При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Инфляция вырвалась из-под контроля. Меры борьбы с ней выбираются старые и проверенные.
Важнейшей проблемой современности стала вырвавшаяся из-под контроля чиновников потребительская инфляция. Напомню кратко историю борьбы с инфляцией за последние месяцы.
В декабре 2020 года кто-то в правительстве вчитался в сводки Росстата и внезапно обнаружил, что товары первой необходимости для большинства россиян – стали резко дорожать. Поэтому до первого квартала 2021 года в России были установлены предельные цены на подсолнечное масло и сахар, а для сдерживания подорожания хлеба ввели квоту и пошлины на экспорт зерна.
Вскоре у ряда торговых сетей начались сложности с закупкой масла и сахара по регулируемым ценам. Поставщики готовы отгружать на таких условиях ограниченные объемы товара, причем самовывозом.
В конце января 2021 года к контролю за ценами подключилась Федеральная налоговая служба, которая не только следит за розничными ценами на социально значимые продукты, но и запрашивает у ритейлеров их прогноз. В перечне – мясо, рыба, молочные продукты, сахар, соль, чай, хлеб, крупы и овощи.
В январе-феврале в рост пошли уже цены на куриное мясо и яйца. Цены на них тоже оперативно заморозили на два месяца.
Быстрее обычного растут цены на овощи – картофель, морковь, помидоры и огурцы. Цены на них пока не заморожены.
А последняя новость с фронта борьбы с инфляцией – обсуждение поправок в регулирование оптовых цен на бензин. Бензин – о, неожиданность! – тоже стал дорожать, причем его розничные цены в некоторых регионах оказались меньше, чем оптовые. И долго такая ситуация продолжаться не может.
Опыт многих стран показывает, что когда начинаешь бороться с инфляцией регулированием цен на товары, бывает очень трудно остановиться. Наверное, поэтому Александр Лукашенко в соседней Белоруссии принял недавно сразу комплексное решение, с 1 марта заморозив цены на 62 вида социально значимых товаров. В список заморозки вошли, например, рис, мука, гречка, манка, хлеб, говядина, свинина, рыба, молоко, сахар, мыло, туалетная бумага, спички и ряд других товаров первой необходимости. Отдельный список создан для лекарств, куда внесены пока 50 лекарственных препаратов.
Россиянам постарше памятен опыт масштабного регулирования цен на товары в СССР. А также то, чем это регулирование закончилось. Напомню, что и в России уже проходили кампании по борьбе с ростом цен. Например, во время кризиса в 2007-2008 годах правительство договорилось с производителями и ритейлерами о заморозке цен на масло, молоко, хлеб и яйца. Закончилось все резким ростом цен после их разморозки.
Конечно, для тех россиян, кто сам делает регулярные закупки товаров в магазинах, в быстром росте цен на продукты за последние месяцы нет ничего нового. Уже много лет цены на самые популярные продукты растут темпами гораздо бОльшими, чем те цифры потребительской инфляции, которые рассчитывает и публикует Росстат. Волшебники этого ведомства давно научились обманывать злобную инфляцию умелым подбором товаров в свою потребительскую корзину. Альтернативные подсчеты удорожания потребительских корзин реальных россиян проводятся регулярно, например, Ромиром. И так же регулярно показывают рост стоимости реальных потребительских корзин темпами в 3-4 раза выше «официальной» инфляции.
Беда в том, что на официальных данных Росстата основывают свои решения все правительственные ведомства. Например, Банк России на основании этих данных задает размер процентных ставок на финансовом рынке.
О причинах высокой инфляции на продукты питания и прочие товары первой необходимости в России можно написать отдельную большую статью. Причин этих огромное множество – от роста мировых цен на продовольствие и зависимости российских производителей продовольствия от импортных товаров и оборудования до политики Минфина и Центробанка, которые финансируют дефицит российского бюджета.
Вопрос в том, какие эффективные меры можно оперативно принять, чтобы смягчить удар цен по россиянам. Напомню, что только за 2020 год по данным Росстата реальные доходы россиян сократились в среднем на 3,5%. В недавнем опросе финансово пострадавшими от последствий пандемии назвали себя 53% россиян. А опрошенные представители торговых сетей рассказали, что россияне сегодня массово экономят и переходят на покупку более дешевых продуктов и товаров повседневного спроса.
Естественно, давно уже пора привести состав и вес товаров в потребительской корзине Росстата в соответствие с реальной потребкорзиной среднего россиянина. Непорядок, когда важнейшие решения наших государственных ведомств основываются на статистических данных об инфляции, над которыми смеются россияне, ведущих семейный бюджет.
Но одним только усовершенствованием учета цен дело, конечно, не поправить. К счастью, в мире есть и опробованные успешные способы борьбы с влиянием растущей инфляцией на жизненный уровень населения.
Логично было бы последовать примеру других стран G-20 и объявить о новом пакете антикризисной помощи населению. Единоразовая выплата всем россиянам по 15-20 тыс. рублей на несколько месяцев смягчила бы остроту проблемы с нехваткой денег на продукты. Те россияне, которые посчитают свое благосостояние не пострадавшим в кризис, могут сами отказаться от получения этих средств. Подобные выплаты гражданам в нынешний кризис – быстрая и эффективная мера, хорошо показавшая себя во многих странах мира.
Затем хорошей и эффективной мерой помощи малообеспеченным россиянам могут стать и продуктовые талоны, идею о введении которых в правительстве обсуждают уже много лет, но так и не решаются ее реализовать.
Очень важно увеличить предложение продовольственных товаров на российском рынке. Это тоже можно сделать достаточно быстро. Нужно просто отменить бОльшую часть ограничений продуктовых контрсанкций.
Такая мера позволит вернуться на российский рынок недорогим и качественным продуктам из Евросоюза. Тем более, что уже понятно, что планы о полном импортозамещении оказались неосуществимыми в запланированном объеме.
Да и спрос на продовольствие в мире сейчас таков, что его производители без особых проблем находят сбыт для своей продукции.
В более отдаленной перспективе – скажем, 2-3 лет, на снижение цен может повлиять развитие конкуренции и дополнительные меры стимулирования развития частного бизнеса, причем не только в отрасли агропрома. Ведь если с одной стороны на рынке будет больше предложение товаров, а с другой стороны – реальные доходы россиян начнут расти, то проблема продовольственной инфляции и нехватки денег у значительной доли россиян на товары первой необходимости уже не будет столь острой.
обсуждение