код из СМС-сообщения. При этом мошенники угрожают, что если этого не сделать, то СИМ-карта будет заблокирована, а телефонный номер отобран без возможности восстановления. На самом деле мошенники пытаются таким образом получить доступ к личному кабинету на сайте оператора связи, а далее – поменять пароль на доступ к мобильному банку.
Пытаются мошенники заработать и на ослаблении курса рубля, а как следствие – желании россиян продать подороже имеющуюся у них валюту или же купить валюту по более выгодному курсу. Для этого используют боты в Telegram. Естественно, ни рублей, ни валюты жертвы этого мошенничества не получат.
На фоне приближения осеннего призыва в соцсетях и мессенджерах растет число групп, в которых предлагают помощь в уклонении от службы в армии, а на самом деле выманивают у пользователей персональные данные и деньги. На фоне скорого запуска реестра военнообязанных можно ожидать предложений от мошенников по удалению данных из реестра за соответствующее вознаграждение.
Нам часто кажется, что уж я-то не попадусь на очередную уловку мошенников. Но вот у мошенников появляется очередная удачная схема. И, возможно, не вы, а ваши дети или родители уже переводят мошенникам очередные десятки и даже сотни тысяч рублей. Это объясняется просто – совершенствуются не только схемы финансового обмана, но и мастерство мошенников в психологическом давлении на свои жертвы.
По данным Центробанка за 2022 год, с мошенниками сталкивались 35% россиян, а у 3,5% россиян мошенникам удалось украсть деньги. Однако некоторые эксперты по информационной безопасности уверены, что масштаб хищений заметно выше, просто не все пострадавшие попадают в банковскую статистику. При этом, несмотря на реальный рост финансовой грамотности россиян, объемы хищений мошенниками успешно растут. По последним данным Центробанка, за 2 квартал 2023 года мошенниками было совершено 245 тысяч удачных хищений денежных средств на общую сумму 3,5 млрд. рублей. Возвращено банками клиентам было всего лишь 4,5% от похищенных денег. На методы социальной инженерии пришлось около половины удачных хищений.
Процент возврата похищенных средств их законным владельцам очень мал по нескольким причинам. Да, по статье 9 закона №161-ФЗ «О Национальной платежной системе» банки обязаны в течение 30 дней по переводам внутри России и в течение 60 дней по трансграничным переводам вернуть украденные деньги, если хищение произошло не по вине их владельца. Однако это правило не действует, если хищение произошло с использование мошенниками методов социальной инженерии. Напомню, что при этом жертвы сами сообщают мошенникам данные, позволяющие им похитить деньги, например, трехзначный код с обратной стороны банковской карты или коды из СМС от банка для подтверждения банковского перевода. В этом случае жертва мошенников лишается права требовать с банка возврата похищенных средств согласно договору с банком и вышеназванного закона №161-ФЗ.
С июля 2024 года должен заработать принятый минувшим летом закон, согласно которому банками будет автоматически анализироваться каждый перевод. И если счет получателя денежных средств будет находиться в специальной базе счетов, используемых мошенниками, то банк задержит перевод на двое суток и уведомит клиента о возможности хищения его средств. Но эксперты по информационной безопасности уверены, что даже эти меры не смогут полностью оградить деньги наших сограждан от мошенников.
Как же можно избежать хищения своих средств? Очень полезно знать самые частые схемы обмана. О них нам сообщает Центробанк в специальном разделе своего сайта. Популярны схемы с мошенническими сайтами, которые трудно отличить от настоящих, сообщения об утечке персональных данных, звонки от «сотрудников» мобильных операторов, банков, полиции, Следственного комитета и даже самого Центробанка. Мошенники ведут себя напористо, и нередко предупреждают своих жертв об ответственности в случае отказа с ними сотрудничать.
Очень важно внимательно относиться к распространению личных данных, как в «физическом» виде, например, ксерокопий вашего паспорта, так и в интернете, в том числе – в соцсетях. Любые данные о вашем финансовом достатке, уже проведенных или предстоящих финансовых операциях могут быть использованы мошенниками.
Впрочем, хищения ценных персональных данных происходят регулярно. Например, совсем недавно в интернет попали данные карт клиентов МТС Банка, включающие фамилию, ИНН, номера телефонов и адреса электронной почты, а также частичные номера банковских карт и сроки их действия. Данные подобных утечек давно и успешно используются мошенниками.
Очень полезными могут оказаться приложения для смартфонов, которые на основе жалоб пользователей ведут актуальные базы телефонных номеров мошенников. В этом случае смартфон можно настроить таким образом, что большинство злоумышленников просто не смогут до вас дозвониться. Особенно эти приложения могут оказаться полезны при их установке на смартфоны детей-подростков и престарелых родителей.
Интересную новацию планирует использовать банк «Тинькофф». Сервис «Защитим или вернем деньги» включает в себя определитель номера, блокировку подозрительных трансакций, а также защиту денежных переводов. Однако работать этот сервис будет, если клиент использует не только банк «Тинькофф», но и телефонный номер «Тинькофф Мобайл».
Но самый верный способ не попасться на уловки мошенников и не потерять деньги – изначально максимально критично относиться к любым звонкам от незнакомых вам людей на тему ваших финансов. Не стесняйтесь прервать в самом начале разговор с самозваными сотрудниками Центробанка, службы безопасности банка, МВД и Следственного комитета. Именно сотрудниками этих ведомств сегодня чаще всего представляются мошенники, рассчитывая с самого начала войти в доверие или запугать свою жертву.
Мошенники всячески будут стараться создать такую ситуацию, чтобы вы продолжали с ними общение. Иначе весь их обман сразу раскроется. Поэтому в любой ситуации, когда вам звонят незнакомые люди и давят, стараясь побудить к каким-либо финансовым операциям, не стоит поддаваться на их уговоры и тем более делать что-либо в этой спешке.
При необходимости перезвоните в ваш банк или в любую другую организацию, «сотрудники» которой вас донимают, и уточните, что же происходит на самом деле. Для этого крайне полезно заранее сохранить правильные номера телефонов колл-центров ваших банков и приемных региональных государственных органов в вашем смартфоне. И ни в коем случае нельзя сообщать незнакомым людям по телефону любую информацию о себе, особенно касающаяся ваших финансов. Напомню – больше чем в половине случаев удачных хищений жертва сама сообщает мошенникам требуемые им данные.
обсуждение